В некоторых учебниках по окружающему миру и географии ученикам предлагается подготовить сообщение о каком-либо ученом, сделавшим вклад в астрономию. Мы предлагаем вашему вниманию небольшое сообщение о Николае Копернике, чья гипотеза строения мира является основополагающей в современной теории.

Николай Коперник

19 февраля 1473 г. – 24 мая 1543 г.

   Николай Коперник родился в небольшом польском городе Торунь в Польше (в те времена Пруссия). Он долго изучал астрономию и пришел к выводу, что Земля - это только одна из планет, и все эти планеты вращаются вокруг Солнца. Свою теорию устройства мира он изложил в книге «Об обращениях небесных сфер». Его книга сначала была запрещена, но потом ученые всего мира признали открытие Коперника. За заслуги перед человечеством именем Коперника назван кратер на Луне.

Источник: сайт "7 гуру"

Доклад про Н.Коперника

Польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира Николай Коперник родился в Торуни в семье купца. У Николая было две старших сестры и брат. Старший брат Анджей стал верным соратником и спутником Николая. Вместе они объездили пол-Европы, обучаясь в лучших университетах.

Коперники жили в достатке и благоденствии до тех пор, пока был жив отец семейства. Когда Николаю исполнилось девять лет, в Европе разразилась эпидемия чумы, унесшая десятки тысяч жизней. Стал жертвой страшной болезни и отец Николая (1483 г.), а через несколько лет, в 1489 году, скончалась и мать. Семья осталась без средств к существованию, а дети – сиротами. Все могло бы закончиться плачевно, если бы не дядя, брат матери, Лукаш Ватценроде, каноник местной епархии.  После смерти отца Николай воспитывался своим дядей, епископом Вармийской епархии (Вармия – исконная польская земля, простиравшаяся по берегам Вислы от г. Торунь до Балтийского моря).

Учился Николай Коперник в Краковском университете (1491-1495). По окончании краковского университета в 1496 году братья Коперники отправились в путешествие по Италии. Средства на поездку первоначально планировалось получить у дяди, епископа Эмерландского, однако у того не оказалось свободных денег. Лука предложил племянникам стать канониками его собственной епархии и на полученное жалование отправиться учиться за границу. В 1487 году Анджея и Николая заочно приняли на должность каноников с выдачей вперед жалованья и предоставлением трехлетнего отпуска для обучения.

Братья поступили в Болонский университет на юридический факультет, где изучали церковное каноническое право. В Болонье судьба свела Николая с преподавателем астрономии, Доменико Марией Новарой, и эта встреча стала решающей для молодого Коперника. Вместе с Новарой в 1497 году будущий ученый провел первое в жизни астрономическое наблюдение. Результатом стал вывод об одинаковом расстоянии до Луны в квадратуре, при новолунии и полнолунии. Это наблюдение впервые заставило Коперника усомниться в истинности теории Птолемея, согласно которой все небесные тела вращаются вокруг Земли.

Помимо штудирования трудов по праву, математике и занятий астрономией в Болонье Николай изучал греческий язык, увлекался живописью. До наших дней дошла картина, считающаяся копией автопортрета Коперника.

Автопортрет. Н.Коперник

Николай продолжил образование в итальянских университетах Падуи, Феррары, где, кроме астрономии, изучал медицину и право. В результате такого масштабного обучения в 1506 году Коперник вернулся домой всесторонне образованным взрослым человеком. К моменту возвращения в Польшу Николаю было уже 33 года, а брату Анджею – 42 года. По тем временам этот возраст считался общепринятым для получения университетских дипломов и завершения образования.

Дальнейшая деятельность Коперника связана с его должностью каноника. Блестящий ученый сумел сделать карьеру церковника, одновременно занимаясь научными исследованиями. После возвращения на родину (1503) Николай Коперник был секретарём и врачом у своего дяди и жил до его смерти в г. Лидзбарк, в епископской резиденции. В 1312 г. поселился в г. Фромборк в одной из башен крепостной стены, окружавшей собор. Это помещение, где Коперник прожил свыше 30 лет, служило ему обсерваторией; оно сохранилось до настоящего времени.

Коперник принимал активное участие в жизни Вармии, в борьбе за её независимость. Среди современников он был известен как государственный деятель, искусный врач и глубокий знаток астрономии. Когда Латеранский собор (1512-1517) организовал комиссию по реформе календаря, Коперник был приглашён в Рим принять участие в её работе. Он доказывал преждевременность такой реформы, поскольку продолжительность года не была ещё достаточно точно известна.

Создание гелиоцентрической системы мира явилось результатом долголетнего труда Коперника. Николай Коперник одним из первых задумался над несовершенством Птолемеевой системы мироздания, согласно которой Солнце и другие планеты вращаются вокруг Земли. Используя примитивные астрономические инструменты, часто самодельные, ученый сумел вывести и обосновать теорию гелиоцентрической солнечной системы. Он начал с попыток усовершенствовать геоцентрическую систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея. Коперник, поняв зависимость между видимыми движениями планет и Солнца, хорошо известную ещё Птолемею, на этой основе построил гелиоцентрическую систему мира. Он считал, что земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Благодаря этой теории правильное объяснение получил ряд непонятных с точки зрения геоцентрической системы закономерностей движения планет (следует заметить, что впервые идею о вращении Земли вокруг Солнца высказал около 280 г. до н.э. греческий астроном Аристарх Самосский). Таблицы, составленные Коперником, много точнее таблиц Птолемея, что имело большое значение для быстро развивавшегося тогда мореплавания. Широкое их использование способствовало распространению гелиоцентрической системы мира.

В то же время Коперник до конца жизни полагал, что дальние звезды и светила, видимые с Земли, закреплены на особой сфере, окружающей нашу планету. Это заблуждение было вызвано несовершенством технических средств того времени, ведь в Европе эпохи Возрождения не существовало даже простейшего телескопа.

Результаты труда были обобщены Коперником в сочинении «Об обращениях небесных сфер», опубликованном в 1543 г., незадолго до его смерти. Коперник развил новые философские идеи лишь в той мере, в какой это было необходимо для очередных практических нужд астрономии. Он сохранил представление о конечной Вселенной, ограниченной сферой неподвижных звёзд, хотя в этом уже не было необходимости (существование и конечные размеры сферы неподвижных звёзд были лишь неизбежным следствием представления о неподвижности Земли). Коперник стремился прежде всего к тому, чтобы его сочинение было столь же полным руководством к решению всех астрономических задач, каким было «Великое математическое построение» Птолемея. Поэтому он сосредоточил внимание на усовершенствовании математических теорий Птолемея. Важное значение имеет вклад Коперника в развитие тригонометрии, как плоской, так и сферической; главы сочинения Коперника, посвящённые тригонометрии, были изданы отдельно в 1542 г. его единственным учеником Г.И. Ретиком.

Философское значение гелиоцентрической системы состояло в том, что Земля, считавшаяся раньше центром мира, низводилась на положение одной из планет. Возникла новая идея – о единстве мира, о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Революционный характер взглядов Коперника был понят католической церковью лишь после того, как Г. Галилей и другие развили философские следствия его учения. В 1616 г. декретом инквизиции книга Коперника была внесена «впредь до исправления» в «Индекс запрещённых книг» и оставалась под запретом до 1828 г.

За свою жизнь Коперник сделал несколько значимых открытий: создание и обоснование теории гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции; разработка новой монетной системы в Польше; строительство гидравлической машины, снабжавшей водой все дома в городе; соавторство экономического закона Коперника-Грешема; расчет реального движения планет.

За заслуги перед человечеством именем Коперника назван кратер на Луне.

Комментарии  

#1 Анастасия Долгих 20.11.2023 18:11
:P очень много и полезно!