ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков, Крючкова. Ответы на задания, решебникРабочая тетрадь по предмету Окружающий мир за 4 класс, авторы Плешаков А.А. и Крючкова Е.А. по программе Школа России за 2019-2021 год. И даже за столь короткий перио задания в тетрадях немного различаются, мы постарались в своем ГДЗ охватить их все.

Изучение окружающего мира во второй части рабочей тетради за четвертый класс - это всё  страницы всемирной истории от мира древности до современной России. Фактически, это подготовка ребенка к изучению истории в следующем учебном году.

Для выполнения заданий ко второй части рабочей тетради на печатной основе Плешакова за 4 класс ученикам потребуются все их знания и умения, которые они получили на уроках окружающего мира в начальной школе. Ребята должны знать или уметь находить в учебнике и дополнительной литературе даты событий, сведения об исторических личностях, должны быть знакомы с известными архитектурными и культурными памятниками.

Придется писать много сообщений, но с нашими готовыми домашними заданиями в всегда сможете быстро найти правильный ответ на любой вопрос этой тетради.

Наши ГДЗ на 7 гуру проверены учителем начальных классов и допущены к публикации.

ГДЗ окружающий мир 4 класс 2 часть Плешаков

ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков, Крючкова. Ответы на задания, решебникРабочая тетрадь по предмету Окружающий мир за 4 класс, авторы Плешаков А.А. и Крючкова Е.А. по программе Школа России за 2019-2021 год. И даже за столь короткий перио задания в тетрадях немного различаются, мы постарались в своем ГДЗ охватить их все.

Изучение окружающего мира во второй части рабочей тетради за четвертый класс - это всё  страницы всемирной истории от мира древности до современной России. Фактически, это подготовка ребенка к изучению истории в следующем учебном году.

Для выполнения заданий ко второй части рабочей тетради на печатной основе Плешакова за 4 класс ученикам потребуются все их знания и умения, которые они получили на уроках окружающего мира в начальной школе. Ребята должны знать или уметь находить в учебнике и дополнительной литературе даты событий, сведения об исторических личностях, должны быть знакомы с известными архитектурными и культурными памятниками.

Придется писать много сообщений, но с нашими готовыми домашними заданиями в всегда сможете быстро найти правильный ответ на любой вопрос этой тетради.

Наши ГДЗ на 7 гуру проверены учителем начальных классов и допущены к публикации.

ГДЗ окружающий мир 4 класс 2 часть Плешаков

Страница 3-4

Страница 3-4. ГДЗ по теме Мир древности: далёкий и близкий

1. О какой древней стране рассказывают эти изображения? Напиши.

Древний Египет

2. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком «+».

Что НЕ относится к истории Древнего Египта:

фараон,           Нил,            + Акрополь

Найдите название древнего города: 

+Помпеи,         Карнак,          Колизей

Что НЕ является архитектурным сооружением:

Парфенон,         +Везувий,                Пантеон

Найдите географическое название:

иероглиф,              пирамида,             +Нил

3. Запиши, какая система летоисчисления существовала:

а) в Древнем Египте — солнечный календарь
б) в Древнем Риме — от "основания Рима"

4. Запиши римскими цифрами век, в котором мы живём.

XXI век

5. Это задание подготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Узнай по фотографиям древние постройки. Подпиши их названия. Отметь (закрась кружок) фотографии тех храмов, которые посвящены богам древних народов.


Парфенон            Пантеон

Карнак    Колизей

5-6

Ответы к стр. 5-6. Средние века: время рыцарей и замков.

1. Папа Серёжи и Нади нарисовал средневекового рыцаря и предлагает тебе «вооружить» его. Вырежи из Приложения рисунки предметов вооружения и правильно наклей их. Рядом с рыцарем нарисуй его замок.

Рыцарю приклеиваем в правую руку меч, в левую щит.

2. С помощью книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира» познакомься с городом Родос, где хорошо сохранились средневековые постройки. Запиши интересные факты об этом городе.

1) Олени – символ города Родос и острова в целом.
2) Рыцари владычествовали на острове более 200 лет и возвели красивые морские ворота.
3) Есть на острове целая улица Рыцарей, которая была главной улицей города.

3. Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение.

- 6) Пятьсот лет назад люди научились делать изделия из глины. (Люди научились делать изделия из глины не пятьсот лен назад, а намного раньше.)

4. Рассмотри фотографии. Найди изображения христианского, мусульманского, буддистского храмов, синагоги. Подпиши их.


1. Христианский храм.
2. Синагога.
3. Мусульманская мечеть.
4. Буддистский храм.

7-8

Ответы к стр. 7-8. Новое время: встреча Европы и Америки.

1. Знаешь ли ты этих путешественников? Вырежи из Приложения их портреты и наклей в соответствующие окошки.

2. Мудрая Черепаха предлагает вам решить, верны ли эти утверждения. Обведите «Да» или «Нет».

1) Первую кругосветную экспедицию возглавил Фернан Магеллан. – Да.

2) 1699 год относится к ХVII веку. – Да.

3) Пароход был изобретен раньше, чем Христофор Колумб открыл Америку. – Нет.

4) В конце XIX века сообщения часто передавали по телеграфу. – Да.

5) Метро появилось в XIX веке. – Да.

6) Антарктиду открыли русские путешественники. – Да.

7) В 1750 году из Парижа в Вену можно было добраться по железной дороге. – Нет.

3. Вырежи из Приложения и приклей над «лентой времени» рисунки изобретений в правильном порядке.

4. Наш любознательный Попугай предлагает тебе расшифровать название технического изобретения, сделанного в XIX веке.

1. Впиши в клеточки слово — синоним слова «повозка».
2. Впиши первое слово названия знаменитого романа А. Дюма.

5. Какой из российских городов возник в Новое время? Выбери правильный ответ и отметь знаком «+».

Санкт-Петербург +

6. Подбери из текста учебника или придумай самостоятельно ключевые слова, которые отражали бы историю Нового времени.

Великие путешественники, художники, архитекторы, писатели; кругосветные экспедиции; открытие новых земель; фотография, телеграф, телефон, автомобиль, радио, электрическое освещение, метро, пароход, паровоз.

9

Стр. 9. Ответы по теме Новейшее время: история продолжается сегодня.

1. Рассмотри фотографию. Напиши название организации, которая размещается в этом здании. Почему перед зданием развеваются флаги? Запиши ответ. Есть ли там флаг нашей страны?

Это здание ООН (Организации Объединенных Наций) в Нью-Йорке. В эту организацию входит большинство государств мира, их флаги развеваются перед зданием ООН, среди них есть и флаг России.

2. В каждом утверждении выберите правильный ответ и отметьте его знаком «+».

Мы ведем отсчет истории Новейшего времени:

+ со второго десятилетия ХХ века.

В ХХ веке Не был изобретен:

+ пароход.

В ХХ веке появилась профессия:

+ летчик.

В ХХ веке произошло:

+ покорение Северного и Южного полюсов.

12 апреля 1961 года:

+ Юрий Гагарин первым в мире побывал в космосе.

10

ГДЗ к стр. 10. Проверим себя и оценим свои достижения.

Выполни задания учебника на с. 144—147. При выполнении заданий заполняй таблицу. В столбце «Мой ответ» закрашивай кружок в тот цвет, который, на твой взгляд, соответствует правильному ответу. В столбце «Правильный ответ» закрась кружки так, как показано на «Страничках для самопроверки». Сравни эти два столбца и заполни третий: если твой ответ правильный, ставь знак «+», если неправильный — знак «-».

 

11-12

Страницы истории России

ГДЗ к стр. 11-12. Государство Русь

1. С помощью стрелок соедини правильно слова и их объяснения.

2. Выбери правильный ответ. Отметь его знаком «+».

    князь Олег прибил свой щит к вратам Царьграда
    по велению князя Владимира были сооружены богатырские заставы
 + князь Олег объединил под своей властью Новгород и Киев

3. Верны ли эти утверждения? Обведите «Да» или «Нет».

1) Князь Владимир заботился об обороне Руси – Да.

2) При князе Владимире Русь приняла христианство – Да.

3) Князь Владимир принял крещение в Киеве – Нет.

4) Столицей Руси при Владимире был Киев – Да.

4. На контурной карте с помощью карты учебника (с. 25) раскрась территорию государства Русь:
а) в конце IX века;
б) в середине XI века.
Обозначь красной линией торговый путь «из варяг в греки».


Жёлтым  конце IX века    зелёным   в середине XI века      красная линия  путь «из варяг в греки»

5. Обведи на «ленте времени» год Крещения Руси.

 988 г.

13-14

Ответы к стр. 13-14. Страна городов.

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+». В 1020 году столицей Древней Руси был:

В 1020 году столицей Древней Руси был:  + Киев

2. Рассмотри иллюстрацию и придумай ей название.

Торговая пристань в Киеве

3. Верны ли эти утверждения? Обведи «Да» или «Нет».

1. И в древнем Киеве, и в древнем Новгороде были Софийские соборы. Да
2. Первую берестяную грамоту нашли в Переяславле. Нет
3. Древним Новгородом управляли посадники. Да
4. Первым великим князем Киевским был Ярослав Мудрый. Нет
5. Золотые ворота в Киеве были построены в ХI веке. Да
6. Киев стоял на торговом пути «из варяг в греки». Да

4. Серёжа предлагает вам узнать по схемам города. Подпишите их названия. С помощью схем в учебнике надпишите названия главных архитектурных сооружений и рек.

15

ГДЗ к стр. 15. Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1. Прочитай отрывок из древнего повествования. Найди и подчеркни слова, которыми называют эту летопись историки. Напиши имя летописца.

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть».

«Повесть временных лет». Написал монах Нестор.

2. Мудрая Черепаха предлагает вам задание. Узнайте, как называется алфавит, созданный Кириллом и Мефодием. Разгадайте слова. Затем впишите первую букву каждого из слов в квадратики по порядку, и вы узнаете название этого алфавита.

1, 4. Фамилия изобретателя книгопечатания.

Гуттенберг

2. Запись из года в год.

Летопись

3. Другое название букваря.

Азбука

5. Краска желтого цвета.

Охра

6. Буква типографского набора.

Литера

7. Знак древнеегипетского письма.

Иероглиф

8. Так на Руси называли столицу Византии.

Цареград

9. Совокупность букв, расположенных по порядку.

Алфавит

Ответ: ГЛАГОЛИЦА

3. Рассмотри, как красиво оформляли начальную букву текста создатели древнерусских книг. Напиши 1—2 предложения на тему «Почему мы изучаем историю?» и попробуй так же украсить начальную букву, с которой начинается твой текст.

Мы изучаем историю для того, чтобы узнать, как жили наши предки и научиться у них житейской мудрости. 

16-18

Стр. 16-18. ГДЗ на тему Трудные времена на Русской земле.

1. На контурной карте с помощью карты учебника (с. 39):
1) обведи общую границу русских княжеств до монгольского нашествия;
2) покажи стрелками походы: а) войск монголов; б) русских войск (в том числе Александра Невского против шведских и немецких рыцарей).

2. Папа Серёжи и Нади нарисовал воинов и предлагает тебе «снарядить» их. Вырежи из Приложения рисунки деталей вооружения и наклей их.

Древнерусскому воину - копье и щит, монгольскому - лук и стрелы.

3. Что относится к истории Древней Руси, к истории монголов? Укажи стрелками.

4. Впиши даты событий.

Начало нашествия Батыя на Русь - 1237 г.
Битва на реке Неве - 1240 г.
Ледовое побоище - 1242 г.

5. Вспомни, какую клятву и где давали перед боем новгородские ратники.

Русские воины перед битвой с врагом давали клятву храбро, самоотверженно и бесстрашно сражаться за Святую Русь. Воины князя Александра Невского давали клятву перед битвой на Чудском озере. Давали клятву в соборе Святой Софии и клялись постоять за Святую Софию, защитить народ.

18-19

Стр. 18-19. Ответы к теме Русь расправляет крылья.

1. Могло ли такое быть? Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение.

 -  3) Дошедшее до наших дней завещание князя Ивана Даниловича было написано на бересте. (На самом деле дошедшее до наших дней завещание князя было написано на пергаменте.)

2. Помоги Муравьишке и Попугаю отгадать слова на букву «к». Впиши их в клеточки на с. 19.

    1. Прозвание князя Ивана Даниловича.

КАЛИТА

    2. Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха.

КОНСТАНТИН

    3. Укреплённый центр древнерусского города.

КРЕМЛЬ

3. Так в наши дни выглядит монастырь, история создания которого описана в учебнике. Напиши его название.

Троице-Сергиева Лавра

4. Соедини надпись и рисунок.

Шапка Мономаха справа - с мехом.

20-22

ГДЗ к стр. 20-22. Куликовская битва.

1. Узнай человека по описанию. Напиши его имя.

а) Новгородский князь, полководец. В тяжёлое для Руси время организовал оборону на северо-западе страны.

Александр Невский

б) Правитель Московского княжества. В конце XIV века объединил военные силы русских княжеств для отпора войскам ордынцев и одержал победу в битве неподалёку от Дона.

Дмитрий Донской

2. Серёжа и Надя предлагают вам задание. Выберите правильные ответы и отметьте их знаком «+».

Название реки, которая НЕ относится к истории Куликовской битвы: 

+Дунай

Полководец, возглавивший русское войско:

+ Дмитрий Донской

Куликовская битва произошла:

+ 8 сентября 1380 г.

Кто НЕ был участником поединка, который состоялся перед началом битвы?

+Мамай

Куликовская битва закончилась:

+ победой русских войск.

3. Разгадайте кроссворд «Куликовская битва».

По горизонтали: 6. Поле битвы 8 сентября 1380 года. КУЛИКОВО
9. Имя основателя Троицкого монастыря. СЕРГИЙ
10. Имя русского князя, стоявшего во главе войска в Куликовской битве. ДМИТРИЙ
11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря. ОСЛАБЯ

По вертикали: 1. Монгольский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем. ЧЕЛУБЕЙ
2. Прозвание московского князя, деда князя, разбившего войско ордынцев 8 сентября 1380 года. КАЛИТА
3. Город, князь которого организовал отпор ордынцам. МОСКВА
4. Прозвание князя-победителя в Куликовской битве. ДОНСКОЙ
5. Приток Дона близ места Куликовской битвы. НЕПРЯДВА
7. Военачальник ордынцев. МАМАЙ
8. Русский ратник, противник Челубея. ПЕРЕСВЕТ

4. Рассмотри картину. Опиши, какой момент Куликовской битвы на ней изображён.

Это картина Александра Бубнова "Утро на поле Куликовом". Пересвет (он на белом коне) с войском прибыли на Куликово поле. Они готовы к бою.

22-24

Стр. 22-24. ГДЗ по теме Иван Третий.

1. Вырежи из Приложения фрагменты карт и наклей их в соответствующие окошки.

2. Узнай среди изображений печать Ивана Третьего и отметь её (закрась кружок).

Печать в середине - оранжевая круглая с двуглавым орлом.

3. Могло ли такое быть? Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение.

  -   3) К пристаням Москвы-реки причаливали большие морские суда-каравеллы из Португалии и Испании. (Москва-река не глубокая и там бы не прошли большие суда.)

4. Какое из перечисленных имён лишнее? Подчеркни цветным карандашом.

Хан Батый

Как можно назвать людей, оставшихся в списке?

Князья Древней Руси

5. На одном из фрагментов картин художника А. Васнецова изображён Московский Кремль при Дмитрии Донском, а на другом — при Иване Третьем. Подпиши их.

24-28

Стр. 24-28. Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного

1. Рассмотри фотографии. Отметь (закрась кружок), в каком из этих соборов произошло венчание Ивана Четвертого на царство. Напиши год этого события.

 В Успенском соборе - картинка посередине.

2. Прочитайте отрывок из исторической песни (с. 25) и выполните задания (с. 25–26).

Как во славном было городе во Астрахани,
На широкой на ровной было площади,
Собирались казаки-други во единый круг,
Они думали думу крепкую…
Речь возговорит Ермак Тимофеевич:
«Ой вы гой еси, братцы, атаманы-молодцы!..
Мы поедем, братцы, вверх по Волге по реке,
Перейдемте мы, братцы, горы крутые,
Доберемся мы до царства басурманского,
Завоюем мы царство Сибирское.
Покорим его мы, братцы, царю белому,
А царя-то Кучума во полон возьмем.
И за то-то государь-царь нас пожалует…
Принесу я царю белому повинную:
«Ой ты гой еси, надежа, православный царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить.
Как и я-то, Ермак сын Тимофеевич,
Как и я-то, воровской донской атаманушка,
Как и я-то гулял ведь по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому,
Как и я-то разбивал ведь бусы корабли,
Как и те-то корабли все не орленые.
А теперича, надежа, православный царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головой царство Сибирское!»
Речь возговорит надежа православный царь,
Как и Грозной-то царь Иван Васильевич:
«Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич,
Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!
Я прощаю тебя да и со войском твоим,
Я прощаю тебя да за твою службу,
За твою-то ли службу мне за верную,
И я жалую тебе, Ермак, славной тихой Дон!»

1) Запишите, о каком событии идет речь в этой песне.

Поход Ермака в Сибирь в 1581–1585 годах.

Какие исторические факты, приведённые в песне, подтверждают это? Подчеркните ключевые слова в тексте.

2) Запишите, в каком веке началось освоение Сибири русскими людьми?

В ХVI веке.

3) Подумайте и напишите, каким предстает в песне царь Иван Васильевич.

Иван Васильевич предстает в песне мудрым, справедливым, щедрым царем, который умеет прощать провинность.

Совпадает ли образ Ивана Грозного в песне с тем, каким он был на самом деле? Запишите ответ. Используя дополнительную литературу, приведите 1–2 факта, подтверждающие ваш ответ.

Нет, образ царя в песне не совпадает с его реальным характером.
В жизни он был вспыльчивым и агрессивным человеком. За это он и получил прозвище Грозный. Во времена его правления были распространены пытки и смертная казнь, поэтому в историю царь вошел как тиран.

4) С помощью Интернета узнайте, какое море в песне названо Хвалынским. Запишите ответ.

Каспийское море.

3. Муравьишка предлагает тебе подобрать общее название к перечисленным словам. Запиши его.
Пергамент. Берёста. Бумага.

Материалы для письма

4. Разгадайте кроссворд «Как начиналось печатное дело».

По горизонтали:
6. Название мастеров — создателей первой русской печатной книги. ПЕРВОПЕЧАТНИКИ

По вертикали: 1. Фамилия первого русского мастера-печатника. ФЁДОРОВ
2. Первая русская печатная книга. АПОСТОЛ
3. Фамилия изобретателя книгопечатания. ГУТЕНБЕРГ
4. Фамилия помощника первого русского печатника. МСТИСЛАВЕЦ
5. Город, где была издана первая русская печатная книга. МОСКВА

5. Подчеркни имена деятелей культуры.

Иван Фёдоров. Иоганн Гутенберг. Нестор. Пётр Мстиславец.

6. Подчеркни города Сибири, основанные в XVII веке.

Владимир. Архангельск. Красноярск. Казань. Иркутск. Нижний Новгород. Якутск. Анадырь. Саратов. Самара. Ишим. Тобольск. Томск. Нерчинск. Тула. Ярославль.

7. Подумай и запиши, с какими мировым географическими открытиями можно сравнить подвиг русских землепроходцев, покоривших просторы Сибири и проложивших дорогу от Урала до Тихого океана.

Можно сравнить с открытием Америки Христофором Колумбом, с открытием Антарктиды русскими первооткрывателями.

28-29

Стр. 28-29. ГДЗ к теме Патриоты России.

1. С помощью учебника сформулируй определение. Народное ополчение — это

объединение людей для защиты своей Родины от захватчиков

2. Мама Серёжи и Нади предлагает тебе определить, кому и где воздвигнут этот памятник. Опиши его.

На Красной площади был воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Они призвали постоять за родную землю в 1611 году. Памятник был воздвигнут в Москве на Красной площади в 1818 году. Кузьма Минин призывает постоять народ за себя и передает меч князю Пожарскому, чтобы тот возглавил ополчение. Дмитрий его принимает и опирается на щит.

3. Слово «патриот» происходит от греческого слова «патрис», что означает «родина». Объясни связь между этими словами. Кого мы называем патриотом?

Патриот — человек, преданный своему отечеству, своему народу, готовый на любые подвиги и жертвы во имя Родины.

4. Выбери из списка и подчеркни слова, имена, дату, с помощью которых можно составить рассказ о событиях в России начала XVII века.

Народное оплчение. Борьба за независимость. Кузьма Минин. Нижний Новгород. Кремль. Китай-город. 1612 год. Дмитрий Пожарский.

5. Когда в России начали править цари из рода Романовых? Запиши дату.

В 1613 году

29-33

ГДЗ к стр. 29-33. Пётр Великий.

1. Выбери и подпиши портрет Петра Первого.

Пётр Великий в середине (черноволосый, без бороды)

2. Папа Серёжи и Нади предлагает вам задание. Выберите правильные ответы и отметьте их знаком «+».

Пётр Первый был провозглашён царём:

+ в 10 лет

Пётр Первый открыл первый музей. Он назывался

+ Кунсткамера.

Город, основанный Петром Великим, - Санкт-Петербург стал:

+новой столицей России.

Полки, набранные по указу юного Петра, называли:

+"потешными".

3. Найди в тексте 2 ошибки и подчеркни их.

Уже 13 лет шла война со шведами. Решил в ту пору житель Твери Матвей Колымагин наведаться по своим торговым делам в Петербург. Вести о жизни в новой столице печатались в газете, которая доходила и до его родной Твери. Теперь он собственными глазами увидел Петропавловскую крепость и Грановитую палату. Неподалёку от Летнего дворца царя Петра встретил купец своего земляка Агафона Никифорова. Обрадовавшись, приятель пригласил его в свой дом на празднование Нового года, который по указу царя отмечали 1 сентября.

4. Прочитай отрывок из письма английского посла в Берлине, написанного в 1712 году. О ком пишет автор письма? Что в поведении этого человека кажется тебе необычным? Как ты думаешь, почему он так поступил?

Царь должен был ужинать сегодня вечером у королевы, и делались большие приготовления к балу в честь его, но её величество и всё общество были разочарованы извинением, присланным царём около шести часов. Царь встретил голландского мельника, с которым познакомился ещё при первом своём путешествии, — владельца ветряной пильной мельницы и небольшого домика с садом... у него государь и кушал, и пробыл довольно долго.

Кратко напиши свои ответы на вопросы.

Автор пишет о царе Петре I. Необычно то, что царь променял бал у королевы на общество мельника. Видимо, общение с простыми рабочими людьми давало царю больше, нежели общение со знатью

5. Прочитай отрывок из произведения А. С. Пушкина. Напиши, о чём в нём идёт речь.

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Отрывок о строительстве Санкт-Петербурга, о том, что Россия получила выход в Балтийское море.

6. На контурной карте с помощью карты учебника (с. 58-59):

1) раскрась различными цветами:
а) территорию России к концу XVII века;
б) территории, вошедшие в состав Российской империи в XVIII веке;
2) обведи цветным карандашом города, появившиеся при Петре Первом; подчеркни новую столицу России.

7. Обведи на «ленте времени» год, когда Россия стала империей.

 1721

34-36

Ответы на стр. 34-36. Михаил Васильевич Ломоносов.

1. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 2. Прибор для определения сторон горизонта. КОМПАС
7. Фамилия выдающегося русского учёного XVIII века. ЛОМОНОСОВ
8. Наука, которая изучает небесные тела. АСТРОНОМИЯ
9. Одно из морей, где вместе с отцом рыбачил юный Ломоносов. БАРЕНЦЕВО
10. Учебное заведение, которое было открыто в 1755 году в Москве по предложению М. В. Ломоносова. УНИВЕРСИТЕТ

По вертикали: 1. Город, неподалёку от которого родился М. В. Ломоносов. ХОЛМОГОРЫ
3. Название научного учреждения, где работал М. В. Ломоносов. АКАДЕМИЯ
4. Планета, которую изучал Ломоносов. ВЕНЕРА
5. Международный язык науки XVIII века. ЛАТИНСКИЙ
6. Город, где Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии. МОСКВА
9. Одно из морей, куда Ломоносовы выходили на рыбный промысел. БЕЛОЕ

2.  М. В. Ломоносов родился в 1711 году. Напиши, кто правил в России в то время.

Петр Первый.

Какие преобразования, проведенные этим человеком в нашей стране, сыграли большую роль в судьбе Ломоносова? Запиши ответ.

1) Создание академии наук, в которой работал Ломономов и занимался научной деятельностью.
2) Был утвержден новый алфавит.
3) Были открыты новые типографии, помогающие научной деятельности.
4) Открытие математических, инженерных и навигационных школ – развитие наук, интересных Ломоносову.

3. Верны ли эти утверждения? Обведите «Да» или «Нет».

1. М.В.Ломоносов происходил из богатой дворянской семьи.  Нет
2. В 1730 году Ломоносов с рыбным обозом отправился в Москву, чтобы постигать науки.  Да
3. В 1735 году Ломоносова как одного из лучших учеников отправили на учебу в Петербург.  Да 
4. По предложению М.В.Ломоносова в 1755 году в Петербурге был открыт университет.  Нет
5. Под руководством М.В.Ломоносова была построена фабрика цветного стекла.  Да
6. Ломоносов открыл атмосферу на планете Сатурн.  Нет

4. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание. Напиши римскими цифрами, к какому веку относится каждый факт из истории русской культуры.

Открытие Московского университета - ХVIII век
Начало книгопечатания - ХVI век.
Создание "Повести временных лет" - ХVI-ХVII век.
Открытие академии наук - ХVIII век.

36-39

Стр. 36-39. ГДЗ по теме Екатерина Великая.

1. Когда произошли эти события? Соедини стрелками.



При Петре Великом: Русские корабли вышли в Балтийское море
                                   Основание Санкт-Петербурга
                                   Открытие в России первого музея

При Екатерине Великой: Открытие народных училищ и воспитательного дома
                                    На Чёрном море появился русский флот
                                    В Санкт-Петербурге воздвигнут Медный всадник

2. Прочитайте историческую песню (с. 37). Запишите ответы на вопросы.

Ты звезда ли, моя, да моя звездочка,
Высоко, звезда, да ты восходила, –
Выше леса, выше тёмного,
Выше садика зелёного,
Становилась та звёздочка,
Над воротами решётчатыми.
Как во темнице, во тюремище,
Сидел добрый молодец,
Добрый молодец Емельян Пугачёв!
Он по темнице похаживает,
Кандалами побрякивает…
„Кандалы, мои кандалики,
Кандалы мои тяжёлые,
По ком вы кандалики, доставалися?
Доставались мне кандалики,
Доставались мне тяжёлые,
Не по тятеньке, не по маменьке –
За походы удалые, за житьё свободное!”.

1) Какое историческое событие отразилось в песне? Чем оно закончилось?

Песнь о заточении Емельяна Пугачева в темнице после крестьянского восстания.

2) Как в песне выражено отношение народа к Емельяну Пугачеву?

Народ жалеет Емельяна Пугачева, сочувствует герою, его судьбе.

3. Отметь знаком «+» современников Екатерины Второй.

+ Александр Васильевич Суворов
+ Фёдор Фёдорович Ушаков

4. Отметь памятник, о котором писал А. С. Пушкин. Напиши, где и по чьему повелению он сооружён.

На Сенатской площади Санкт-Петербурга, Медный всадник, памятник Петру I, сооружен по велению Екатерины Великой.

5. Узнай, кто изображён на этих портретах. Подпиши.

Александр           Фёдор
Васильевич         Федорович
Суворов               Ушаков

Запиши, чем прославились эти люди в русской истории.

Александр Васильевич Суворов — взятие Измаила
Фёдор Федорович Ушаков — разгром турецкого флота.

4. Рассмотрите рисунки и определите, где изображены жилища и предметы быта дворян, а где — крепостных крестьян. Соедините стрелками.

39-42

Ответы к стр. 39-42. Отечественная война 1812 года.

1. С помощью учебника сформулируй определение. Отечественная война — это

Отечественная война — это война, во время которой весь народ поднимается на защиту Отечества.

2. Соедини линиями разного цвета название битвы и имя полководца.

3. Вырежи из Приложения фрагменты картосхем и наклей их в соответствующие окошки.

4. Прочитайте отрывки из стихотворных произведений русских поэтов XIX века и напишите ответы на вопросы.

1) Какое событие описано?
Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут. (М.Ю. Лермонтов)

Бородинская битва.

С помощью Интернета или дополнительной литературы узнайте и запишите, что такое редут, кто такие уланы и драгуны.

Редут — сомкнутое полевой укрепление с наружным рвом и земляной насыпью.
Уланы — военные, вооружённые пиками, из частей лёгкой кавалерии.
Драгуны — военные, предназначенные действовать как в конном, так и в пешем бою.

2) Какой момент Отечественной войны запечатлён?
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою. (А.С. Пушкин)

Взятие Москвы Наполеоном.

С помощью Интернета или дополнительной литературы узнайте, о каком обычае упоминает А. С. Пушкин. Почему Наполеон ждал ключей от Кремля? Запишите.

Раньше город, который сдавался после осады, отдавал ключи от своих ворот победителю.

3) Напишите имя человека, о котором идёт речь.
На страшном поле Бородинском,
В бою кровавом, исполинском,
Ты показал, что может росс!
На бога веру возлагая,
Врагов все силы презирая,
Он всюду, завсегда колосс.
С своими чувствами сражаясь,
Решился ты Москву отдать;
Но, духом паче укрепляясь,
Един лишь ты возмог сказать:
«Столицы царств не составляют!» (К.Ф. Рылеев)

Михаил Илларионович Кутузов

5. Найдите одно неверное утверждение и отметьте его знаком «-». Устно дайте объяснение.

- 4) Незадолго до Бородинской битвы войска Наполеона сумели захватить Москву. (Наполеон вошел в оставленную Москву уже после Бородинского сражения.)

42-45

Стр. 42-45. Ответы по теме Страницы истории XIX века.

1. Помоги Муравьишке установить последовательность событий. Впиши в клеточки номера ответов в правильном порядке.

1 Восстание декабристов
4 Начало строительства Транссибирской магистрали
3 Освобождение крепостных крестьян
2 Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой

2. На контурной карте (с. 44—45) с помощью карты учебника:

а) обведи границы Российской империи;
б) обозначь красным кружком столицу Российской империи;
в) покажи цветной линией Транссибирскую магистраль на участке от Екатеринбурга до Владивостока.

3. Могло ли такое быть? Найди одно неверное утверждение и отметь его знаком «-». Устно дай объяснение.

- 2) В 1825 году между Москвой и Екатеринбургом была проложена железная дорога. (Первая железная дорога в России была проложена в 1837 году, она соединяла Санкт-Петербург и Царское Село.)

4. Запиши цифрами:

а) век — 100 лет;
б) половина века — 50 лет;
в) четверть века — 25 лет.

К какому отрезку века относятся эти годы? Укажи разноцветными стрелками.

 

44-45

Карта на странице 44-45

46-47

ГДЗ к стр. 46-47. Россия вступает в XX век.

1 (из учебника 2019 года). Соедини линиями даты и события.

Переход власти в руки большевиков - Октябрь 1917 года
Начало Первой мировой войны - 1914 год
Празднование 300-летия воцарения Романовых - 1913 год

1. На «ленте времени» подпиши римскими цифрами века, а под ними напиши годы:

а) начала Отечественной войны, во время которой русскую армию возглавлял М. И. Кутузов;

б) начала Первой мировой войны.

    а)                   б)
  XIX                  XX 
1812 год         1914 г

2.  Первую мировую войну её современники в России называли второй Отечественной. Объясни (устно), почему ее считали Отечественной войной, а также почему она была Второй Отечественной. Приведи примеры патриотизма россиян в этих войнах.

Страна, в которой человек родился – Отечество.
Отечественная война – война, в которой миллионы русских людей защищали свою Родину, отечество.
Первая отечественная война – с Наполеоном в 1812, а вторая – в 1914.

Патриотизм россиян в годы Отечественной войны навсегда сохранился в памяти людей, даже тех, которые не были на войне. И даже спустя почти 80 лет мы помним подвиги тех, кто защитил нашу Родину.
Всем известен героизм Зои и Шуры Космодемьянской, Александра Матросова и других.
Они не жалели себя, ради спасения других. Мы должны их помнить всегда.

3. Кто изображён на портрете? Напиши, что тебе известно об этом человеке.

Царь Николай II. Николай II - Последний русский император династии Романовых. Он вступил на престол в конце 19 века. Он хотел править по заветам своих предков, но появились люди, которым не нравилось ббыть под его руководством. В 1917 году царь отрекся от престола.

4. Мама Серёжи и Нади предлагает вам задание. Выберите правильные ответы и отметьте их знаком «+».

В годы Первой мировой войны город на Неве получил название:

+Петроград.

Правительство России после Февральской революции называлось:

+Временное

После падения царской власти стали создаваться органы управления, куда входили представители рабочих, крестьян и солдат. Они назывались:

+советы.

Правительство России после Октябрьской революции называлось:

+Совет народных комиссаров.

5. В какой последовательности происходили события? Впиши в клеточки номера ответов в правильном порядке.

2 Великая российская революция
3 Гражданская война
1 Празднование 300-летия правления династии Романовых

48-49

Решебник  к стр. 48-49. Страницы истории 1920—1930-х годов.

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

В 1925 году наша страна и ее столица назывались:

+ Советский Союз, Москва.

2. Подумайте, к какому времени относится появление этих названий: ко времени Российской империи (поставьте рядом буквы Р. и.) или к советскому времени (рядом с этими названиями поставьте СССР).

Р.и. – Дом дворянского собрания
Р.и. – Царицынская улица
СССР – Безбожный переулок
Р.и. – Миллионная улица
Р.и. – Дворцовая площадь
СССР – Улица Ударная
СССР – Дом колхозника
Р.и. – Богоявленский переулок
Р.и. – Смольный институт благородных девиц
СССР – Улица 25 октября
Р.и. – Денежный переулок
Р.и. – Купеческий клуб
СССР – Большевистская улица
СССР – Улица Многостаночников
СССР – Улица Бригадная
СССР – Метростроевская улица

Попробуйте объяснить (устно) эти названия.

Дом Дворянского собрания – место собраний дворян.
Царицынская улица – названа в годы правления царя Николая 2.
Безбожный переулок был назван в годы СССР, когда шла борьба с верой.
Миллионная улица была названа так, потому что раньше валютой был 1 миллион.
Дворцовая площадь названа в годы российской империи, когда были дворцы.
Улица ударная названа в честь ударных темпов в развитии производства в годы ВОВ.
Дом колхозника – народное название дома крестьянина.
Богоявленский переулок назван в честь находящегося там Богоявленского монастыря.
Смольный институт благородных девиц – институт для девушек.
Улица 25 октября названа в честь великой социалистической революции.
Денежный переулок – место, где проживают денежных дел мастера.
Купеческий клуб – место отдыха для купцов.
Большевистская улица – названа в честь партии большевиков.
Улица Многостаночников – названа в честь рабочих многостаночников.
Улица Бригадная – названа в честь рабочих, работающих бригадами.
Метростроевская улица – названа в период строительства метро.

3. Серёжа и Надя подобрали фотографии московских улиц начала XX века и 1930-х годов. Узнай, где какая. Какие характерные приметы времени, запечатлённые на фотоснимках, помогли тебе в этом? Подпиши фотографии.

1 Улица 1930-х годов. Приметы: автомобили, колонны в стиле архитектуры сталинской эпохи.

2 Улица начала XX века (1900-1920 годы). Приметы: конка, одежда людей, надписи на старинном языке.

50-51

Ответы к стр. 50-51. Великая Отечественная война и Великая Победа.

 1. Объясни название «Великая Отечественная война».

Великая, потому что на ее фронтах решалась судьба не только нашей страны, но и Европы и всего мира. Отечественная - потому что на защиту родины вставал весь народ, все Отечество, т. к отступать уже было некуда.

2. Прочитайте эти стихотворные строчки. Напишите, о каких событиях Великой Отечественной войны они напоминают.

(А.Сурков) Оборона Москвы  (1941–1942 год)
(С.Орлов) Сталинградская битва  (1942–1943 года)
(О.Берггольц) Снятие блокады Ленинграда (1941-1944 год)
(А.Смольников) Взятие Берлина (1945 год)

3. Запиши даты начала и конца Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 — 9 мая 1945

52-53

Стр. 52-53. ГДЗ по теме Страна, открывшая путь в космос.

1. Папа Серёжи и Нади предлагает тебе решить, верны ли эти утверждения. Обведи «Да» или «Нет».

1) Миллионы людей на нашей планете ликовали, узнав о запуске Советским Союзом в 1957 году первого искусственного спутника Земли – Да

2) Уже в 1930-е годы на реке Енисей в Сибири была сооружена Красноярская ГЭС - Нет

3) Загрязнение окружающей среды беспокоило многих людей в СССР -  Да.

2. Прочитай отрывок из песни, которая была любима и часто исполнялась в советские времена. Подумай и напиши, чему посвящена эта песня.

Я — Земля (Слова Е. Долматовского)...

Первому полёту человека в космос

3. Проставь на «ленте времени» годы создания и распада СССР.

1922....1991

4. Что ты знаешь об исследовании космоса в СССР?
С помощью Интернета или дополнительной литературы приведи 2—3 факта, не упомянутые в учебнике.

Начало изучению воздействия условии космического полета на живой организм положил второй советский искусственный спутник Земли, запушенный 3 ноября 1957 года. В герметичной кабине этого первого биологического спутника находилась собака Лайка. Системы регенерации и терморегулирования поддерживали в кабине необходимые условия, а запасы пищи и кислорода обеспечили существование животного и проведение длительного научного эксперимента.

Условия полета в дальнем космическом пространстве таят в себе много неожиданностей. Здесь и непредвиденная встреча с метеорными частицами и всепроникающее космическое излучение, от воздействия которого резко меняются свойства материалов конструкции. Большой технической проблемой является поддержание температурного режима космического аппарата. Одним из космических первопроходцев, проложивших межпланетную трассу к планете Марс, стала советская автоматическая станция «Марс-1», запущенная 1 ноября 1962 года.

1) Первый полет на советском корабле «Спутник–2» животного в космос состоялся в 1957 году. Это была собака – космонавт Лайка.
2) В 1965 году А. Леонов первым в мире совершил выход из космического корабля в открытый космос, а Ю. А. Гагарин в 1961 году впервые вывел космический корабль на орбиту Земли, открыв путь в космос.
3) В 1970 году советская станция «Луна–16» доставила на Землю грунт с поверхности Луны.
4) В 1959 году советская автоматическая станция впервые достигла поверхности Луны. А чуть позже были сделаны фотографии невидимой с Земли стороны Луны.

53

ГДЗ к стр. 53-57. Работа с «Героической летописью России».

В конце изучения раздела «Страницы истории России» проведите мини-экзамен, работая в группах.
Рассмотрите иллюстрации, которые Серёжа и Надя подобрали для составления «Героической летописи России» (с. 54–57).
Помогите ребятам установить даты исторических событий. Впишите их. Подготовьте краткие рассказы об изображённых событиях. Оцените выступления групп.

Начало вторжения Батыя на Русь

В 1237 году внук Чингисхана, Батый, предпринял поход на Русь. Первый город, принявший на себя удар монгольского войска, – Рязань. Семь дней жители оказывали сопротивление, но город был взят и сожжён. После такая же участь постигла город Владимир. Героической обороной прославился Козельск. На протяжении семи недель стойко держались защитники города. Даже когда были разрушены стены крепости, жители устремились на врага и, истребив более четырёх тысяч монгольских воинов, сами пали на поле битвы. Батый приказал истребить всех жителей.
Батый совершил поход на южную Русь, разорил Киев. Многие русские земли попали под власть Золотой Орды – государства монголо-татар.
Русские земли приняли на себя главный удар, защитили западные государства от татарского нашествия.

Невская битва

Состоялась Невская битва 15 июля 1240 года на реке Неве. Это сражение произошло между дружинами Новгородцев под руководством Александра Ярославовича и шведскими крестоносцами. Александр Ярославич за победу и личную храбрость в бою получил почётное прозвище «Невский». Одержав победу над шведами, русские войска остановили их продвижение на Ладогу и Новгород и тем самым предупредили опасность скоординированных действий Швеции и Ордена в ближайшем будущем.

Ледовое побоище

Битва, произошедшая на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года между русскими и ливонскими войсками, получила название Ледовое побоище. В результате ледовое побоище закончилось разгромом захватчиков. Победа, которая произошла на Чудском озере, имеет большое историческое значение. Русские войска сумели остановить продвижение крестоносцев на Восток и помешали им добиться покорения и колонизации русских земель.

Куликовская битва

8 сентября 1380 года в районе южнее впадения реки Непрядва в реку Дон, на Куликовом поле состоялось решающее сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека Золотой Орды Мамая. В результате разгрома основных сил Орды её военному и политическому господству был нанесён серьёзный удар. Но началась Куликовская битва с поединка богатырей- Пересвета и Челубея. Не успел рассеется туман, началась битва.

Освобождение Руси от Ордынского владычества

11 ноября 1480 года было свергнуто монголо-татарское иго, что, в немалой степени, стало результатом деятельности Ивана III. Несколько веков россияне были под властью татар. Иван III Отказался платить дань Золотой Орде. Это не понравилось хану и он отпраивл на русь свои войска, чтобы восстановить порядок. Сошлись они с русскими в 1480 году на реке Угре. Несколько дней простояли войска друг против друга, так и не рискнул хан начать сражение, повернул и ушёл восвояси. И считается этот год концом зависимости Руси от Золотой Орды.

Освобождение Москвы народным ополчением во главе с К.Мининым и Д. Пожарским

Начало семнадцатого века на Руси назвали «смутным временем». Поляки захватили землю русскую. Они находились даже в Москве. Победой над врагом Россия обязана подвигу Минина и Пожарского, который помнят и сегодня. Минин и Пожарский смогли поднять народ на борьбу, сплотить его и только это позволило избавиться от захватчиков. Земский староста Кузьма Минин собрал народное ополчение. Возглавил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В июле 1612 года ополчение начало битвы за Москву. Поляки долго противились. Они удерживали Кремль почти два месяца. 22 октября 1612 года Москва была освобождена, а вскоре и вся русская земля.

Отечественная война начала XIX века

Война между Российской империей и Наполеоновской Францией на территории России в 1812 году получила название Отечественная война, потому что весь народ поднялся на защиту родины от наполеоновской агрессии. Император французов мечтал о подчинении России. Он расчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия должна была просить мира. Для отражения врага сплотились все слои русского общества. Массовый героизм солдат и офицеров, высокое мастерство военачальников помогли одержать победу России в этой войне.

Великая Отечественная война

Самое страшное испытание, которое выпало на долю народа, – это Великая Отечественная война, которая длилась долгих 4 года с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Названа она Великой, потому что это крупнейшее и самое кровопролитное сражение России. Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу. Героические подвиги русских людей хранятся в нашей памяти по сей день. Наверное, не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. Вся страна работала под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы».

58

Стр. 58. ГДЗ на Проверим себя и оценим свои достижения.

Выполни задания учебника на странице 148–152. При выполнении заданий заполняй таблицу. В столбце «Мой ответ» записывай ту букву, которая, на твой взгляд, соответствует правильному ответу. В столбце «Правильный ответ» запиши буквы так, как показано на «Страничках для самопроверки». Сравни эти два столбца и заполни третий: если твой ответ правильный, ставь знак «+», если неправильный – знак «–».

59-64

Современная Россия

ГДЗ к стр. 59-64. Основной закон России и права человека.

1. На контурной карте (с. 60—61) с помощью карты учебника:

а) обведи красной линией границу России;
б) отметь (обведи цветным карандашом) и подпиши столицу России (Москва);
в) подпиши название своего города (республики, области, края, автономного округа). Если город не обозначен на карте, укажи примерно его местонахождение.

2. С помощью учебника сформулируй определения.

Федерация — это союз, объединение разных народов в одно государство.
Конституция — это основной закон страны.
Декларация — это вид документа, содержащий основополагающие принципы чего-либо.

3. Напиши, какие народы нашей страны ты знаешь.

Русские, мордва, нанайцы, татары, башкиры, марийцы, адыги, буряты, удмурты, эвенцы, чукчи, ханты, манси, чуваши, якуты, калмыки, ингуши.

4. Представь себя в роли художника и придумай оформление для обложки издания «Всеобщая Декларация прав человека».

 

5. Обсуди со взрослыми, почему ООН сочла необходимым принять специальный документ по защите прав ребёнка. Кратко запиши свой ответ.

Ребенок очень уязвим, он сам не может отстоять свои права, и это должны сделать взрослые. Закон помогает эти права поддерживать.

Известны ли тебе из средств массовой информации примеры нарушения прав ребёнка? Расскажи (устно), что ты думаешь по этому поводу.

 Нарушения прав ребенка – частое явление в современной России. Ребенок – это человек и он имеет права на все, что может иметь и взрослый человек, только почему-то об этом часто забывают.
Я сам ребенок и мне повезло, что мои права никак не нарушались. Но не всем так везет.
Побои, голод, жизнь в ужасных условиях идут со многими детьми с самого детства, а из-за того, что они не могут защищаться, им приходится с этим жить.
Нужно защищать детей, наказывать тех, кто посягает на их права и помнить, что дети – будущее.

6. Мудрая Черепаха предлагает вам определить, какие права ребёнка отражены на этих фотографиях. Подпиши их.


Право на образование     Право на занятие искусством

Право на занятие спортом    Право на семью

7. Подумайте, какие ещё права ребёнка, кроме приведённых в учебнике, должны быть защищены законом. Сформулируйте ответ, опираясь на свой жизненный опыт.

Право на уважение со стороны взрослых, например, право на уважение учеников учителями.
Право на выбор школы.
Право на бесплатное посещение музеев, театров и других культурно-просветительных учреждений.

8. Придумай и нарисуй варианты эмблемы к Конвенции о правах ребёнка.

   

64-66

Стр. 64-66. Ответы к теме Мы — граждане России.

1. Отметьте знаком «+» текст, в котором слово «гражданин» или однокоренные с ним слова имеют то значение, о котором вы узнали из учебника. Объясните (устно) значение слов в двух других случаях. 

+ 2) «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

2. Допиши предложения.

Главой нашего государства является президент.
Парламент нашей страны называется Федеральное собрание.  Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы

3. Что из перечисленного относится к обязанностям, а что — к правам граждан Российской Федерации? Соедини стрелками.

Защита Отечества – обязанность.
Охрана здоровья и медицинская помощь – право.
Участие в управлении делами государства – право.
Получение образования – право.
Охрана природы – обязанность.
Свободный выбор профессии – право.

4. Если вы встретитесь с Президентом Российской Федерации, какие вопросы ему зададите? Запишите 2—3 вопроса.

1) Трудно ли быть Президентом?

2) Почему в России нет полностью государственных предприятий, производящих какую-либо продукцию?

5. Мама Серёжи и Нади предлагает тебе узнать здания на фотографиях. Подпиши их названия.

Здание Правительства РФ        Здание Государственной думы

66-68

ГДЗ к стр. 66-68. Славные символы России.

1. Раскрась Государственный флаг России и Знамя Победы. (В новых тетрадках только флаг)

2. Какой праздник мы отмечаем 22 августа? Помоги Наде выбрать правильный ответ. Отметь его знаком «+».

+ День Государственного флага России.

3. Узнай современный Государственный герб Российской Федерации и отметь его (закрась кружок).

Сравни гербы разных исторических времен. Что общего в этих гербах? Ответь устно.

Общее во всех гербах, то что на них изображен двуглавый орел с короной на голове – древний символ европейских держав. На груди орла расположен щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона (Георгия Победоносца).

4. Напиши, какие почести воздаются государственным символам России.

При исполнении Государственного Гимна и подъеме Флага все встают, а военные отдают честь.

Отношение к гербу, флагу и гимну - это и отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.

68-69

Решебник к стр. 68-69. Такие разные праздники.

1. Приведите примеры праздников:

а) общероссийских — 8 марта - Международный женский день, 1 мая Праздник весны и труда, 9 мая - День Победы, 12 июня - День России, 4 ноября - День народного единства;
б) народных — 1 января - Новый год, 7 января - Рождество, Пасха;
в) школьных — 1 сентября - День знаний, 5 октября - День учителя;
г) семейных — день рождения членов семьи, дата свадьбы родителей;
д) профессиональных — день моряка, день геолога, день учителя.

2. Дома узнайте у родителей об их профессиональных праздниках. В классе составьте календарь профессиональных праздников. Некоторые из них запишите в эту таблицу.

21 мая – День полярника
13 сентября – День программиста
8 февраля – День российской науки
9 февраля – День стоматолога
19 марта – День моряка-подводника
5 июня – День эколога
Второе воскресенье июля - День российской почты

3. Нарисуй поздравительную открытку к одному из праздников.

 

70-71

Стр. 70-71. Ответы на Путешествие по России.

1. С помощью Интернета приведи примеры 3—4 городов России, возникших в разные века. Укажи годы их появления и кратко объясни названия.

 1152 г. - Кострома. Название город получил от названия реки Кострома ("Костра" на восточнославянском диалекте обозначало солому для сжигания,что связывали с сжиганием соломенной куклы в Петров день).
1239 г. - Вязьма. Название происходит от славянских слов вязкий,вяз,вязать,вязь. И действительно раньше в округе была вязкая местность.
1793 г. - Екатеринодар. Назван в честь императрицы Екатерины II.
1838 г. - Новороссийск. Название означает «Город в Новороссии».
1604 г. - Томск. Название город взял от реки Томь.
1221 г. -  Нижний Новгород. Возник ниже Новгорода Великого.

2. Подчеркни названия городов — морских портов России.

Архангельск. Владивосток. Мурманск. Петропавловск-Камчатский. Новороссийск. Севастополь.

3. Вырежи из Приложения фотографии, сделанные в указанных городах. Расположи их в соответствующих окошках. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей фотографии.

4. Серёжа и Надя предлагают тебе узнать по описаниям города. Напиши их названия.

1) Этот город расположен на Тихом океане, на берегах бухты Золотой Рог.

Владивосток

2) Город, который когда-то называли столицей Сибири.

Тобольск

(Он был основан в 1587 году как центр освоения Сибири. В 1590 году Тобольск получил статус города. С конца XVI до XVIII века — главный военный, административный, политический и церковный центр Сибири. С 1708 года — город, центр Сибирской губернии, простиравшейся от Урала до Тихого океана. Сейчас столицей Сибири называют Новосибирск.)

3) Город, где родился знаменитый писатель, создавший удивительную историю про Данилу-мастера и Хозяйку Медной горы.

Екатеринбург 
(Родина Бажова)

4) Город, который славится своими пуховыми платками.

Оренбург

5. Составь своё краткое описание одного из городов России. В классе попробуйте отгадать, о каких городах идёт речь.

Астрахань - арбузная столица. Она славится солнечной, теплой погодой и вкусными арбузами. Но, помимо вкусных фруктов и ягод, в Астрахани есть Кремль. Он огромен и очень красив. По населению Астрахань - город относительно небольшой: чуть более пятисот тысяч человек.

 Еще

Город Сочи, Краснодарский край. Город, в котором теплое Черное море. Недалеко от Абхазии и Грузии. В 2014 году в нем проводились Олимпийские игры. Природа в этом городе очень красива: в нем растут пальмы и редкие растения, а снега зимой почти не бывает, он выпадает только высоко в горах.

6. На контурной карте (с. 60—61) обозначь цветной линией маршрут своего предполагаемого путешествия по России. Включи в него 3—4 города или памятных места. Подпиши эти города на карте.

С помощью учебника, а также дополнительной литературы или Интернета кратко расскажи об основных исторических достопримечательностях по пути следования.

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург с великолепием своей архитектуры, музеев, мостов, дворцов, скульптур, садов и набережных давно вошел в число самых известных туристических городов Европы.
Знакомство с Санкт-Петербургом всегда начинается с главной улицы северной столицы – знаменитого Невского проспекта, воспетого многими поэтами и писателями. И хотя протяженность Невского 4,5 км, по нему стоит пройтись пешком, хотя бы от площади Восстания, где находится Московский вокзал, до Адмиралтейства, чтобы получить впечатление о величии и уникальной красоте города.
В центре площади знаменитая Александровская колонна, созданная по проекту О. Монферрана из монолита розового гранита, увенчанная фигурой ангела.
Эрмитаж – это музей с мировой известностью – гордость России. Он является одним из двадцати самых популярных музеев мира и превосходит многие из них по числу находящихся в его собрании шедевров живописи, скульптуры, художественных ценностей. Их в Эрмитаже порядка трех миллионов.

Москва
Чтобы осмотреть все достопримечательности Москвы не хватит и недели. Многие из них единственные в своем роде.
Храм Василия Блаженного – Главное украшение Красной площади с его разноцветными маковками часто сравнивают с букетом цветов или диковинным плодом. Покровский собор построили в середине 16 века в честь победы Ивана Грозного над Казанским ханством. Его возвели вместо десятка небольших деревянных церквей, которые были построены на этом месте в честь разных военных побед царя.
В историческом музее представлена фактически вся история российского государства – от каменных топоров до наших дней. Посетителям доступны археологическая, нумизматическая, ювелирная и другие коллекции. Можно увидеть карету Петра Первого, личный автомобиль Ленина и множество других интересных экспонатов.
Для советских людей мавзолей был культовым местом, в котором старались побывать во время визита в столицу. Тело Ленина находится в мавзолее с 1924 года, и как говорят, мало изменилось. Над сохранением тела годами работает специальная лаборатория.

Кострома
Кострома – небольшой, тихий и совершенно очаровательный городок на Волге. именно здесь, в Ипатьевском монастыре, был избран на престол Михаил Романов, что было бы невозможно без подвига Ивана Сусанина, заведшего польско-литовских супостатов в костромские болота. А еще в Костроме можно полюбоваться на замечательные старинные церкви, изумиться искусству плотников в Музее деревянного зодчества, полюбоваться на лосей на единственной в России лосиной ферме и просто отлично отдохнуть на живописных волжских просторах. Кострому также часто называют «сырной столицей России», так как испокон веков этот край славился своими молочными продуктами. Сыры «Сусанинский» и «Костромской» занесены в каталог «100 лучших товаров России».
Географическое положение города на стрелке рек Волги и Костромы предопределило его деление на районы: на левом берегу Волги – Центральный район, на правом – Заволжский. Выше Центрального, вдаль от Волги – третий – Фабричный. Исторический центр находится в Центральном районе. От Сусанинской площади – сердца Костромы – во все стороны расходятся лучи-улицы: главная магистраль проспект Текстильщиков – Советская улица, идущая почти параллельно Волге, и второстепенные: проспект Мира, улицы Ленина и Шагова. В Центральном районе можно увидеть Пожарную каланчу и старинные торговые ряды, насладиться прекрасным волжским воздухом в Центральном парке и отдохнуть в беседке Островского, посетить Музей Снегурочки, филармонию, планетарий и цирк.
Заволжский район связан с Центральным Волжским мостом. Сюда стоит отправиться, чтобы полюбоваться новой Костромой – современной, но столь трогательно хранящей очарование старины. Достопримечательностей здесь немного: Спасо-Преображенский Кафедральный собор и храм Св. Пророка Илии; еще можно посетить художественную галерею «Перпетиум-Арт».

72

ГДЗ к стр. 72. Проверим себя и оценим свои достижения.

Выполни задания учебника на странице 144–147. При выполнении заданий заполняй таблицу. В столбце «Мой ответ» записывай ту букву, которая, на твой взгляд, соответствует правильному ответу. В столбце «Правильный ответ» запиши буквы так, как показано на «Страничках для самопроверки». Сравни эти два столбца и заполни третий: если твой ответ правильный, ставь знак «+», если неправильный – знак «–».

 

Научный дневник

НАУЧНЫЙ ДНЕВНИК

Наблюдения за погодой

1. Для обозначения различных явлений погоды воспользуйся уже известными тебе условными знаками. Вспомни их и нарисуй. Если потребуется, посмотри знаки в «Научном дневнике» для 2 и 3 классов.

2. Наблюдай за погодой осенью, зимой, весной, летом. Каждый месяц проводи наблюдения и измерения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заноси в таблицы, пользуясь условными знаками.

3. Сравни свои записи с теми, которые были сделаны в прошлые годы (в «Научных дневниках» для 2 и 3 классов). Выдели сходство и различия.

Сходства: для каждого времени года совпадают примерные значения температур, наблюдаемые в эти времена года. Похожи погодные явления.
Различия: Значения температур для конкретных дней не совпадают, как и происходящие в эти дни погодные явления.

4. Проанализируй результаты измерений температуры воздуха по «Научным дневникам» для 2, 3 и 4 классов. Заполни таблицу.
Температурные «рекорды» за периоды моих наблюдений

Температурные «рекорды» за периоды моих наблюдений

Признаки для сравнения Результаты измерений Число, месяц, год
Самая низкая температура осени    −12°     20 ноября 2021 год
Самая высокая температура осени +15°     14 сентября 2021 год
Самая низкая температура зимы     −28°     3 января 2022 года
Самая высокая температура зимы   +1°      20 февраля 2022 года
Самая низкая температура весны    −8°      20 марта 2022 года
Самая высокая температура весны   +23° 18 мая 2022 года
Самая низкая температура лета        +8°   12 июня 2022 года
Самая высокая температура лета     +34°  24 июля 2022 года
Самая низкая температура года       −28°   3 января 2022 года
Самая высокая температура года    +34°    24 июля 2022 года

5. Сделай общие выводы о сезонных изменениях погоды в вашей местности по своим наблюдениям за время обучения в начальной школе.

Ответ:

Самым теплым временем года за период моих наблюдений, было лето. Самими жаркими месяцами лета оказались июнь и июль. В это время года часто случаются грозы и проливные дожди.
Самым холодным временем года оказалась зима, а самыми холодными месяцами декабрь и январь. В это время года случаются сильные снегопады и метели, но иногда возможны оттепели и даже дожди.
Осень и весна отличаются переходной погодой. В начале осени температура близка к температуре августа, но уже начинают идти затяжные дожди. В конце осени температура понижается до отрицательных величин, и устанавливается снежный покров.
В начале весны возможны снегопады и морозы, но к концу весны температура поднимается до 20−25° выше нуля.


Наблюдения в природе осенью

1. Составь план своих осенних наблюдений в новом учебном году. Можешь воспользоваться заданиями из “Научных дневников” прошлых лет или придумать другие с учетом особенностей природы вашего края. Проведи намеченные наблюдения и зафиксируй результаты в отдельной тетради.

План наблюдений в природе осенью:
1) Когда были первые заморозки?
2) Когда лужи впервые покрылись льдом?
3) Когда выпал первый снег?
4) Когда покрылись льдом река, озеро, пруд?
5) В каком месяце закончился листопад?
6) Когда появились стаи перелётных птиц?
7) Каких животных тебе удалось увидеть осенью?
Наблюдения в природе осенью:
1) Первые заморозки случились 17 ноября.
2) Первый лёд на лужах я наблюдал 9 ноября.
3) Первый снег выпал 29 октября.
4) Озёра и пруды покрылись льдом 5 декабря, а реки 12 декабря.
5) Последние листья опали с деревьев к середине октября. 16 октября деревья уже стояли "голые".
6) Стаи перелётных птиц появились в конце августа и последнюю стаю я наблюдал в середине сентября.
7) В Нижегородской области осенью можно увидеть белку, ежа и зайца практически везде.

2. Сравни результаты наблюдений со своими записями прошлых лет. Что нового тебе удалось узнать о природе своего края? Чему удалось научиться?

Ответ:

Температурный режим не сильно изменился все природные явления произошли в почти такие же временные сроки. Первые заморозки произошли как и в прошлом году в середине ноября. Первый снег выпал чуть позже, но постоянный снежный покров установился в то же время.
Мы наблюдали за стаями перелетных птиц и узнали, что последними на юг улетают грачи и утки.
Мне удалось научиться вести наблюдения за погодными и природными явлениями, замечать особенности погоды осенью.


Наблюдения в природе зимой

1. Составь план своих зимних наблюдений. Можешь воспользоваться заданиями из «Научных дневников» прошлых лет или придумать новые с учётом особенностей природы вашего края. Проведи намеченные наблюдения и зафиксируй результаты в отдельной тетради.

План наблюдения в природе зимой:
1) Когда установился постоянный снеговой покров?
2) Какие птицы прилетают к кормушке?
3) Каких животных тебе удалось увидеть зимой?
4) Следы каких птиц и зверей тебе удалось увидеть на снегу?
5) Какая глубина снежного покрова установилась после снегопада?
Наблюдения в природе зимой:
1) Постоянный снеговой покров установился 5 декабря.
2) Зимой к кормушке прилетали воробьи, синицы и вороны. Любят бывать на кормушках и голуби.
3) В лесу, во время похода на лыжах, мне удалось увидеть зайца и тетерева.
4) На снегу мне удалось увидеть следы собак, голубей, зайца, белки, мыши, воробьев.
5) Глубина снежного покрова после снегопада 15 января, составила 23 сантиметра.

2. Сравни результаты наблюдений со своими записями прошлых лет. Что нового тебе удалось узнать о природе своего края? Чему удалось научиться?

Ответ:

Зима в этом году была очень суровая. Самыми холодными месяцами оказались декабрь и январь, а в феврале часто случались метели и снегопады.
Мне удалось научиться опознавать животных по следам на снегу, замечать особенности погоды зимой.


Наблюдения в природе весной

1. Составь план своих весенних наблюдений. Можешь воспользоваться заданиями из «Научных дневников» прошлых лет или придумать новые, с учётом особенностей природы вашего края. Проведи намеченные наблюдения и зафиксируй результаты в отдельной тетради.

План наблюдений в природе весной:
1) Когда появились первые проталины и ручьи?
2) Когда начался ледоход на реке?
3) Когда водоёмы полностью очистились ото льда?
4) Было ли половодье?
5) Когда была первая гроза?
6) Каких животных тебе удалось увидеть весной?
Наблюдения в природе весной:
1) Первые проталины появились в конце марта. Первые ручьи появились в середине марта.
2) Ледоход начался в апреле, я заметил его 7 апреля.
3) Водоёмы очистились ото льда 27 апреля.
4) Половодье было, уровень воды поднялся на пару метров.
5) Первые весенние грозы начались 14 мая.
6) В парке мне удалось увидеть белку и ежа.

2. Сравни результаты наблюдений со своими записями прошлых лет. Что нового тебе удалось узнать о природе своего края? Чему удалось научиться?

Ответ:

В этом году весна не сильно отличалась от весны прошлого года. Наверное, в этом году март выдался чуть холоднее, чем в прошлом.
Мне удалось научиться вести наблюдения за погодными и природными явлениями, замечать особенности погоды весной.


Наблюдения в природе летом

1. Составь план наблюдений на лето. Можешь воспользоваться заданиями из «Научных дневников» прошлых лет или придумать другие, с учётом особенностей природы вашего края. Проведи намеченные наблюдения и зафиксируй результаты в отдельной тетради.

План наблюдений в природе летом:
1) Какой был самый жаркий день?
2) Когда началось и закончилось цветение липы?
3) Какие грибы и ягоды тебе довелось собирать?
4) Когда был первый туман?
Наблюдения в природе летом:
1) Самый жаркий день был 24 июля, на улице стояла температура +34°.
2) Начало цветения липы в этом году пришлось на 25 июня, а окончание цветения − на 12 июля.
3) В этом году я собирал смородину, малину, крыжовник и клубнику у бабушки в огороде. В лесу мне удалось пособирать чернику и землянику. Из грибов в этом году мы собирали лисички и подберёзовики.
4) Первый туман был 10 июля.

2. Сравни результаты наблюдений со своими записями прошлых лет. Что нового тебе удалось узнать о природе своего края? Чему удалось научиться?

Ответ:

В этом году лето менее дождливое и более тёплое. Не выпадал град и мало было туманных дней.
В этом году мне удалось научиться плавать, и различать в лесу ягоды и грибы.


Экскурсии в природные сообщества родные края

1. Во время экскурсий ты побываешь в разных природных сообществах. Будешь определять растения и животных, наблюдать за их жизнью. По результатам экскурсий заполни таблицы.
Растения и животные нашего леса

Ответ:

Растения и животные нашего леса
Растения Животные
Подснежник Лиса
Зверобой    Белка
Ландыш 
майский     Кабан
Нивяник      Волк
Ятрышник   Заяц

Растения и животные нашего луга
Растения   Животные
Клевер
луговой      Заяц
Цикорий      Мышь полевая
Лютик
едкий         Луговой чекан
Нивяник     Трясогузка
Амброзия   Кузнечик

Растения и животные пресных вод
Растения    Животные
Рогоз             Рак
Стрелолист Ондатра
Ряска           Клоп−водомерка
Кубышка       Карась
Кувшинка     Перловица

Растения и животные Керженского заповедника
Растения               Животные
Пыльцеголовник
красный                    Уж
Брусника               Ящерица прыткая
Манник
литовский               Серый журавль
Осока двудомная Лось
Мытник
скипетровидный     Медведь

2. Здесь ты можешь записать свои впечатления от экскурсий. Например, было ли интересно, что особенно заинтресовало, удивило, понравилось, было ли то, что ты можешь назвать своим "открытием".

Ответ:

В разные времена года нам удалось лучше изучить природу родного края. Зимой мы видели разных птиц, которые посещали наши кормушки на территории школы.
Весной мы ездили в поле, когда сошел снег, чтобы изучить это природное сообщество. Мы ловили бабочек−капустниц и отпускали, а еще видели кролика.
Летом мы были на лугу. Сколько там было ящериц и кузнечиков. Луг прямо трещал. Было здорово дышать воздухом на лугу под солнцем. Еще, когда мы с классом отправились на пикник на берег реки, видели стаю уток с маленькими утятами. Наблюдали за лягушками и собирали улиток, чтобы рассмотреть поближе. Наслаждались красивыми растениями пресного водоема.
Открытием в этом году для меня было то, что у нас в лесу есть огромные муравейники, ростом почти с меня.


Наблюдения в природных сообществах

1. Понаблюдайте за жизнью леса. Что интересного вам удалось увидеть? Каких обитателей леса удалось определить? Напиши краткий отчёт о своей работе. Можно выполнить 2−3 рисунка по своим наблюдениям.

Ответ:

Обитатели леса мне очень понравились, ведь их так много, что всех и не сосчитать. Кого мы только не увидели! И белок, и ежа, ужа, пустельгу, мышей, и даже летучую мышь, которая висела на верхушке сосны.

2. Проведите наблюдения на лугу. Что интересного вам удалось увидеть? Каких обитателей луга вы определили? Напишии краткий отчёт о своей работе. Можно выполнить 2−3 рисунка по своим наблюдениям.

Ответ:

На лугу обитателей не меньше, чем в лесу. Тоже есть мыши, ежи, а еще мы видели змею.
Ездили собирать ягоды на луг и видели много земляных пчел. Трава на лугу очень высокая и, если уйти далеко, можно потеряться. На лугу очень тихо, слышно только треск насекомых.

3. Проведите наблюдение у реки, озера или пруда. Что интересного вам удалось увидеть? Какие виды растений и животных удалось определить? Напишии краткий отчёт о своей работе. Можно выполнить 2−3 рисунка по своим наблюдениям.

Ответ:

Когда мы были у реки, то видели рыбака, который выловил большую щуку. Мы видели улиток: больших и совсем крошечных; водомерок было столько, что было похоже на представление. Водомерки рассекали воду туда−сюда.
Из растений мы увидели рогоз, кувшинку, тростник, потому что речка была совсем маленькой и у берегов заболачивалась.


Охрана природы

1. Запиши, в какой работе по охране природы своего края ты планируешь принять участие в новом учебном году.

В новом учебном году я планирую:
• Принять участие в сборе пластиковых крышек для переработки;
• Поучаствовать в конкурсе сбора макулатуры;
• Принять участие в благотворительной акции «Спаси дерево»;
• Принять участие в сборе мусора в лесу и на берегу водоема.

2. Запиши, что тебе удалось сделать для охраны природы своего края в течение учебного года и в летние каникулы.

Ответ:

В течении учебного года мы убирали мусор в парке, собирали листву в большие кучи, мастерили кормушки всем классом, сажали деревья рядом со школой. В летние каникулы я с родителями сажал деревья в нашем дворе, убирал мусор на пляже, собирал пластиковые бутылки для переработки.

3. Оцени свою работу по охране природы за время обучения в начальной школе.

Ответ:

Благодаря проведенной работе, я научился беречь природу и помогать ее обитателям. Я узнал, что я смогу сделать для её сохранения и к чему это приведёт. Я очень стараюсь и оцениваю свою работу на отлично. Надеюсь, что природа оценивает мою работу также.

 

Комментарии  

#24 ццц 14.02.2024 15:08
норм сайт оценки 5,4 ставят :D :D :D
#23 Саша 02.02.2024 11:28
У меня не совпадает авторы те же но совпадает только 1 2 м 3 нет 2-с помощью учебника и доп литературы заполните таблицу по заданию учебника (с. 29)
#22 ыъы 21.01.2024 17:39
на стр 7 в тетради по окружаешему 4 класс 2 чать в 1 номере пропушено: какими качествами должны были обладать... нету там этого
#21 Ладно 04.05.2023 08:16
Ладно
#20 Ива 01.04.2023 12:10
норм
норм норм
#19 Модератор 06.03.2023 11:43
Лиза, какого именно события?*
#18 Лиза 06.03.2023 10:44
Где год на странице 24, окр. мир Плешакова, «Напиши год этого события___» там нету!
:cry:
#17 Тип да 08.02.2023 13:45
извините я имел в виду 16-17
#16 Тип да 08.02.2023 13:43
с 12-13 там вроде надо только про новгородских ратников, или я не так понял
#15 Гитлер 17.05.2022 15:50
Хороший сайт рекомендую