Задание 15 предполагает, что учащийся умеет мыслить аналитически и излагать свои мысли на бумаге. Предлагается представить себя в какой-то ситуации и написать, что ты будешь говорить, либо просят рассказать, что по вашему означает та или иная фраза. Готовые домашние задания помогут сориентироваться, если вы растерялись, что писать.

Варианты заданий для тренировок с ответами от 7 гуру.

ГДЗ к заданиям 15 ВПР по русскому

1. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Любишь кататься  — люби и саночки возить.

Ответ:

Выражение Любишь кататься  — люби и саночки возить будет уместно в ситуации, когда мой младший брат после игры не хочет убирать за собой игрушки.

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения.

2. Представь, что одноклассники пригласили тебя на каток, а ты по уважительной причине не можешь прийти. Постарайся отказаться от приглашения так, чтобы не обидеть ребят. Запиши свой отказ.

Ответ:

Извините, я не могу пойти сегодня на каток, потому что мне нужно помочь маме. В другой раз я обязательно к вам присоединюсь.

Примечание: в предложении использовано этикетное слово «извините», позволяющее вежливо сформулировать отказ.

3. Представь, что по болезни ты пропустил (пропустила) уроки и плохо понимаешь новую тему по математике. Вежливо попроси одноклассника (одноклассницу) помочь тебе. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Примерный вариант просьбы:

Помоги мне, пожалуйста, разобраться в новой теме по математике! Я буду тебе очень благодарен (благодарна).

4. Представь, что тебе нужно уйти с последнего урока, чтобы успеть на приём к врачу. К сожалению, мама не успела предупредить об это учителя устно, но написала записку. Вежливо попроси учителя отпустить тебя. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Примерный вариант просьбы:

Извините, пожалуйста, могли бы Вы отпустить меня с последнего урока? На это время я записан (записана) к врачу. Мама просила передать Вам записку.

5. Представь, что ты не смог (не смогла) решить задачу по математике, которую задали на дом. Вежливо попроси одноклассника (одноклассницу), который (которая) справился (справилась) с задачей, объяснить тебе ход решения. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Примерные вариант просьбы:

Объясни мне, пожалуйста, ход решения домашней задачи. Я не смог (не смогла) её решить.

6. Представь, что в твой день рождения одноклассники приготовили для тебя красочную стенгазету, главным героем которой являешься ты  — твои увлечения, достижения. Поблагодари ребят за необычный подарок. Запиши слова благодарности.

Ответ:

Примерный вариант благодарности:

Ребята, большое спасибо за необычный подарок! Мне очень приятно, что вы знаете о моих увлечениях, внимательны к моим успехам.

7. Представь, что для доклада о животных Африки тебе нужно прочесть статью из энциклопедии, но книга стоит на самой верхней полке книжного шкафа. Вежливо попроси кого-нибудь из взрослых достать энциклопедию. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Примерный вариант просьбы:

Пожалуйста, папа (мама, дедушка и др.), достань мне с верхней полки энциклопедию. Большое спасибо!

8. Представь, что на урок труда нужно было принести клей, а ты забыл (забыла) его дома. Вежливо попроси соседа (соседку) по парте, у которого (которой) есть запасной клей-карандаш, одолжить его тебе. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Примерный вариант просьбы:

Извини, пожалуйста, ты мог (могла) бы мне дать на время урока клей-карандаш? К сожалению, я забыл (забыла) свой дома.

9. Представь, что тебе нужно позвонить домой после уроков, а твой мобильный телефон разрядился, и зарядка от него осталась дома. Вежливо попроси одноклассника (одноклассницу), у которого (которой) есть с собой зарядка, одолжить её тебе на время. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Примерный вариант просьбы:

Извини, пожалуйста, ты мог (могла) бы одолжить мне свою зарядку? К сожалению, мой телефон разрядился.

10. Представь, что ты написал (написала) письмо ровеснику из Англии по-английски, но не уверен (не уверена), что не допустил (не допустила) в письме ошибок. Вежливо обратись к учителю английского языка с просьбой проверить твоё письмо. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Примерный вариант просьбы:

Извините, пожалуйста, Вы могли бы проверить моё письмо к английскому другу по переписке? К сожалению, я пока недостаточно хорошо знаю английский язык.

11. Представь, что ты не заметил (не заметила), как уронил (уронила) в раздевалке перчатку, и направился (направилась) к выходу. Твой одноклассник поднял перчатку и отдал тебе. Вежливо поблагодари одноклассника. Запиши слова благодарности.

Ответ:

Примерный вариант благодарности:

Спасибо тебе большое, ты настоящий друг! Жаль было потерять перчатку!

12. Представь, что тебе предложили перейти через дорогу не по пешеходному переходу и нарушить правила. Запиши свой отказ.

Ответ:

Я не стану нарушать правила, потому что это опасно, и вам не советую этого делать. Спасибо, что вы меня правильно поняли.

Примечание: в предложении использовано этикетное слово «спасибо», позволяющее вежливо сформулировать отказ.

13. Представь, что у тебя день рождения. Напиши пригласительное письмо своему другу.

Ответ:

Лёша! В субботу мой день рождения. Мне будет очень приятно видеть тебя в числе гостей. Приходи, пожалуйста, к 17.00 часам. Твой друг Андрей.

Примечание: в предложении использовано этикетное слово «пожалуйста», позволяющее вежливо сформулировать приглашение.

14. Представь, что одноклассники пригласили тебя на каток вместо уроков в школе, чтобы посмотреть тренировку хоккейной команды. Но на уроке математики будут объяснять новую тему. Запиши свой отказ.

Ответ:

Ребята, извините, я бы не хотел пропустить новую тему по математике, поэтому присоединюсь к вам на катке после уроков.

Примечание: в предложении использовано этикетное слово «извините», позволяющее вежливо сформулировать отказ.

15. Представь, что твой одноклассник (одноклассница) заболел. Напиши ему (ей) открытку с пожеланием скорейшего выздоровления.

Ответ:

Здравствуй, Лида. Узнав о твоей болезни, мы очень огорчились. Выздоравливай поскорее, нам тебя не хватает. Твои одноклассники.

В данной речевой ситуации уместно использованы слова: огорчились, нам тебя не хватает, которые помогают передать встревоженность состоянием здоровья девочки.

16. Представь, что ты опоздал в школу, потому что помогал маме и отводил младшую сестрёнку (брата) в детский садик. Напиши объяснительную записку.

Ответ:

Я сегодня опоздал в школу, потому что отводил сестрёнку в детский сад. Прошу прощения за опоздание, обещаю, что больше этого не повторится.

Этикетные слова «прошу прощения» и слово «обещаю», использованные в объяснительной записке, позволяет настроить того, кому адресована записка, на понимание и снисхождение.

17. Запиши своё имя в разных вариантах. Кто и в каких ситуациях так тебя называет, какой из вариантов имени тебе нравится больше всего? Напиши памятку для своих родных и друзей, чтобы они знали, как именно к тебе лучше обращаться в разных ситуациях.

Ответ:

Ваня - так меня зовут учителя и знакомые.

Ванёк - так меня зовут друзья, когда мы играем вместе.

Ванюша - так меня зовут дома мама и бабушка, а иногда и папа.

Иван - так меня чаще всего зовёт папа, когда я что-то сделаю не так.

Мне нравится моё имя в любом из этих вариантов, потому что так звали моего дедушку, который погиб на войне, я им очень горжусь.

Мне бы очень хотелось обратиться к папе и попросить его использовать чаще имя «Ванюша», хотя я, конечно, понимаю, что папа обращается ко мне как к взрослому - Иван, потому что хочет, чтобы я отвечал за свои поступки, а не вёл себя как несмышлёный ребёнок.

18. Представь, что твой одноклассник (одноклассница) стал победителем школьной олимпиады (спортивного турнира). Напиши небольшую заметку об этом событии для школьной стенгазеты.

Ответ:

Наш одноклассник Соколов Дима стал победителем школьной олимпиады по биологии. Он увлечён биологией с 5 класса: всё время что-то исследует, любит наблюдать за животными и растениями, занимается в школьном кружке «Зелёная лаборатория». Победа Димы неслучайна: он приложил немало усилий, чтобы много узнать, разобраться в запутанных вопросах. Мы от всей души поздравляем Диму с этой победой!

19. Представь, что тебе предложили прочитать стихотворение на школьном вечере, но ты плохо себя чувствуешь. Запиши свой отказ.

Ответ:

Ребята, извините, но на этот раз я не смогу выступить на школьном вечере. Я плохо себя чувствую. В другой раз я обязательно поучаствую и с удовольствием прочту свои стихи.

Примечание: в предложении использовано этикетное слово «извините», позволяющее вежливо сформулировать отказ.

20. Представь, что ты недавно посмотрел интересный фильм (спектакль). Напиши о нём небольшую заметку.

Ответ:

Недавно мне довелось посмотреть музыкальный спектакль «Летучий корабль». Яркие декорации, великолепная игра актёров оставили неизгладимые впечатления. Рекомендую всем посмотреть этот спектакль.

21. Представь, что завтра день рождения твоей учительницы. Напиши текст для поздравительной открытки.

Ответ:

Уважаемая Александра Дмитриевна!

От всей души поздравляю Вас с днём рождения! Пусть в этот день рядом с Вами будут Ваши близкие люди, пусть по-весеннему светит солнце, а Ваши родные и ученики всегда радуют Вас своими успехами.

22. Представь, что твой друг (подруга) попросили тебя погулять с собакой, но у тебя аллергия. Запиши свой отказ.

Ответ:

Света, извини, но из-за своей аллергии я не смогу погулять с твоей собакой. Давай вместе попросим Аню, может, у неё получится.

Примечание: в предложении использовано этикетное слово «извини», позволяющее вежливо сформулировать отказ.

23. Представь, что на прогулке ты поцарапал (поцарапала) руку. Твой друг (подруга), заметив это, заклеил (заклеила) твою царапину пластырем. Вежливо поблагодари друга (подругу). Запиши свою благодарность.

Ответ:

Аня, что бы я без тебя делала! Спасибо тебе большое за помощь. Я даже была удивлена, насколько ты быстро сориентировалась, что нужно делать.

Примечание: в предложении использовано этикетное слово «спасибо», позволяющее предать благодарность.

24. Представь, что тебе необходимо срочно сходить к ветеринару с твоим питомцем. Вежливо попроси своего друга (свою подругу) помочь тебе поместить питомца в сумку-переноску. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Максим, помоги мне, пожалуйста, подержи сумку-переноску, а я посажу в неё Барсика. Буду очень признателен, если ты сможешь сходить с нами к ветеринару, тогда-то уж точно мы вдвоём без труда справимся с Барсиком и у доктора.

Примечания: использованы этикетные слова: пожалуйста, буду очень признателен, позволяющие вежливо сформулировать просьбу.

25. Представь, что друг (подруга) подарил (подарила) тебе на день рожденья ту книгу, о которой ты давно мечтал (мечтала). Поблагодари друга (подругу). Запиши свою благодарность.

Ответ:

Игорь, большое спасибо тебе за книгу. Я давно мечтала прочесть «Двух капитанов».

Примечание: в предложении использовано вежливое слово «спасибо», позволяющее сформулировать благодарность.

26. Представь, что одноклассник (одноклассница) пригласил (пригласила) тебя в гости на день рождения. Поблагодари пригласившего (пригласившую). Запиши свою благодарность.

Ответ:

Саша, я рада твоему приглашению. Непременно приду, ведь твой день рождения и для меня праздник - ты моя лучшая подруга.

27. Представь, что одноклассник (одноклассница) взял (взяла) у тебя почитать книгу и долго не возвращает. Вежливо попроси вернуть книгу. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Лера, для подготовки доклада мне очень нужна книга, которую ты взяла у меня неделю назад. Верни мне её, пожалуйста, а я как только выполню задание, смогу дать тебе книгу снова.

Примечание: в предложении использовано этикетное слово «пожалуйста», позволяющее вежливо сформулировать просьбу.

28. Представь, что одноклассники после уроков решили остаться на репетицию спектакля, в котором ты тоже участвуешь. По уважительной причине ты не можешь прийти. Постарайся вежливо отказаться. Запиши свой отказ.

Ответ:

Ребята, мне сегодня нужно помочь маме, поэтому я не смогу остаться на репетицию. В следующий раз я обязательно буду, а сегодня пусть за меня роль почитает Павлик, пожалуйста.

Примечание: в предложении предлагается вариант решения проблемы, использовано этикетное слово «пожалуйста», позволяющее вежливо сформулировать отказ.

29. Представь, что одноклассники после уроков решили остаться на репетицию спектакля, в котором ты тоже участвуешь. По уважительной причине ты не можешь прийти. Постарайся вежливо отказаться. Запиши свой отказ.

Ответ:

Ребята, мне сегодня нужно помочь маме, поэтому я не смогу остаться на репетицию. В следующий раз я обязательно буду, а сегодня пусть за меня роль почитает Павлик, пожалуйста.

Примечание: в предложении предлагается вариант решения проблемы, использовано этикетное слово «пожалуйста», позволяющее вежливо сформулировать отказ.

30. Представь, что одноклассник (одноклассница) очень хорошо рисует, а тебе нужна помощь в подготовке газеты к празднику. Вежливо попроси одноклассника (одноклассницу) помочь тебе. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Катя, помоги мне, пожалуйста, оформить стенгазету к 23 февраля. Ты хорошо рисуешь, и поэтому твоя помощь очень нужна.

Примечание: в предложении использовано этикетное слово «пожалуйста», позволяющее вежливо сформулировать просьбу.

31. Представь, что одноклассник (одноклассница) очень хорошо поёт, а тебе нужна помощь в подготовке к празднику. Вежливо попроси одноклассника (одноклассницу) выступить с песней. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Катя, помоги нам, пожалуйста, в подготовке к 23 февраля. Ты хорошо поёшь, и поэтому твоя помощь очень нужна в подготовке концертного номера.

Примечание: в предложении использовано этикетное слово «пожалуйста», позволяющее вежливо сформулировать просьбу.

32. Представь, что ты хочешь посмотреть в магазине книгу, но не можешь дотянуться до полки, на которой она стоит. С какими словами ты вежливо обратишься за помощью к продавцу, чтобы он помог тебе достать книгу? Запиши свою просьбу.

Ответ:

Пожалуйста, товарищ продавец, не могли бы вы подать мне книгу «Два капитана», которая стоит на верхней полке? Благодарю вас.

Примечание: в предложении использованы вежливые слова: «пожалуйста», «благодарю вас», позволяющие передать просьбу.

33. Представь, что тебе для выступления с докладом нужна иллюстрация вулкана. Ты рисуешь не очень хорошо, а твой друг занимается рисованием. С какими словами ты вежливо обратишься к нему за помощью? Запиши свою просьбу.

Ответ:

Катя, помоги мне пожалуйста, сделать иллюстрацию к докладу. Ты хорошо рисуешь и поэтому твоя помощь очень нужна.

Примечание: в предложении использовано этикетное слово «пожалуйста», позволяющее вежливо сформулировать просьбу.

34. Представь, что у тебя в школе разрядился телефон, а тебе нужно позвонить маме, чтобы она не волновалась. Как ты попросишь одноклассника одолжить на минуту его телефон? Запиши свою просьбу.

Ответ:

Пожалуйста, Рита, не могла бы ты дать мне телефон, чтобы позвонить родителям? А то мой совсем разрядился. Благодарю тебя.

Примечание: в предложении использованы вежливые слова: «пожалуйста», «благодарю», позволяющие передать просьбу.

35. Представь, что ты пришёл (пришла) в магазин канцтоваров и тебе нужно купить два простых карандаша и ластик.

С какой просьбой ты обратишься к продавцу? Запиши свою просьбу.

Ответ:

Пожалуйста, подайте мне два простых карандаша и ластик. Благодарю вас.

Примечание: в предложении использованы вежливые слова: «пожалуйста», «благодарю», позволяющие передать просьбу.

36. Представь, что ты приехал (приехала) на каникулы к бабушке в другой город. Вежливо попроси бабушку показать тебе достопримечательности города. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Бабушка, мне очень хочется посмотреть интересные места в вашем городе. Пожалуйста, когда будет время, давай поедем на экскурсию.

Примечание: в предложении предлагается вариант решения проблемы: когда будет время, использовано вежливое слово «пожалуйста», позволяющее передать просьбу.

37. Представь, что ты мечтаешь научиться кататься на роликах, а твой друг (подруга) очень хорошо умеет это делать. Попроси своего друга (свою подругу) научить тебя кататься на роликах. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Пожалуйста, Рита, не могла бы ты научить меня кататься на роликах? Чувствую себя неловко: все умеют, а я - нет. Спасибо, что согласилась.

Примечание: в предложении использованы вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо», позволяющие передать просьбу.

38. Представь, что твой класс побывал на экскурсии. Один из твоих одноклассников брал с собой фотоаппарат и смог сделать интересные фотографии. Обратись к нему с просьбой прислать тебе эти фотографии. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Пожалуйста, Соня, не могла бы ты прислать мне фотографии, которые делала во время экскурсии? Ребята говорили, что снимки получились прекрасные. Благодарю тебя.

Примечание: в предложении использованы вежливые слова: «пожалуйста», «благодарю», позволяющие передать просьбу.

39. Представь, что твой класс побывал на экскурсии. Один из твоих одноклассников брал с собой фотоаппарат и смог сделать интересные фотографии. Обратись к нему с просьбой прислать тебе эти фотографии. Запиши свою просьбу.

Ответ:

Пожалуйста, Соня, не могла бы ты прислать мне фотографии, которые делала во время экскурсии? Ребята говорили, что снимки получились прекрасные. Благодарю тебя.

Примечание: в предложении использованы вежливые слова: «пожалуйста», «благодарю», позволяющие передать просьбу.

40. Представь, что друг (подруга) пригласил (пригласила) тебя на музыкальный концерт, в котором он (она) принимает участие, а ты по уважительной причине не можешь прийти. Постарайся отказаться от приглашения так, чтобы не обидеть пригласившего (пригласившую). Запиши свой отказ.

Ответ:

Таня, извини, но я не смогу быть на твоём выступлении сегодня, потому что в школе назначены дополнительные занятия. Их я никак не могу пропустить. В другой раз я обязательно воспользуюсь твоим приглашением.

Примечание: в предложении предлагается вариант решения проблемы, использовано этикетное слово «пожалуйста», позволяющее вежливо сформулировать отказ.

41. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Любишь есть калачи – не лежи на печи.

Ответ:

Выражение «Любишь есть калачи – не лежи на печи» будет уместно в ситуации, когда мой приятель мечтает стать победителем олимпиады, но не хочет для этого приложить дополнительные усилия.

Возможно привести другие примеры.

42. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Дарёному коню в зубы не смотрят.

Ответ:

Выражение «Дарёному коню в зубы не смотрят» будет уместно в ситуации, когда моя младшая сестра говорит, что ей не нравится цвет волос куклы, которую подарили.

43. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Что посеешь, то и пожнёшь.

Ответ:

Выражение Что посеешь, то и пожнёшь будет уместно в ситуации, когда мама объясняет, почему брат не даёт мне свой набор «Лего»: ведь раньше я тоже не разрешал ему играть моим конструктором.

44. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Нет друга  — ищи, а нашёл  — береги.

Ответ:

Вариант ответа:

Выражение Нет друга  — ищи, а нашёл  — береги будет уместно в ситуации, когда кто-то обидел своего лучшего друга и может из-за этого потерять его дружбу.

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения.

45. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Маленькое дело лучше большого безделья.

Ответ:

Выражение Маленькое дело лучше большого безделья будет уместно в ситуации, когда бабушка просит меня вымыть посуду вместо игры на компьютере.

46. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Кончил дело  — гуляй смело.

Ответ:

Выражение Кончил дело  — гуляй смело будет уместно в ситуации, когда мой младший брат, не доделав уроки, просит маму разрешить включить мультфильм, а она ему не позволяет.

47. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Глаза боятся – руки делают.

Ответ:

Выражение Глаза боятся  — руки делают будет уместно в ситуации, когда мама просит сестру помыть после обеда посуду, а сестре это кажется очень трудным, потому что посуды много.

48. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Ответ:

Выражение Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь будет уместно в ситуации, когда моя сестра хвастается, что в этом учебном году она станет отличницей, а папа ей отвечает, что год ещё не закончился.

49. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Терпенье и труд всё перетрут.

Ответ:

Вариант ответа:

Выражение Терпенье и труд всё перетрут будет уместно в ситуации, когда ученик долго болел, пропустил много уроков, но упорно занимался дома и поэтому не отстал от класса.

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения.

50. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Дружба и братство дороже всякого богатства.

Ответ:

Вариант ответа:

Выражение Дружба и братство дороже всякого богатства будет уместно в ситуации, когда у ребёнка не так много вещей, игрушек, гаджетов, но есть друзья или сестры и братья, которые всегда ему помогут, не оставят в беде.

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения.

51. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Острый язык  — дарованье, длинный язык  — наказанье.

Ответ:

Вариант ответа:

Выражение Острый язык  — дарованье, длинный язык  — наказанье будет уместно в ситуации, когда мой друг, который всегда остроумно выражает свои мысли, наговорил лишнего или сказал то, что обидело меня.

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения.

52. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение В гостях хорошо, а дома лучше.

Ответ:

Выражение В гостях хорошо, а дома лучше будет уместно в ситуации, когда ты возвращаешься домой после летних каникул. Там, где ты отдыхал, было хорошо, но ты скучал по своим друзьям, родным, по своему дому.

53. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Слезами горю не поможешь.

Ответ:

Выражение Слезами горю не поможешь будет уместно в ситуации, когда ты проиграл в соревнованиях и плачешь от обиды. Но надо не плакать, а ещё больше тренироваться, чтобы в следующий раз обязательно победить.

54. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Упустишь минуту  — потеряешь час.

Ответ:

Вариант ответа:

Выражение Упустишь минуту  — потеряешь час будет уместно в ситуации, когда ты не сумел вовремя собраться и опоздал на автобус или электричку, а следующий рейс будет только через какое-то время.

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения.

55. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Сначала думай, потом говори.

Ответ:

Выражение Сначала думай, потом говори будет уместно в ситуации, когда ты очень хотел, чтобы тебя на уроке спросили, поторопился и, не подумав, сразу дал неверный ответ.

56. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Кто вчера солгал  — тому завтра не поверят.

Ответ:

Выражение Кто вчера солгал  — тому завтра не поверят будет уместно в ситуации, когда мальчик вчера не сделал домашнее задание, потому что гулял, а учителю сказал, что помогал дедушке. Сегодня ему на самом деле надо будет помочь дедушке и он не успеет сделать уроки, но его оправданию учитель не поверит.

57. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Повторенье  — мать ученья.

Ответ:

Выражение Повторенье  — мать ученья будет уместно в ситуации, когда тыготовишься к контрольной работе по русскому языку и повторяешь всё, что изучали в четверти.

58. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Друг познаётся в беде.

Ответ:

Выражение Друг познаётся в беде будет уместно в ситуации, когда твоя собака заболела, и твой друг не пошёл в кино, как планировал, а помог вам с бабушкой отвезти её к ветеринару.

59. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Делу время, потехе час.

Ответ:

Выражение Делу время, потехе час будет уместно в ситуации, когда тебе надо помочь маме по хозяйству, сделать уроки, сходить на тренировку. И только вечером ты оставляешь немного времени, чтобы поиграть с друзьями.

gdzotvet.ru

60. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Семеро одного не ждут.

Ответ:

Выражение Семеро одного не ждут будет уместно в ситуации, когда весь класс собрался на экскурсию в музей, ребята долго ждали Васю, который всегда опаздывает, и ушли без него.

61. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Кто мало говорит, тот больше делает.

Ответ:

Вариант ответа:

Выражение Кто мало говорит, тот больше делает будет уместно в ситуации, когда девочки решили вышить салфетки на праздник. Света и Маша всем рассказывали, какая у них будет красивая вышивка, а Оля молча вышивала. Пока болтушки разговаривали, Оля свою салфетку уже закончила.

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения.

62. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение У страха глаза велики.

Ответ:

Вариант ответа:

Выражение У страха глаза велики будет уместно в ситуации, когда мой младший брат в испуге убежал от бродячей собаки, всем рассказал, что она огромная, злобная, а когда мы с ребятами пошли на неё посмотреть, оказалось, что пёс небольшой и очень дружелюбный.

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения.

63. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Ответ:

Выражение Лучше синица в руках, чем журавль в небе будет уместно в ситуации, когда школьник из одной спортивной команды, где у него отличные результаты, переходит в другую, в которой его пообещали сделать капитаном, но в результате капитаном назначают другого спортсмена.

64. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Не рой другому яму  — сам в неё попадёшь.

Ответ:

Выражение Не рой другому яму  — сам в неё попадёшь будет уместно в ситуации, когда ученик хотел подшутить над товарищем на 1 апреля и натёр мелом его стул,а потом сам случайно на него сел и испачкал свою школьную форму.

65. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Семь раз отмерь  — один раз отрежь.

Ответ:

Выражение Семь раз отмерь  — один раз отрежь будет уместно в ситуации, когда мой старший брат размышляет о выборе профессии.

66. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение За двумя зайцами погонишься  — ни одного не поймаешь.

Ответ:

Выражение За двумя зайцами погонишься  — ни одного не поймаешь будет уместно в ситуации, когда мой друг на олимпиаде по математике взялся решить сразу две трудные задачи и не решил верно ни одной.

67. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Лучше поздно, чем никогда.

Ответ:

Выражение Лучше поздно, чем никогда будет уместно в ситуации, когда мой младший брат не сразу признался родителям, что получил двойку в школе.

68. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Хочешь есть калачи  — не сиди на печи.

Ответ:

Выражение Хочешь есть калачи  — не сиди на печи будет уместно в ситуации, когда девочка мечтает научиться хорошо рисовать акварелью, но не хочет переделывать неудачные работы, не любит мыть кисточки и менять воду.

69. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Ум хорошо, а два лучше.

Ответ:

Выражение Ум хорошо, а два лучше будет уместно в ситуации, когда мама помогает дочке выбрать наряд на праздник.

70. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Маленький, да удаленький.

Ответ:

Выражение Маленький, да удаленький будет уместно в ситуации, когда второклассник на соревнованиях по бегу обгонит ребят из средних и старших классов.

71. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Маленькое дело лучше большого безделья.

Ответ:

Выражение Маленькое дело лучше большого безделья будет уместно в ситуации, когда бабушка просит меня вымыть посуду вместо игры на компьютере.

72. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Люди  — пахать, а он  — руками махать.

Ответ:

Выражение Люди  — пахать, а он  — руками махать будет уместно в ситуации, когда ребята расчищали от снега площадку на территории школы, а Егор только командовал, кому куда идти, куда снег нести, а сам до лопаты даже не дотронулся.

73. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Не всё то золото, что блестит.

Ответ:

Выражение Не всё то золото, что блестит будет уместно в ситуации, когда дорогой, красочно оформленный карандаш рисовал плохо и быстро сломался, а обычный, ничем не примечательный карандаш прослужил долго.

74. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Размах на рубль, удар на копейку.

Ответ:

Выражение Размах на рубль, удар на копейку будет уместно в ситуации, когда девочки обещали приготовить к утреннику много сладостей, а испекли только один пирог.

75. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Хочешь есть калачи  — не сиди на печи.

Ответ:

Выражение Хочешь есть калачи  — не сиди на печи будет уместно в ситуации, когда девочка мечтает научиться хорошо рисовать акварелью, но не хочет переделывать неудачные работы, не любит мыть кисточки и менять воду.

76. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Дружному стаду и волк не страшен.

Ответ:

Выражение Дружному стаду и волк не страшен будет уместно в ситуации, когда ребята в матче против очень сильного противника играли тесной, сплочённой командой, поддерживая друг друга даже при неудачах, и выиграли.

77. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Легко сказать, да тяжело сделать.

Ответ:

Выражение Легко сказать, да тяжело сделать будет уместно в ситуации, когда, например, мальчики похвастались, что обыграют футбольную команду противников, а те оказались сильнее. ИЛИ Кто-то хвастался, что сможет быстро сделать какое-то дело, но не справился и подвёл других.

78. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Ответ:

Выражение В чужой монастырь со своим уставом не ходят будет уместно в ситуации, когда девочка пришла к подруге на день рождения и стала её учить, как лучше украшать стол, какие игры устраивать, в результате обидела именинницу.

79. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Первый блин всегда комом.

Ответ:

Выражение Первый блин всегда комом будет уместно в ситуации, когда мальчик сам впервые сколотил табуретку, а она получилась немного кривой.

80. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение В одно ухо влетело, в другое вылетело.

Ответ:

Выражение В одно ухо влетело, в другое вылетело будет уместно в ситуации, когда ученик на уроке делал вид, что слушает учителя, но думал о чём-то постороннем, а теперь не помнит, как решить задачу.

81. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Одной рукой узла не завяжешь.

Ответ:

Выражение Одной рукой узла не завяжешь будет уместно в ситуации, когда на прогулке дети решили попрыгать в скакалки, но скакалки были перепутаны.

Девочки все вместе взялись за дело, быстро распутали скакалки, и все ребята успели попрыгать.

82. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Будешь рано вставать, будешь везде успевать.

Ответ:

Выражение Будешь рано вставать, будешь везде успевать будет уместно в ситуации, когда мальчик, для того чтобы выиграть кросс, встаёт рано утром перед уроками и совершает пробежку.

83. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Правда глаза колет.

Ответ:

Выражение Правда глаза колет уместно употребить в ситуации, когда я высказал своему однокласснику, что он был не прав по отношению к нашему товарищу.

84. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Здоровье  — лучшее богатство.

Ответ:

Выражение Здоровье  — лучшее богатство будет уместно в ситуации, когда слабый, болезненный ребёнок начинает закаляться, заниматься спортом, чтобы быть во всём наравне со своими товарищами.

85. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Как аукнется, так и откликнется.

Ответ:

Выражение Как аукнется, так и откликнется будет уместно в ситуации, когда я болею, мой друг (моя подруга) часто навещает меня и подбадривает. Если заболеет он (она), я тоже буду его (её) навещать.

86. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Нет худа без добра.

Ответ:

Выражение Нет худа без добра будет уместно в ситуации, когда ты обидел друга и долго не общался с ним, но потом понял, как важно уметь дружить и ценить друзей, и извинился.

87. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Смелость города берёт.

Ответ:

Выражение Смелость города берёт будет уместно в ситуации, когда девочка мечтала петь в хоре, но очень боялась вступительного экзамена, однако собралась с духом, выступила и была принята в хор.

88. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Тише едешь  — дальше будешь.

Ответ:

Выражение Тише едешь  — дальше будешь будет уместно в ситуации, когда мальчик на тренировке перенапрягся, потому что хотел быстрее достичь высоких результатов, а в итоге потратил время на восстановление.

89. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Каков привет, таков и ответ.

Ответ:

Выражение Каков привет, таков и ответ будет уместно в ситуации, когда ребята не берут в свои игры мальчика, который всем грубит, всех задевает и обижает.

90. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Доброе слово и в мороз согреет.

Ответ:

Выражение Доброе слово и в мороз согреет будет уместно в ситуации, когда человеку грустно, у него что-то не получается, а ему скажут что-то доброе, хорошее, поддержат словом, и сразу станет легче и теплее на душе.

91. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Слово не воробей, вылетит  — не поймаешь.

Ответ:

Выражение Слово не воробей, вылетит  — не поймаешь будет уместно в ситуации, когда девочка обидела свою подругу неосторожным словом, а подруга теперь не хочет с ней разговаривать.

92. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Не в свои сани не садись

Ответ:

Выражение «Не в свои сани не садись», будет уместно в ситуации, когда ребята играли в футбол и поставили на ворота Ваню, но вратарём он оказался плохим, и команда проиграла.

93. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Сперва подумай, а потом скажи

Ответ:

Выражение «Сперва подумай, а потом скажи», будет уместно в ситуации, когда ученик хотел быстрее всех ответить на вопрос, ответил неверно, а потом понял свою ошибку, нашёл правильное решение, но уже изменить отметку не может.

94. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение И в воде не тонет, и в огне не горит.

Ответ:

Выражение «И в воде не тонет, и в огне не горит», будет уместно в ситуации, когда команда класса на туристическом слёте блестяще прошла всю полосу препятствий.

95. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Не спеши языком, торопись делом.

Ответ:

Выражение «Не спеши языком, торопись делом», будет уместно в ситуации, когда дочь пообещала помочь маме пересадить цветы, уже рассказала подругам, какая она помощница и садовод, а само дело так и не сделала.

96. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Не в свои сани не садись.

Ответ:

Выражение «Не в свои сани не садись», будет уместно в ситуации, когда ребята играли в футбол и поставили на ворота Ваню, но вратарём он оказался плохим, и команда проиграла.

97. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Ты ему по секрету, а он всему свету

Ответ:

Выражение «Ты ему по секрету, а он всему свету», будет уместно в ситуации, когда ты доверил приятелю что-то важное, а он рассказал это всем.

98. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Грамоте учиться  — всегда пригодится.

Ответ:

Выражение «Грамоте учиться  — всегда пригодится», будет уместно в ситуации, когда мой друг (подруга) обдумывает возможность изучать второй иностранный язык.

99. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Конец  — всему делу венец.

Ответ:

Выражение «Конец  — всему делу венец», будет уместно в ситуации, когда ребята решили разбить клумбу на территории школы, придумали оформление, подобрали и высадили растения. Клумба получилась великолепная.

100. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Кто духом упал  — тот пропал.

Ответ:

Выражение «Кто духом упал  — тот пропал», будет уместно в ситуации, когда два участника эстафеты из разных команд столкнулись и потеряли время. Но один расстроился и стал плакать, а другой взял себя в руки и вернулся на дистанцию.

101. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Семь пятниц на неделе.

Ответ:

Выражение «Семь пятниц на неделе», будет уместно в ситуации, когда девочкам поручили организацию новогоднего концерта, а они каждый день принимают новое решение о дате его проведения.