Лен многих крестьян просто выручал на Руси. Из льна пряли нитки, из которых ткали повседневную и праздничную одежду, скатерти и другие предметы домашнего обихода. Из семян льна получали льняное масло, на нем готовили пищу. Секреты выращивания льна, а затем его сбора, обработки, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из поколения в поколения в каждой крестьянской семье, в каждом доме.
Лен выращивали в поле, собирали. Обработка растений для получения растительных волокон в старину начиналась с мочевила - канавы, где стебли топили на две-три недели, придавливая их притугами и добавляя туда же навоз и золу. Иногда для мочки льна рыли специальную яму (копань), выбирая место для нее поближе к болоту. В мочевиле в результате процессов брожения разрушались многие растительные клетки, кроме прочных лубяных волокон, которые как раз и нужны для изготовления прочных ниток.
То, что оставалось в мочевиле от снопиков льна, высушивали на стлище (на поле).
Высушенную траву - тресту, мяли в специальной мялке, по другому - мялице - колоде с продольным желобом, к которой на шарнире был соединен тяжелый брус с ручкой - било. Жесткие, деревянистые части стволиков (кострика) разбивались в кусочки, а гибкое и прочное лубяное волокно оставалось целым и невредимым. Важность этой процедуры крестьяне отметили пословицей "Недомнешь мялкой, так и не возьмешь прялкой".
Затем трест трепали, ударяя пучком размятых стеблей о столб или перекладину, либо, наоборот, били деревянным трепалом по тресте, выбивая из нее кострику. И, наконец, тресту расчесывали деревянным гребнем, готовя волоть, а потом чесали щеткой из жесткой щетины, отделяя пачеси или изгребья, идущие на второсортный подкладочный холст, от чистеца, сортового льна.
Очесанный лен, поделенный по качеству на три сорта — изгреби, пачеси и собственно лен, — дергали, теребили и расшиньгивали (взбивали, распушали). Этот большой пушистый клубок ровно разверстывали на столе, спрыскивали водой и осторожно скатывали в куделю. Из кудели уже пряли пряжу.
Пряли лен женщины и даже девочки, а вот выучиться ткать удавалось лишь самым трудолюбивым и настойчивым. Кстати, именно ткачихи и прялки были одним из основных выдумщиков песен и сказок народного фольклора - монотонность ткацкого труда вынуждала женщин скрашивать свою работу различными песнями, шутками-прибаутками, присказками устного народного творчества: девушки с песнями и потешками пряли пряжу, а рукодельницы ткали ткани.
Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Так и получалась пряжа.
А уж из пряжи на деревянных ткацких станах ткали ткани. Из тканей шили одежду. Красивая, тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь, даже передавая по наследству. Верхнюю же одежду носили много лет, бытовые изделия из холста — полотенца, платы, скатерти — тоже служили нескольким поколениям. Лишь рукавиц ненадолго хватало хорошим работникам.
Видео для детей, как в стародавние времена проводили обработку льна для урока по предмету окружающий мир 2 класс (учебник Плешакова). Нажмите play, чтобы начать просмотр.
Комментарии