В подготовке к ОГЭ по обществознанию важно не только знать теорию, но и ознакомиться с заданиями, уметь их выполнять, набить руку. Для этого нужно систематически выполнять тренировочные варианты. Для вас очередной пробник к ОГЭ по обществознанию, составленный из заданий открытого банка ФИПИ 2025. Все задания актуальны, любое из них имеет шанс выпасть вам на реальном ОГЭ.
Для ответов на задания 1, 5, 6 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2–4, 7–11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1 Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании биологической природы человека?
Характер, инстинкт, профессия, рефлекс, творчество, образование.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ:
Инстинкт, рефлекс.
Инстинкт – это сложные врожденные реакции организма, возникающие на внешние или внутренние раздражения.
ИЛИ
Инстинкт – это врождённая склонность, которая помогает индивиду с самого детства бороться за своё выживание (с ФИПИ)
Рефлекс – одинаковая в сходных условиях реакция организма на воздействие окружающей среды.
Номер: EB0AE9
2 Тимур – отец двоих детей, руководитель предприятия. В свободное время он тренирует дворовую футбольную команду. У Тимура много друзей, он общительный, энергичный человек. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Тимур развивается как
1) руководитель
2) личность
3) индивид
4) член семьи
Ответ:
2
Номер: 7B3D4A
3 Религия, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, предполагает
1) отражение мира в художественных образах
2) особую значимость субъективного восприятия мира
3) эмоциональное воздействие на человека
4) признание идеи сотворения мира сверхъестественными силами
Ответ:
4
Номер: AAA541
4 Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определённые правила поведения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
3
Номер: 37874A
5 Рассмотрите фотографию.
Какой вид экономической деятельности может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Объясните, в чём заключается сущность этого вида экономической деятельности. В каких формах может быть организована эта экономическая деятельность? (Укажите любые две формы.) Какое значение для каждого человека имеет защита прав потребителей?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ:
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
ответ на первый вопрос: торговля/покупка товаров
ответ на второй вопрос: добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги;
ответ на третий вопрос: торговля на ярмарке, электронная торговля
ответ на четвертый вопрос: люди в обществе являются потребителями, поэтому для них важно, что их права защищаются, так как это позволяет им получить качественный товар, тем самым удовлетворив свои потребности
или
1) Торговля
2) Экономическая сущность торговли заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям.
3) Формы: оптовая и розничная торговля. © gdzotvet.ru
4) Защита прав потребителей служит для защиты населения от халатности и недобросовестности производителей и продавцов, которые зачастую умышленно стараются сбыть товар низкого качества или продать потребителю продукцию с видимыми нарушениями стандартов и нормативов. Она позволяет потребителям в спорной ситуации отстоять свои права.
или
1. Торговля/покупка товаров
2. добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги;
3. торговля на ярмарке, электронная торговля
4. люди в обществе являются потребителями, поэтому для них важно, что их права защищаются, так как это позволяет им получить качественный товар, тем самым удовлетворив свои потребности
Номер: B1870C
6 Ученику 8 класса Руслану на аккаунт в социальной сети пришло уведомление: «Руслан! Ты победил в новогодней лотерее. Для получения подарка ценой 5 тысяч рублей необходимо перевести на электронный кошелёк организатора лотереи 100 рублей».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Руслана? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ:
1. Опасность в том, что это сообщение, скорее всего, прислали мошенники, которые рассчитывают собрать деньги с доверчивых граждан, и победа в лотерее - это выдумка.
2. Не переводить никаких денег.
Номер: CEE5FF
7 Что влияет на спрос потребителя?
1) издержки на производство товаров
2) ограниченность ресурсов
3) традиции и предпочтения
4) форма организации производства
Ответ:
3
Номер: 2eA949
8 В государстве Z хозяйственная деятельность основывается на экономической свободе производителя. Это характерно для экономической системы
1) распределительной
2) рыночной
3) традиционной
4) централизованной
Ответ:
2
Номер: 5D7B4C
9 Верны ли следующие суждения об экономических благах?
А. Экономические блага специально производятся для удовлетворения потребностей отдельных людей и общества в целом.
Б. Ограниченность экономических благ заставляет людей рационально хозяйствовать и делать экономический выбор.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
3
Номер: 52EB43
10 Под социальной структурой общества понимают
1) любые изменения в социальном положении человека
2) совокупность принятых в обществе социальных норм
3) степень освоения личностью культурных ценностей
4) совокупность социальных общностей и групп и их отношений
Ответ:
4
Номер: 0639FB
11 Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Проявления отклоняющегося поведения разнообразны.
Б. Отклоняющимся называют только противоправное поведение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
1
Номер: 700FF5
12 В городе Z в ходе социологического опроса гражданам задавали вопрос: «Поможет ли использование электронных средств обучения повысить успеваемость школьников?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ:
а) сходство: большинство среди обеих опрошенных групп выбрали вариант "да, конечно".
Большинство людей осознают, что в современном мире гаджеты имеют неограниченные возможности, которые так или иначе могут быть использованы в процессе обучения, могут улучшить его.
б) различие: учителя чаще, чем обучающиеся, отвечали, что "скорее всего, успеваемость снизится".
Возможно, учителя в большей степени, чем обучающиеся, опасаются того, что гаджеты будут использованы учениками не в образовательных, а в развлекательных целях, поэтому считают, что успеваемость снизится.
Номер: E23517
13 В государстве Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Все жители страны обязаны придерживаться единой обязательной официальной идеологии. Каков политический режим государства Z?
1) демократический
2) тоталитарный
3) монархический
4) олигархический
Ответ:
2
Номер: 46DFF2
14 Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии представляют интересы определённых социальных групп.
Б. Политические партии разрабатывают программы развития общества и государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
3
Номер: FB8749
15 Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ФАКТЫ
А) проведение митинга в поддержку правительства
Б) открытие театрального фестиваля
В) избрание президента страны
Г) торги на товарно-сырьевой бирже
Д) принятие парламентом закона
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1) политическая
2) экономическая
3) духовная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
Ответ:
13121
Номер: 70BA48
16 Что из перечисленного ниже является правонарушением?
1) отключение горячей воды в связи с ремонтом теплосети
2) закрытие магазина на ремонт
3) увольнение работников в связи с ликвидацией предприятия
4) увольнение работника по инициативе работодателя после ссоры с начальством
Ответ:
4
Номер: CECA4E
17 17-летний Леонид хотел устроиться на работу ночным сторожем, но администрация магазина отказалась принять его, ссылаясь на закон. Администрация магазина в данном случае опиралась на нормы права
1) семейного
2) уголовного
3) административного
4) трудового
Ответ:
4
Номер: F42DFB
18 Верны ли следующие суждения о Правительстве Российской Федерации?
А. Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.
Б. Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
2
Номер: 7CEBFC
19 Антон живёт с мамой и дедушкой. Он учится в 7 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) личные контакты членов группы
2) общий быт
3) отношения родства
4) наличие особых норм поведения
Черты сходства Черты различия
Ответ:
1423
Номер: 89DB44
20 Заполните пропуск в таблице.
Правомочие собственника | Характеристика |
Владение имуществом |
Возможность иметь вещь в своём доме или хозяйстве, фактически обладать ею, считать её своей |
… имуществом | Возможность извлекать в своих интересах полезные свойства вещи |
Ответ:
пользование
Номер: 537245
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.
Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец – человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.
Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.
Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».
(По П.С. Гуревичу)
21 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
1) культура как «вторая природа», всё рукотворное;
2) культура как единство с природой и преодоление природы;
3) многообразие культур и их творцов;
4) культура как деятельность и творчество.
Номер: 349AB5 1 (40E24B)
22 О каком подходе к определению культуры идёт речь в тексте? В чём, по мнению автора, заключается недостаток этого подхода? Как автор объясняет разнообразие культур?
Ответ:
1. Автор уточняет, корректирует подход к определению культуры как «второй природы».
2. Недостаток этого подхода заключается в том, что, по мнению автора, получается «будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает».
3. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя связана с тем, что природа даёт сама по себе.
Номер: B7F629 2 (40E24B)
23 Автор отвечает на вопрос, почему «без природы не было бы культуры»? Приведите три ответа автора и проиллюстрируйте примером каждый из ответов.
Ответ:
1) «человек творит на природном ландшафте» (допустим, при определении места строительства нового здания учитываются особенности земельного участка);
2) человек «пользуется ресурсами природы» (например, гончар изготавливает посуду из глины, скульптор использует природный камень);
3) человек «раскрывает собственный природный потенциал» (например, у одних людей проявляются задатки к художественному творчеству, у других — к спорту, у третьих — к математике).
Ответы автора могут быть проиллюстрированы другими примерами.
Номер: EFABA7 3 (40E24B)
24 Автор употребляет словосочетание «человек культурный» в широком смысле. Какого человека в современных условиях, на Ваш взгляд, можно назвать культурным? Что, по Вашему мнению, должны делать родители, чтобы их ребёнок вырос культурным человеком? (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одну любую меру и кратко объясните своё мнение.)
Ответ:
1. Культурным можно назвать человека, который обладает разносторонними знаниями в разных областях, у которого сформированы высокие духовные гуманистические ценности; культурный человек, как правило, занимает активную жизненную позицию (ответ на первый вопрос может быть сформулирован иначе).
2. Мера и пояснение: родители приобщают ребёнка к культуре, водят его в музеи, театры, читают ему книги (тем самым с детства развивают в ребёнке тягу к знанию (познанию мира), формируют моральные представления, развивают инициативу и т. п.).
Может быть названа другая мера, приведено другое пояснение.
Номер: 0C8EAD 4 (40E24B)
Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.