Фонетический разбор - это звуковой анализ слова. Чтобы правильно сделать фонетический разбор, нужно разграничивать звуки и буквы нашей речи.

Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.

Звук — это то, что мы слышим и произносим.
Буква — это то, что мы видим и пишем.

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма — три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова в начальных классах

Гласные звуки в фонетическом разборе

Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не встречая препятствий, выходит легко через рот.

Гласных звуков шесть — [а, о, у, э, ы, и], но на письме они обозначаются десятью буквами — а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я. Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-[йэ], ё-[йо], ю-[йу], я-[йа]. Примеры: ехать — [j'э]хать, ёжик— [j'о]жик, юла — [j'у]ла, яма—[j'а]ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как [j'] (в начальной школе допустимо обозначение как [й]).

А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].

Я, Ё, Ю, И, Е — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми: мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл‘и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].

Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] : Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна].

Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].

В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
[й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

Обратите внимание:

Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:

Я — [а], Ё — [о], Ю — [у], Е — [э]: Лён — [л’ о н] — 3 буквы, 3 звука.

Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:

Я — [й’а], Ё — [й’о], Ю — [й’у], Е — [й’э]: Ёлка — [й’ о л к а] — 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] — 4 буквы, 5 звуков.

Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]: зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]: кОтик — [ кОт ‘ и к], скворцы — [с к в а р ц ы];
гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]: лес [л’эс], лесА [л’исА] (см. лисА [л’исА]), весна [в’исна];
в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо: кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]: мяч — [м’ач’], рябина — [р’эб’ина], пятно — [п’итно].

Согласные звуки в фонетическом разборе

Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных букв всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких согласных и 10 глухих.

Звонкие — б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие — п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

Для того чтобы определить,  звонкий или глухой согласный, ребёнок  закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слове они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.

Произносим: [сат], [хлеп], [морос], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз'ба], а пишем косьба.

Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.

Остальные 4 звонких - р, л, н, м и 4 глухих - х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим.

Из числа согласных выделяются 4 шипящих - ж, ч, ш, щ.

Все согласные, кроме шипящих и ц могут быть и твердыми, и мягкими.

Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].

При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].

Был, бал — согласные б, л в этих словах твердые. Били — согласные б, л в этом слове произносятся мягко.

Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.

Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией — подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова: стал — сталь, был — быль, стань — cтan, жарь — жар.

Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие ч, щ — всегда мягкими.

После ц мягкий знак никогда не пишется (палец, колодец, огурец), а после шипящих ж, ш, а также ч, щ мягкий знак иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, мышь, режь, туч).

Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:

1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными — сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо;
2) постановкой после согласного букв и, е, ё, ю, я; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком — бил, бюро, дядя, реже, серый.

В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь — весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется — ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)

Итог:

б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные согласные по звонкости-глухости.
л, м, н, р, й — непарные звонкие согласные.
х, ц, ч, щ — непарные глухие согласные.
ч, щ, й — всегда мягкие согласные.
ж, ш, ц — всегда твердые согласные.
ж, ш,ч, щ — шипящие.

Обратите внимание:

парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются): гриб — [гр’ и п], лавка — [л а ф к а];

Й, Ч, Щ — [й’], [ч’], [щ’] — всегда мягкие;
Ж, Ш, Ц — [ж], [ш], [ц] — всегда твердые;

Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т пишутся: чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].

Сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН — [зн]: звёздный — [з в’ о з н ы й’], лестница — [л’ эс ‘н’и ц а].

Иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]: когти — [к о к т’ и], мягкий — [м’ ах ‘ к ‘ и й’];

иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается: сделал — [з’ д’ э л а л].

Между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко: зонтик — [з о н’ т ‘и к];
иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ: стаканчик — [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик — [см’э н’ щ’ и к];

Удвоенные согласные располагаются
после ударного гласного, то дают длинный звук : грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]: бриться — [бр’ иц:а];
иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]: конечно — [ кан ‘ эшна ], скучно — [ скушна ], что — [ш т о], чтобы — [штобы];
буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]: щавель [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый [ щ ‘асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ик], перебежчик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ик];
в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]: белого — [б’ Э л а в а].

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова в начальных классах

Мягкий и твердый знаки в фонетическом разборе

Ь и Ъ не обозначают звуков, но влияют на произношение слова, а значит и на транскрипцию. 

Мягкий знак

  • служит для обозначения мягкости согласных: моль [мол’], только [тол’ко];
  • выступает в качестве разделительного знака (как и твердый знак Ъ) после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и, подсказывая появление звука [й’]: вьюга [в’й’уга], заячьи [зай’ач’й’и];
  • указывает на грамматическую форму слова, не влияя на произношение: тишь [т’иш], лишь [л’иш], беречь [б’эр’эч’].

Твердый знак Ъ не обозначает звуков, разделяет приставки на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, освобождая звук [й’]: объезд [абй’эст’, подъем [падй’ом].

Слог при фонетическом разборе

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например: го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

Сколько в слове гласных, столько и слогов. 

Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я — второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Правила деления на слоги >>

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это — звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе-ресторан, торгово-промышленный).

Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому оно называется свободным (кни'га, бума'га, переде'лка).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным. Постоянное ударение всегда ставится на одном и том же слоге (тоска, тоски, тоской). Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка).

Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у́же и уже́, засы́пать и засыпа́ть, до́ма и дома́).

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

  1. Запишите слово.
  2. Запишите транскрипцию.
  3. Поставьте ударение.
  4. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  6. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
  7. Опишите звуки:Гласный, ударный или безударный.Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  8. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  9. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Образец фонетического разбора:

его [й'и-во́] - 2 слога
е— [й'] согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
      [и] гласный, безударный
г— [в] согласный, звонкий парный, твердый парный
о— [о] гласный, ударный
3 буквы 4 звука

соловья́ [са|ла|в'йа] -3 слога
с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
о [а] — гласный, безударный
л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
о [а] — гласный, безударный
в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
ь [-]
   [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
я
   [а́] — гласный, ударный.
7 букв, 7 звуков.

пра́здник; [пра́|з’н’ик] - 2 слога
п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
а [а́] — гласный, ударный
з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
д [-]
н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
и [и] — гласный, безударный
к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
8 букв, 7 звуков

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию. Помните, что Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я — буквы и их в транскрипции быть не может.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Основные трудности вызывает правильная запись транскрипции слова. Закройте глаза и проговорите слово так, как вы обычно его произносите в своем разговоре, но медленно. Это и будет транскрипция. Выделите звуки, произносимые мягко, найдите звуки, которые не соответствуют буквам. Определите буквы, которым соответствует 2 звука. И тогда при определенном опыте у вас станет легко получаться записывать транскрипцию любого сова.

Задания на закрепление темы

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б'] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например: шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

Комментарии  

#2 ВЛАДИМИР 20.01.2021 20:30
КРАТКО И ПОНЯТНО. СПАСИБО
#1 наталия 16.06.2019 10:53
спасибо