ГДЗ ответы по русскому языку рабочая тетрадь 2 класс 2 часть Климанова, Бабушкина (Перспектива)Снова закупили рабочие тетради на печатной основе? Значит будут и домашние задания по ним. А у нас для вас, как всегда, готовые домашние задания, в данном случае по  русскому языку за второй класс ко второй части рабочей тетради в белой обложке по программе перспектива, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Эти тетради ни в коем случае не заменяют прописи, так что далеко их не откладывайте в этом году, иначе почерк у ребенка может испортиться. Тетради на печатной основе лишь позволяют повторить и закрепить грамматический материал из учебника.

Поскольку это вторая часть тетради, работаем по ней во втором полугодии, и номера упражнений начинаются не с первого, а с 112-го. Разбираемые темы соответствуют части 2 учебника по русскому языку за 3 класс. 

Не исключено, что работать по тетради в классе и дома будете очень редко, много заданий останется несделанными, можно поработать над ними летом, ведь у вас есть доступ к праильным ответам на 7 гуру и вам не нужен учитель, чтобы все проверить.

Ответы к рабочей тетради по русскому 2 класс 2 часть (Климанова, Бабушкина)

Кликайте по номерам упражнений, чтобы посмотреть правильные ответы к ним.

ГДЗ ответы по русскому языку рабочая тетрадь 2 класс 2 часть Климанова, Бабушкина (Перспектива)Снова закупили рабочие тетради на печатной основе? Значит будут и домашние задания по ним. А у нас для вас, как всегда, готовые домашние задания, в данном случае по  русскому языку за второй класс ко второй части рабочей тетради в белой обложке по программе перспектива, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Эти тетради ни в коем случае не заменяют прописи, так что далеко их не откладывайте в этом году, иначе почерк у ребенка может испортиться. Тетради на печатной основе лишь позволяют повторить и закрепить грамматический материал из учебника.

Поскольку это вторая часть тетради, работаем по ней во втором полугодии, и номера упражнений начинаются не с первого, а с 112-го. Разбираемые темы соответствуют части 2 учебника по русскому языку за 3 класс. 

Не исключено, что работать по тетради в классе и дома будете очень редко, много заданий останется несделанными, можно поработать над ними летом, ведь у вас есть доступ к праильным ответам на 7 гуру и вам не нужен учитель, чтобы все проверить.

Ответы к рабочей тетради по русскому 2 класс 2 часть (Климанова, Бабушкина)

Кликайте по номерам упражнений, чтобы посмотреть правильные ответы к ним.

Упражнение 112

Разделительный мягкий и твердый знаки (ь, ъ). Упражнение №112

Покажи Ване, как изменить слова, чтобы в них появился разделительный мягкий знак (ь).
Лист — листья, крыло — _, дерево — _, брат — _, полено — _, перо — _.
Соловей — соловьи, воробей — _, муравей — _, ручей — _.

Ответ:

Лист — листья, крыло — крылья, дерево — деревья, брат — братья, полено — поленья, перо — перья.
Соловей — соловьи, воробей — воробьи, муравей — муравьи, ручей — ручьи.

113

Упражнение №113

Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком (ь).
Васильки, Дарья, коньки, семья, крыльцо, Кузьма, кольцо, житьё, пьеса, вьюга, шьют, сильный, пьют, пыльца, друзья.

Ответ:

Васильки, Дарья, коньки, семья, крыльцо, Кузьма, кольцо, житьё, пьеса, вьюга, шьют, сильный, пьют, пыльца, друзья.

114

Упражнение №114

Допишите предложения, используя слова для выбора.
Игра «Кто быстрее?»
У Марины большая и дружная _.
Весной школьники посадили в саду _.
_ живут на Севере.
_ рога ветвистые.
Я _ грядки.
Я _ маки из лейки.
Слова для выбора: олени, оленьи, семья, семя, полью, полю.

Ответ:

У Марины большая и дружная семья.
Весной школьники посадили в саду семя.
Олени живут на Севере.
Оленьи рога ветвистые.
Я полю грядки.
Я полью маки из лейки.

115

Упражнение №115

Допиши слова с разделительным мягким знаком (ь).
Ягоды, сваренные в сахарном сиропе — _.
Домики для пчёл — это _.
Снежная буря — это _.

Ответ:

Ягоды, сваренные в сахарном сиропе — варенье.
Домики для пчёл — это ульи.
Снежная буря — это вьюга.

116

Упражнение №116

Выпиши слова в две группы: сначала с разделительным мягким знаком (ь), а затем с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Льдинка, выпью, объехать, мальчик, сошьёшь, объявить, коньки, медвежья, медведь, листья, съязвить, Наталья, Ольга, съёжиться, подъезд.

Какие слова не попали в эти группы?

Ответ:

Разделительный (ь): выпью, сошьёшь, медвежья, листья, Наталья.
Разделительный (ъ): объехать, объявить, съязвить, съёжиться, подъезд.
Не попали ни в одну группу слова: льдинка, мальчик, коньки, медведь, Ольга. В данных словах ь обозначает мягкость согласного звука и не является разделительным.

117

Упражнение №117

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Зав..южила зима. Закружилась белыми хлоп..ями. Потом в..юга затихла. Брат..я Саша и Ил..я достали лыжи.

Ответ:

Завьюжила зима. Закружилась белыми хлопьями. Потом вьюга затихла. Братья Саша и Илья достали лыжи.

118

Упражнение №118

Различаешь ли ты слово и предмет? Сравни предметы и модели слов. Заполни звуковые схемы и запиши слова.
Обведи буквы, произношение которых не совпадает с написанием.
Прочитай стихотворение Э. Успенского. Спиши его, вставляя пропущенные буквы.
Песенка о предметах и словах
Должны запомнить дети
И знать как дважды два,
Что есть на белом свете
Пр..дметы и сл..ва.
Подчеркни предложение, которое ты считаешь правильным.
Люди общаются с помощью предметов.
Люди общаются с помощью слов.

Ответ:

Песенка о предметах и словах
Должны запомнить дети
И знать как дважды два,
Что есть на белом свете
Предметы и слова.
Люди общаются с помощью предметов.
Люди общаются с помощью слов.
ГДЗ по русскому языку рабочая тетрадь 2 класс 2 часть Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

119

Упражнение №119

Представь, что тебе подарили щенка и кошку. Как ты их назовёшь?
Я назову моего щенка _.
Я назову мою кошку _.

С какой буквы ты напишешь их клички? Почему?

Ответ:

Я назову моего щенка Кубарь.
Я назову мою кошку Маркиза.
Клички животных пишутся с заглавной буквы, потому что это имена собственные.

120

Упражнение №120

Прочитай прибаутку.
Позовём соседей в гости:
коровку Матрёну, свинку Улиту,
бычка Мирона, боровка Микиту‚
свечку Пелагею, утку Варвару,
барана Авдея, селезня Захара.

Из выделенных строчек выпиши сначала имена собственные, а затем нарицательные.

Ответ:

Имена собственные: Матрёна, Улита, Мирон, Микита, Пелагея, Варвара, Авдей, Захар.
Имена нарицательные: коровка, свинка, бычок, боровок, свечка, утка, баран, селезень.

121

Упражнение №121

Прочитай текст. Впиши имена собственные.

Моё село
Сосновка – это моё село. Оно очень красивое и светлое. Стоит на берегу реки Белой. По берегам реки растут высокие сосны.
Около села просторные луга. На лугу утка _ с утёнком и корова _. А вот боровок _ да свинка _.
А в доме кот Тимка. Он любит сметанку. Тимка у нас лакомка.

Какие ещё имена собственные есть в тексте? Подчеркни.
Запиши развёрнутые ответы на вопросы.
Как называется село?
На берегу какой реки оно стоит?
Кто пасётся на лугу?
Кто живёт в доме?

Ответ:

Моё село
Сосновка – это моё село. Оно очень красивое и светлое. Стоит на берегу реки Белой. По берегам реки растут высокие сосны.
Около села просторные луга. На лугу утка Утя с утёнком и корова Зорька. А вот боровок Боря да свинка Барыня.
А в доме кот Тимка. Он любит сметанку. Тимка у нас лакомка.
Как называется село? Село называется Сосновка.
На берегу какой реки оно стоит? Стоит оно на берегу реки Белой.
Кто пасётся на лугу? На лугу пасутся утка Утя с утёнком и корова Зорька.
Кто живёт в доме? В доме живёт кот Тимка.

122

Упражнение №122

Напиши о себе. Правильно оформи предложения на письме.
В каком городе (в деревне, в селе) ты живёшь?
На какой улице стоит твой дом?
Какая река протекает у вас?
Я живу _

Ответ:

Я живу в Нижнем Новгороде. Мой дом стоит на улице Ленина. У нас протекают реки Ока и Волга.

123

Упражнение №123

Прочитай скороговорку. Вставь пропущенные буквы.
Собирала ..аргаритка
..аргаритки на горе.
Растеряла ..аргаритка
..аргаритки во дворе.
(Н. Кончаловская)

Ответ:

Собирала Маргаритка
маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
маргаритки во дворе.
(Н. Кончаловская)

В данном стихотворении Маргаритка − имя собственное, поэтому пишется с заглавной буквы, а маргаритки − нарицательное, поэтому написано со строчной.

124

Упражнение №124

Подбери к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством букв. Запиши их.
Лес − _, стужа − _, зной − _‚ базар − _.
Слова для выбора: рынок, бор, мороз, жара.

Ответ:

Лес − бор, стужа − мороз, зной − жара‚ базар − рынок.

125

Упражнение №125

Запиши по памяти отрывок из сказки А. Пушкина. С чем сравнивается месяц? В выделенных словах подчеркни безударные гласные, впиши проверочные слова.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный (_) рожок (_)
Ты встаёшь (_) во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий (_),
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.

Подберите к слову месяц слово, близкое по значению. _

Ответ:

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный (золото) рожок (рог)
Ты встаёшь (встать) во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий (свет, око),
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Месяц − луна.

В сказке месяц сравнивается с позолоченным рожком.

126

Упражнение №126

Прочитайте загадки.
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(Сне..)
По чёрному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей −
Чистая страница.
(Школьная доска)

Запиши выделенные слова парами.
Зимой − _, _
Это синонимы или антонимы? Верный ответ подчеркни.

Ответ:

Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(Снег)
По чёрному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей −
Чистая страница.
(Школьная доска)
Зимой − летом, умирает − оживает, чёрное − белое.
Это синонимы или антонимы.

127

Упражнение №127

Прочитайте текст. В чём ошибся ученик? Устно исправьте его ошибки.
Найдите и подчеркните орфограммы в выделенных словах. В скобках запишите проверочные слова.
Далеко (_) на юге живут эвенки. Природа там очень суровая. Зима (_) короткая (_) и жаркая. Лето длинное. Четыре месяца длится ночь. Люди привыкли к жаре (_). Они носят меховую (_) одежду.
Слова для выбора: на юге − на Севере, долгая − короткая, жаркая − морозная, длинное − короткое, к жаре − к холоду.

Запишите ответы на вопросы, правильно выберите слова.
Где живут эвенки? _
Какое на Севере лето, какая зима? _
Как люди справляются с холодом? _

Ответ:

Ученик ошибся, выбрав не тот антоним.
Далеко (далёкий, даль) на юге живут эвенки. Природа там очень суровая. Зима (зимний) короткая (коротко) и жаркая. Лето длинное. Четыре месяца длится ночь. Люди привыкли к жаре (жар). Они носят меховую (мех) одежду.

Далеко на юге Севере живут эвенки. Природа там очень суровая. Зима короткая долгая и жаркая морозная. Лето длинное короткое. Четыре месяца длится ночь. Люди привыкли к жаре холоду. Они носят меховую одежду.
Где живут эвенки? Эвенки живут на Севере.
Какое на Севере лето, какая зима? На Севере лето короткое, а зима долгая и морозная.
Как люди справляются с холодом? Люди привыкли к холоду и носят меховую одежду.

128

Упражнение №128

Прочитай слова. В выделенных словах подчеркни орфограммы, в скобках запиши проверочные слова.
Чайник, кресло, стакан, кастрюля, кружка (_), блюдце (_), платье, перчатки, шкаф (_), варежки (_), диван, ширма, стульчик, сковородка.

Раздели слова—названия вещей на три группы.
Мебель: _
Посуда: _
Одежда: _
На какой общий вопрос отвечают слова всех трёх групп: что? или кто? Подчеркни.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.

Ответ:

Чайник, кресло, стакан, кастрюля, кружка (кружечка), блюдце (блюдо), платье, перчатки, шкаф (шкафы), варежки (варежечки), диван, ширма, стульчик, сковородка.
Мебель: кресло, шкаф, диван, ширма, стульчик.
Посуда: чайник, стакан, кастрюля, кружка, блюдце, сковородка.
Одежда: платье, перчатки, варежки.
На какой общий вопрос отвечают слова всех трёх групп: что? или кто?
Родственные слова: кру́жка (кру́жечка), блю́дце (блю́до), ва́режки (ва́режечки).

129

Упражнение №129

Прочитай отрывок из сказки К. Чуковского "Федорино горе". Выпиши слова одной тематической группы.
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Что? _
Выпиши слова, к которым можно поставить вопрос что делает? _

Ответ:

Что? Чайник, кофейник.
Что делает? бежит, тараторит, дребезжит.

130

Упражнение №130

Прочитай две группы слов. Найди и подчеркни лишнее слово в каждой группе.
_? Соловей, чиж, бабочка.
_? Яблоко, груша, малина.
Поставь вопрос кто? или что? к каждой группе.

Ответ:

Кто? Соловей, чиж, бабочка. Все слова в строке − птицы, а бабочка − насекомое.
Что? Яблоко, груша, малина. Все слова в строке − фрукты, а малина − ягода.

131

Упражнение №131

Помоги Ане и Ване собрать группы родственных слов. Выдели корень.
Родина, родители, садовник, ходок, садовый, ходули, родной, садик, ходики, садочек, родственники, родня, ходить, родник.
Род − _
Сад − _
Ход − _

Ответ:

Род − родина, родители, родной, родственники, родня, родник.
Сад − садовник, садовый, садик, садочек.
Ход − ходок, ходули, ходики, ходить.

132

Упражнение №132

Прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима про пана Трулялинского. Подчеркните имена собственные родственников артиста.
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живёт он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тётка — Трулялётка,
И дочурка — Трулялюрка,
И сынишка — Трулялишка,
И собачка — Трулялячка.

Сравните эти слова. Обсудите, чем они похожи. Выделите и обозначьте дугой общую часть в этих словах.

Ответ:

Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живёт он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тётка — Трулялётка,
И дочурка — Трулялюрка,
И сынишка — Трулялишка,
И собачка — Трулялячка.
Все эти слова похожи общим началом.

133

Упражнение №133

Прочитай предложение. Выпиши родственные слова, вставив пропущенные буквы. Выдели корень.
Голубь и г..лубка сидели на крыше г..лубятни.

Ответ:

Голубь и голубка сидели на крыше голубятни.
Голубь, голубка, голубятни.

134

Упражнение №134

Подбери к каждому слову родственное слово и запиши его.
Слон — _, тигр — _, корова — _, грач — _.
Слова для выбора: телёнок, слонёнок, тигрица, грачонок, коровий, слоняться.

Какие слова нельзя назвать родственными? _

Ответ:

Слон — слонёнок, тигр — тигрица, корова — коровий, грач — грачонок.
Нельзя назвать родственными: слон − слоняться, корова − телёнок.

135

Упражнение №135

Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы.
Вода — краса природы. Журч..т и мч..тся весенние воды. Тихо бьёт из родника чистая водичка. Красиво блестят на солнце водяные брызги.

Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.

Ответ:

Вода́ — краса природы. Журчат и мчатся весенние во́ды. Тихо бьёт из родника чистая води́чка. Красиво блестят на солнце водяны́е брызги.

136

Упражнение №136

Прочитай. Выдели предложения. Озаглавь текст. Спиши его, вставляя пропущенные буквы и правильно оформляя предложения на письме.
Стоит холодная зима белый пушистый к..вёр накрыл п..ля и х..лмы деревья по н..чам тр..щат от мороза рыбы ушли на дно рек и ..зёр л..са укрылась в н..ре только г..лодный волк бродит по л..сам п..лям и дорогам.

Ответ:

Заглавие: "Зима"
Стоит холодная зима. Белый пушистый ковёр накрыл поля и холмы. Деревья по ночам трещат от мороза. Рыбы ушли на дно рек и озёр. Лиса укрылась в норе. Только голодный волк бродит по лесам, полям и дорогам.

137

Упражнение №137

Подберите к каждому слову родственное слово. Вставьте пропущенные буквы.
Игра «Кто быстрее?»
Гладкий — гладок.
Сколь..кий — _
Сла..кий — _
Хру..кий — _
У..кий — _
Ро..кий — _

Пропущенные буквы подчеркните. Объясните их правописание в корнях слов.

Ответ:

Гладкий — гладок.
Скользкий — скользить.
Сладкий — сладок.
Хрупкий — хрупок.
Узкий — узенький.
Робкий — робеть.

Пропущенные буквы проверяем, подобрав однокоренное слово, где после парного по звонкости−глухости согласного стоит гласный.

138

Упражнение №138

Прочитай. Подбери к выделенным словам однокоренные слова. Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
Ударил мороз. Застыл пруд. Снег замёл все дорожки в саду.

Ответ:

Мороз − морозец.
Снег − снеговик.
В саду − садовод.

139

Упражнение №139

Выдели корень в родственных слова.
Тра..ка — тра..а, тра..ушка, тра..инка.
Ду..ки — ду..ок, ду..очек.
Гла..ки — гла..ок, гла..оньки.
Доро..ка — доро..енька.

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни проверочные слова.

Ответ:

Травка — трава, травушка, травинка.
Дубки — дубок, дубочек.
Глазки — глазок, глазоньки.
Дорожка — дороженька.

140

Упражнение №140

Прочитай народные пословицы и поговорки.
Ры..ка мелка, да уха сла..ка.
Хороша кашка, да мала ча..ка.
Ло..ка дёгтя портит бочку мёду.
Зимой шу..ка не шутка.

Спиши пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы.

Ответ:

Рыбка мелка, да уха сладка.
Хороша кашка, да мала чашка.
Ложка дёгтя портит бочку мёду.
Зимой шубка не шутка.

141

Упражнение №141

Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
Звезда — звёздное небо; ненастье — ненастный день; счастье — счастливая пора.

Есть ли среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками? Подчеркни буквы на месте этих звуков.

Ответ:

Звезда — звёздное; ненастье — ненастный; счастье — счастливая.

142

Упражнение №142

Спиши, раскрывая скобки.
Все птицы (у)летели на юг.
Малыши (за)пели весёлую песню.
Ученики (на)писали диктант.

Часть слова перед корнем − это:
предлог или приставка
Обведи верный ответ.

Ответ:

Часть слова перед корнем − это:
предлог или приставка
Все птицы улетели на юг.
Малыши запели весёлую песню.
Ученики написали диктант.

143

Упражнение №143

Образуйте и запишите новые слова с приставками за−, пере−.
Игра «Кто быстрее?»
Писать — _
Бежать — _
Ехать — _
Везти — _
Играть — _
Говорить — _
Кричать — _
Прыгнуть — _

Чем различаются записанные вами родственные слова?

Ответ:

Писать — записать, переписать.
Бежать — забежать, перебежать.
Ехать — заехать, переехать.
Везти — завезти, перевезти.
Играть — заиграть, переиграть.
Говорить — заговорить, переговорить.
Кричать — закричать, перекричать.
Прыгнуть — запрыгнуть, перепрыгнуть.
Записанные родственные слова различаются приставками.

144

Упражнение №144

Какая буква в словах пропущена? Впиши её. Обозначь приставки.
Нам об..явили, что будет контрольная.
В гору шёл крутой под..ём.
Машина с..ехала с горы и под..ехала к пристани.

Ответ:

Нам объявили, что будет контрольная.
В гору шёл крутой подъём.
Машина съехала с горы и подъехала к пристани.

145

Упражнение №145

Попробуй образовать новые слова с приставками. Какое правило нужно вспомнить?
под−
в−
от−
пере−
раз−
↓↑
−езд
Подъезд, _
об
пред−
за−
↓↑
−явит
_
от−
об−
по−
с−
↓↑
−ел
_

Ответ:

Нам нужно вспомнить правило о разделительном ъ: после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквами ё, е, ю, я, ставится ъ.
Подъезд, въезд, отъезд, переезд, разъезд.
Объявит, предъявит, заявит.
Отъел, объел, поел, съел.

146

Упражнение №146

Прочитайте и спишите отрывок из сказки «Заяц−хваста».
Жил−был в лесу зайка. Большой хвастунишка.
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Я никого не боюсь!

Подчеркните родственные слова. Подумайте, какие из слов передают хвастливость зайца, придают ему уверенность, приободряют его. Выделите в подчёркнутых словах корень, суффикс и окончание.
Вспомните, что произошло с героем сказки «Заяц−хваста» дальше.

Ответ:

Жил−был в лесу зайка. Большой хвастунишка.
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Я никого не боюсь!
Слова, которые передают хвастливость зайца: усищи, лапищи, зубищи.
Дальше в сказке: Другие зайцы рассказали про хвасту тетке вороне, и она пожурила этого хвастунишку. Зайчик испугался и сказал, что больше не будет хвастаться.
Потом на ворону напали собаки, но зайчик решил помочь ей. Он отвлёк на себя собак, и те бросили ворону. Заяц ушел от собак. А ворона зайчику сказала, что он не хваста, а храбрец.

147

Упражнение №147

Образуйте слова с суффиксами −ик− и −ок−.
Игра «Кто больше?»
Домик, _
Ледок, _
Слова для выбора: глаз, нос, лист, цвет, сын, мяч.

Ответ:

Домик, глазик, носик, листик, мячик.
Ледок, глазок, носок, листок, цветок, сынок.

148

Упражнение №148

Образуй ласковые имена с суффиксов −еньк−.
Даша — _
Коля — _
Оля — _
Саша — _
Маша — _
Миша — _

Ответ:

Даша — Дашенька
Коля — Коленька
Оля — Оленька
Саша — Сашенька
Маша — Машенька
Миша — Мишенька

149

Упражнение №149

Аня и Ваня отгадывают загадки. Помогите им.
Маленькая собачка
Не лает, не бает,
А больно кусает.

Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.

Разделите слова на три группы.
Слова — названия предметов: мотор, птица, _
Слова — названия признаков предметов: _
Слова — названия действий предметов: _
Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто?

Ответ:

Маленькая собачка
Не лает, не бает,
А больно кусает.
(Пчела)

Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча)

Слова — названия предметов: мотор, птица, собачка, орлица, по небу, крылья, солнышко.
Слова — названия признаков предметов: маленькая, больно, синему.
Слова — названия действий предметов: лает, бает, кусает, летит, распластала, застлала.

150

Упражнение №150

Напиши пять слов — названий предметов, которые ты видишь вокруг себя в классе.
С новой строки напиши пять слов — названий предметов, которые ты видишь за окном.
Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что?

Ответ:

1. Парта, стул, доска, учебник, цветок.
2. Дерево, забор, птица, дорога, туча.

151

Упражнение №151

Прочитай стихи В. Берестова "Жавороок". Выпиши выделенные имена существительные по вопросам.
Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней.
В чистом поле − домик твой,
В ясном небе − песня.
Кто? _
Что? _

Ответ:

Кто? жаворонок, певец.
Что? поле, домик, небо, песня.

152

Упражнение №152

Угадай, из каких сказок эти герои: «Гуси−Лебеди», «Колобок», «Федорино горе».
Старик, старуха, заяц, волк, медведь, лиса — герои из сказки _
Девочка, мышка, печка, яблоня — герои из сказки _
Кофейник, чашки, блюдца, тарелки — герои из сказки _

Спиши сначала существительные неодушевлённые, а потом одушевлённые.
Поставь вопрос, на который отвечают слова каждой группы.
_ (_?)
_ (_?)

Ответ:

Старик, старуха, заяц, волк, медведь, лиса — герои из сказки "Колобок".
Девочка, мышка, печка, яблоня — герои из сказки "Гуси−Лебеди".
Кофейник, чашки, блюдца, тарелки — герои из сказки "Федорино горе".
Печка, яблоня, кофейник, чашки, блюдца, тарелки (что?).
Старик, старуха, заяц, волк, медведь, лиса, девочка, мышка (кто?)

153

Упражнение №153

Прочитай стихи А. Барто «Имя и фамилия». Подчеркни имена собственные.
У нашего Василия
Есть имя и фамилия.
Сегодня п..рвоклассников
Записывали в класс.
Не растерялся Васенька
И заявил тотчас:
— Есть у меня фамилия!
Я Вася Чистяков. —
Вп..сали вмиг Василия
В число уч..ников.
Да, имя и фамилия —
Не пара пустяков!

Выпиши полное имя мальчика. А как назвать его ласково? Запиши.

Ответ:

У нашего Василия
Есть имя и фамилия.
Сегодня первоклассников
Записывали в класс.
Не растерялся Васенька
И заявил тотчас:
— Есть у меня фамилия!
Я Вася Чистяков. —
Вписали вмиг Василия
В число учеников.
Да, имя и фамилия —
Не пара пустяков!
Полное имя мальчика: Василий.
Ласковое обращение: Васенька.

154

Упражнение №154

Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни имена собственные.
Ст..лица нашей Родины — Москва. В центре гор..да находятся старинный Кремль и Красная площадь.
Б..гут машины по Тверской улице. Это главная улица ст..лицы.

Запиши краткие ответы на вопросы.
Как называется столица нашей Родины?
Что находится в центре города?
Как называется главная улица столицы?

Ответ:

Столица нашей Родины — Москва. В центре города находятся старинный Кремль и Красная площадь.
Бегут машины по Тверской улице. Это главная улица столицы.
Как называется столица нашей Родины? Москва.
Что находится в центре города? Старинный Кремль и Красная площадь.
Как называется главная улица столицы? Тверская улица.

155

Упражнение №155

Прочитайте и спишите высказывание К. Ушинского.
Наше Отечество, наша Родина − матушка Россия.

Подумайте: слова Отечество и Родина − синонимы?

Ответ:

Наше Отечество, наша Родина − матушка Россия.
Отечество и Родина − синонимы. Слова обозначают место, где родился человек.

156

Упражнение №156

Прочитай слова. Выпиши сначала имена существительные единственного числа, а затем множественного числа.
Волки, слоны, собаки, муха, жуки, стрекоза, соловьи, воробьи, вороны, гусеница, кошки, аисты, муравей.
Единственное число — _
Множественное число — _

Ответ:

Единственное число — муха, стрекоза, гусеница, муравей.
Множественное число — волки, слоны, собаки, жуки, соловьи, воробьи, вороны, кошки, аисты.

157

Упражнение №157

Помоги Ане и Ване составить из слов предложения. Запиши их.
Яблоки, на, созрели, яблоне.
Заяц, в, морковкой, огороде, лакомится.
Ворон, на, сидит, ветке.

Подчеркни имена существительные единственного числа.

Ответ:

1. Яблоки созрели на яблоне.
2. Заяц лакомится морковкой в огороде.
3. Ворон сидит на ветке.

158

Упражнение №158

Прочитай отрывок из рассказа Н. Сладкова "В степи".
В степи много животных. Вот зайчики, которые живут под землёй. Маленькие лисички ростом с кошку. А ещё огромные птицы ростом с овцу.

Выпиши выделенные слова. Определи и обозначь их число.
Ответьте на вопрос: «Что необычного можно увидеть в степи?»

Ответ:

Зайчики (мн.ч.), лисички (мн.ч.), кошку (ед.ч.), птицы (мн.ч.), овцу (ед..ч.)
В степи можно увидеть необычных зайчиков, лисичек и птиц.

159

Упражнение №159

Прочитай стихотворение М. Бородицкой "Первое сентября". Вставь в слова пропущенные буквы.
Обёрнуты книги,
Готовы закла..ки,
Бумагою гла..кой
Сияют тетра..ки.

Запиши стихотворение по памяти.
Подчеркни имена существительные множественного числа.

Ответ:

Обёрнуты книги,
Готовы закладки,
Бумагою гладкой
Сияют тетрадки.

160

Упражнение №160

Прочитай текст. Подчеркни имена существительные.
Аня нашла маленького котёнка и принесла котёнка домой. Аня ухаживала за котёнком. Котёнок подрос и стал очень красивым.

Когда существительные уместно было бы заменить одним из слов его, она, он? Спиши текст, заменяя существительные одним из слов его, она, он, где это необходимо.

Ответ:

Аня нашла маленького котёнка и принесла котёнка домой. Аня ухаживала за котёнком. Котёнок подрос и стал очень красивым.
Чтобы избежать повтора слов уместно заменять их местоимениями.
Аня нашла маленького котёнка и принесла его домой. Она ухаживала за котёнком. Он подрос и стал очень красивым.

161

Упражнение №161

Рассмотрите рисунок. Расскажите, что делают школьники.
Составьте и запишите два−три предложения, используя слова для выбора. Глаголы подчеркните.
Слова для выбора: играют в футбол, бегает, прыгает, качается, разговаривают.
ГДЗ по русскому языку рабочая тетрадь 2 класс 2 часть Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

Ответ:

1. Школьники на перемене играют в футбол.
2. Одноклассницы разговаривают, сидя на скамейке.
3. Маша прыгает через скакалку, а Саша качается на качелях.

162

Упражнение №162

Узнай предмет по его действиям. Слово−отгадку запиши.
Светит, сияет, греет (что?) _.
Бегает, прыгает, лает (кто?) _.
Поёт, клюёт, летает (кто?) _.

Ответ:

Светит, сияет, греет (что?) солнце.
Бегает, прыгает, лает (кто?) щенок.
Поёт, клюёт, летает (кто?) петух.

163

Упражнение №163

Соедини стрелками существительные с глаголами. Глаголы подчеркни.
ручей
море
поле
↓↑
колосится
течёт и журчит
шумит и пенится

Что у тебя получилось?
слова предложения текст
Обведи правильный ответ.

Ответ:

ручей → течёт и журчит
море → шумит и пенится
поле → колосится
Что у тебя получилось?
слова предложения текст

164

Упражнение №164

Прочитайте и отгадайте загадки.
С помощью слов какой части речи описан предмет загадки? Подчеркните эти слова.
Летит — молчит, лежит — молчит.
Когда умрёт, тогда заревёт.

Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут;
Я всё терплю
И всем добром плачу.

Запишите одну из этих загадок на выбор по памяти.

Ответ:

Предметы описаны с помощью глаголов.
Летитмолчит, лежитмолчит.
Когда умрёт, тогда заревёт.
(Снег)
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут;
Я всё терплю
И всем добром плачу.
(Хлеб)

165

Упражнение №165

Допишите предложения, выбрав нужный глагол.
Игра «Кто быстрее?»
Топором можно рубить, а лопатой (что делать?) .
Ручкой можно писать, а кисточкой и красками (что делать?) _.
Ножницами можно резать, а иголкой с ниткой (что делать?) _.
На спортивной площадке можно играть, а в бассейне (что делать?) _.
Слова для выбора: копать, плавать, шить, рисовать.

Ответ:

Топором можно рубить, а лопатой (что делать?) копать.
Ручкой можно писать, а кисточкой и красками (что делать?) рисовать.
Ножницами можно резать, а иголкой с ниткой (что делать?) шить.
На спортивной площадке можно играть, а в бассейне (что делать?) плавать.

166

Упражнение №166

Прочитай предложения. Какие глаголы помогают «услышать» голоса птиц? Обведи их.
Стучат по деревьям чёрные дятлы. Пищат рябчики. Трещат сойки. Жалобно кукует кукушка. Щебечут малиновки.

Составь и запиши два предложения по образцу. На какой вопрос отвечает имя существительное? А глагол?
(Кто?) Дятел (что делает?) стучит.
(_?) Ря..чик (_?)
(_?) Со..ка (_?)

Ответ:

Стучат по деревьям чёрные дятлы. Пищат рябчики. Трещат сойки. Жалобно кукует кукушка. Щебечут малиновки.
Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?
Глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать?
(Кто?) Дятел (что делает?) стучит.
(Кто?) Рябчик (что делает?) пищит.
(Кто?) Сойка (что делает?) трещит.

167

Упражнение №167

Прочитай текст К. Ушинского.
Бишка
«А ну−ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!»
Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не моё, — говорит, — дело — книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу. Будет с меня и этого».

Выпиши глаголы, которые отвечают на вопрос что делаю?
(Что делаю?) _

Ответ:

(Что делаю?) стерегу, не сплю, лаю, пугаю, хожу, слежу, ищу.

168

Упражнение №168

Прочитай. Обозначь число имён существительных. Допиши вторую строку, изменяя глаголы по образцу.
Дети — идут, бегут, плывут, кричат, молчат.
Ребёнок — идёт, бежит, _

Ответ:

Дети (мн.ч.) — идут, бегут, плывут, кричат, молчат.
Ребёнок (ед.ч.) — идёт, бежит, плывёт, кричит, молчит.

169

Упражнение №169

Второклассник списывал текст. Прочитай, что у него получилось.
Три котёнка
Три серых котёнка увидел мышку. Они бросились за ней.
Мышка прыгнули в банку с мукой. Котята — за ней.
Мышка убежала. А из банки вылез три белых котёнка.

Обрати внимание на выделенные глаголы. Всё ли ученик сделал правильно? Исправь, как это делает учитель в твоей тетради. Напиши ответы на вопросы.
Кого увидели три серых котёнка? За кем они бросились? Куда прыгнула мышка? Куда попали котята? Что сделала мышка? Кто вылез из банки?

Ответ:

Ученик не везде правильно согласовал число глаголов и существительных.
Три котёнка
Три серых котёнка увидели мышку. Они бросились за ней.
Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята — за ней.
Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котёнка.
Кого увидели три серых котёнка? Котята увидели мышку.
За кем они бросились? Они бросились на мышкой.
Куда прыгнула мышка? Мышка прыгнула в муку.
Куда попали котята? Котята попали в банку с мукой.
Что сделала мышка? Мышка убежала.
Кто вылез из банки? Из банки вылезли три белых котёнка.

170

Упражнение №170

Прочитай. К какой части речи относятся слова в каждой группе? Напиши ответ.
1) Гром, туча, дождь, ручьи, солнце, птицы, радуга — _
2) Затих, пронеслась, перестал, побежали, засияло, защебетали, показалась — _

Составь из данных слов предложения. Запиши.

Ответ:

1) Гром, туча, дождь, ручьи, солнце, птицы, радуга — имена существительные
2) Затих, пронеслась, перестал, побежали, засияло, защебетали, показалась — глаголы.
Гром затих. Туча пронеслась. Дождь перестал. Ручьи побежали. Солнце засияло. Птицы защебетали. Радуга показалась.

171

Имя прилагательное. Упражнение №171

Прочитай предложение. Выпиши имена прилагательные.
У лисы зубки острые, рыльце тонкое, хвостик пушистый, шубка тёпленькая.

Ответ:

Острые, тонкое, пушистый, тёпленькая.

172

Упражнение №172

Подбери к именам прилагательным антонимы и запиши. Выдели корень в каждом слове.
Трусливый — _, короткий — _, грустный — _, широкий — _, высокий — _, горячий — _.

Ответ:

Трусливый − храбрый, короткий − длинный, грустный − весёлый, широкий − узкий, высокий − низкий, горячий − холодный.

173

Упражнение №173

Угадай предмет по описанию. Слова−отгадки запиши.
Алый, сахарный, зелёный — _
Жёлтый, кислый, продолговатый — _
Круглое, румяное, сладкое — _
Игра «Опиши и угадай»

Впиши нужные слова. Выдели корень в родственных словах.

Ответ:

Алый, сахарный, зелёный — арбуз
Жёлтый, кислый, продолговатый — лимон
Круглое, румяное, сладкое — яблоко

Красный, кислый, круглый − помидор.

174

Упражнение №174

Аня и Ваня превращают существительные в прилагательные. Помоги им. Допиши слова.
Котлеты из моркови — морковные котлеты.
Берег моря — _ берег.
Растения леса — _ растения.
Лист капусты — _ лист.
Рыба, живущая в реке — _ рыба.

Ответ:

Берег моря — морской берег.
Растения леса — лесные растения.
Лист капусты — капустный лист.
Рыба, живущая в реке — речная рыба.

175

Упражнение №175

Прочитайте отрывок из стихотворения С. Дрожжина "Привет". В них исчезли прилагательные. Попробуйте восстановить стихотворение, вернув имена прилагательные на свои места.
Привет тебе; мой край _
С твоими _ лесами,
С твоей _ рекой
И _ полями!
Слова для выбора: тёмными, неоглядными, великою, родной.

Запишите восстановленное стихотворение вместе с прилагательными. Что изменилось? Какие слова говорят о любви поэта к России?

Ответ:

Привет тебе; мой край родной
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
С прилагательными стихотворение стало более красивым, появились элементы описания.
Слова "родной", "великою" и "неоглядными" говорят о любви поэта к России.

176

Упражнение №176

Аня и Ваня описали море каждый по−своему.

синее  густо−синее
живое  неспокойное
серебристое  шумное
бурное  глубокое
теплое  ревущее

Каким видите море вы? Выберите и запишите несколько прилагательных, с помощью которых вы опишете море.
Слова для выбора: лазурное, тихое, спокойное, голубое, седое, широкое, бескрайнее, студёное.

Ответ:

Лазурное, спокойное, голубое, бескрайнее.

177

Упражнение №177

Прочитай текст. Впиши подходящие по смыслу прилагательные из слов для выбора.
Ребята решили сделать подарки детям из детского дома.
Лена сшила медвежонка. Мишка получился _ и _. Петя сделал красивого коня. На боках он нарисовал _ горошины. А Витя сделал петуха с _ клювом, _ гребешком и _ хвостом.
Слова для выбора: весёлый, пушистый, большим, белые, разноцветным, красным.

Ответ:

Ребята решили сделать подарки детям из детского дома.
Лена сшила медвежонка. Мишка получился весёлый и пушистый. Петя сделал красивого коня. На боках он нарисовал белые горошины. А Витя сделал петуха с большим клювом, красным гребешком и разноцветным хвостом.

178

Упражнение №178

Прочитай отрывок из сказки Б. Заходера "Кот и кит".
Жили−были кот и кит.
Кот — огромный, просто страшный.
Кит был маленький, домашний.

Исправь путаницу. Запиши, что у тебя получилось.
Обведи прилагательные, противоположные по значению.

Ответ:


Жили−были кот и кит.
Кит — огромный, просто страшный.
Кот был маленький, домашний.

179

Упражнение №179

Прочитайте сказку Н. Павловой. Вставь пропущенные буквы.
Земл..ничка
Светит со..нце. На п..ляне созрела земл..ничка. Увидел её комар и запищал:
— Яго..ка созрела: красная, душистая!
Услышала комара птичка, пол..тела на п..ляну. Хочет с..есть земл..ничку.
Услышала комара мы..ка, хочет съесть замл..ничку. Наб..жала на солнышко туч.. .
Увидел её комар и запищ..л:
— Дождь пойдёт: мокрый, х..лодный!
Услышала комара птичка − скорей на дер..во. Услышала комара мы..ка − скорей в норку.
А яго..ка земл..ничка под дождём купается да радуется, что её никто не тронул.

Обведи все прилагательные. Допиши словосочетания.
Ягодка (какая?) _
Дождь (какой?) _

Ответ:

Земляничка
Светит солнце. На поляне созрела земляничка. Увидел её комар и запищал:
— Ягодка созрела: красная, душистая!
Услышала комара птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.
Услышала комара мышка, хочет съесть замляничку. Набежала на солнышко туча.
Увидел её комар и запищал:
— Дождь пойдёт: мокрый, холодный!
Услышала комара птичка − скорей на дерево. Услышала комара мышка − скорей в норку.
А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что её никто не тронул.
Ягодка (какая?) красная, душистая.
Дождь (какой?) мокрый, холодный.

180

Упражнение №180

Ваня пробовал сочинять необычные стихи о природе. Прочитай, что у него получилось.
Зелёной травой зеленеют сады.
Синей лазурью синеют пруды.
Красный луч солнца сверкнул краснотою.
Лучшие строчки придуманы мною!

Найди однокоренные слова. Выпиши их. Определи, к какой части речи относится каждое слово.
Зелёной (прилагательное), зеленеют (_); _.

Ответ:

Зелёной (прилагательное), зеленеют (глагол); синей (прилагательное), синеют (глагол); красный (прилагательное), краснотою (существительное).

181

Упражнение №181

Определи число каждого существительного.
Грачи, васильки, книга, гвоздики, солнце, погода.

Запиши существительные вместе с подходящими по смыслу прилагательными.
Слова для выбора: синие, белоносые, тёплая, яркое, красные, интересная.
Укажи число прилагательных.

Ответ:

Г р а ч и м н . ч ., в а с и л ь к и м н . ч ., к н и г а е д . ч ., г в о з д и к и м н . ч ., с о л н ц е е д . ч ., п о г о д а е д . ч ..
Грачи б е л о н о с ы е м н . ч ., васильки с и н и е м н . ч ., книга и н т е р е с н а я е д . ч ., гвоздики к р а с н ы е м н . ч ., солнце я р к о е е д . ч ., погода т ё п л а я е д . ч ..

182

Упражнение №182

Прочитай текст. Придумай и напиши заголовок.
Поднялась большая тёмная туча. Хлынул проливной дождь. После дождя в лесу сильно пахнет грибами. В траве у тропинки прячутся крепкие боровики, мокрые сыроежки. В ельнике скрываются душистые грузди. На лесных полянах желтеют золотые лисички.

Обведи в тексте прилагательные. Выпиши существительные вместе с прилагательными. Обозначь их число.

Ответ:

Заглавие: "Лес после дождя"
Поднялась большая тёмная туча. Хлынул проливной дождь. После дождя в лесу сильно пахнет грибами. В траве у тропинки прячутся крепкие боровики, мокрые сыроежки. В ельнике скрываются душистые грузди. На лесных полянах желтеют золотые лисички.
Большая (ед.ч.) тёмная (ед.ч.) туча, проливной (ед.ч.) дождь, крепкие (мн.ч.) боровики, мокрые (мн.ч.) сыроежки, душистые (мн.ч.) грузди, золотые (мн.ч.) лисички.

183

Предлог . Упражнение №183

Прочитай предложения. Узнал ли ты сказки? Что в этих предложениях пропущено? Допиши.
Я _ бабушки ушёл,
Я _ дедушки ушёл.
Дедка _ репку, бабка _ дедку, внучка _ бабку, Жучка _ внучку.
Выпиши предлоги: ___.

Ответ:

В предложениях пропущены предлоги.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл.
(Колобок)

Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку.
(Репка)

Предлоги: от, за

184

Упражнение №184

Рассмотрите рисунок. Впишите нужные предлоги.
Придумайте сказку по рисунку, используя нужные предлоги.
Слова для выбора: под, за, над, на.

Ответ:

Как−то раз Баба−Яга решила проверить свои лесные угодья. Села в ступу, взяла метлу и полетела над лесом. А звери лесные чуткие, всё видят и слышат. Только заслышали они, как Яга летит, сразу попрятались. Потому что все в лесу знают, если она покинула избушку, значит жди беды, пакость какую−то затеяла.
Спрятались зверята кто куда. Зайка серенький за ствол большой ёлки забежал и притаился, дрожит. Ёжик под пушистой сосной укрытие нашёл.
Приземлилась Яга на поляну. Походила вокруг да около, никого не нашла. Удивилась странному затишью, собрала мухоморов и улетела. А лес будто выдохнул, и все вернулись к своим прежним делам.
ГДЗ по русскому языку рабочая тетрадь 2 класс 2 часть Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

185

Упражнение №185

Различаешь ли ты приставки и предлоги? Спиши предложения, раскрыв скобки.
Миша (в)бежал (в)класс.
Вова (до)ехал (до)школы (на)трамвае.
Нина (по)шла (по)дорожке.

Ответ:

Миша вбежал (приставка) в (предлог) класс.
Вова доехал (приставка) до (предлог) школы на (предлог) трамвае.
Нина пошла (приставка) по (предлог) дорожке.

186

Упражнение №186

Прочитай отрывок из стихотворения Д. Хармса "Удивительная кошка".
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!

Распредели выделенные слова в три группы.
Существительные — _
Прилагательные — _
Глаголы — _

Ответ:

Существительные — кошка, лапу, шарики.
Прилагательные — несчастная, воздушные.
Глаголы — порезала, сидит, вылечить, купить.

187

Предложение. Упражнение №187

Соотнеси рисунки с предложениями. Укажи цифрой, какое предложение по цели высказывания:
1 — повествовательное,
2 — вопросительное,
3 — побудительное.
У вас есть сказки Андерсена? _
Серёжа с мамой пошли в книжный магазин. _
Какая красивая книга! _
Мама, купи мне, пожалуйста, эту книгу! _

Подчеркни восклицательные предложения.

Ответ:

2−ой рисунок: У вас есть сказки Андерсена? − 2
1−ый рисунок: Серёжа с мамой пошли в книжный магазин. − 1
3−ий рисунок: Какая красивая книга! − 1
4−ый рисунок: Мама, купи мне, пожалуйста, эту книгу! − 3
ГДЗ по русскому языку рабочая тетрадь 2 класс 2 часть Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

188

Упражнение №188

Прочитай предложения. Подумай, какие это предложения по цели высказывания.
Россия — самое большое государство _
Какое государство в мире самое большое _
Широка и привольна моя Россия _
Я люблю свою страну _

Поставь знаки препинания в конце предложений. Напиши, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Ответ:

Россия — самое большое государство. (Повествовательное)
Какое государство в мире самое большое? (Вопросительное)
Широка и привольна моя Россия! (Повествовательное)
Я люблю свою страну! (Повествовательное)
Россия − сущ., большое − прил., в − предлог, мире − сущ., люблю − глаг., страну − сущ..

189

Упражнение №189

Что бы вы сказали этому малышу?
Составьте предложения и запишите их. Какие предложения по цели высказывания у вас получились?

Ответ:

Будь осторожнее!
Не замахивайся на собаку палкой!
Не трогай собаку!
Предложения получились побудительные.

190

Упражнение №190

Прочитайте загадку С. Маршака. Выпишите сначала повествовательные предложения, а затем вопросительное.
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!

Объясните, какие орфограммы есть в выделенных словах.

Ответ:

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч)

Бьют его рукой и палкой. − Повеств.
Никому его не жалко. − Повеств.
А за что беднягу бьют? − Вопр.
Бьют − разделительный "мягкий знак" в корне слова.
Беднягу − проверяемая безударная гласная в корне. Проверочное слово − бе́дный.

191

Упражнение №191

Прочитайте предложения, которые составил один школьник.
Наш охотник знакомый шёл реки берегом лесной.
Вдруг он треск услышал громкий сучьев.
Это медведица чащи леса из вышла бурая.
А рядом бежали с ней весёлых два медвежонка.

Понятен ли смысл предложений? Где связь слов в предложениях нарушена? Восстановите правильный порядок слов и запишите предложения. Получился ли из этих предложений текст?

Ответ:

Во всех предложениях нарушена связь слов. При восстановлении порядка слов, предложения обретают смысл и их можно считать текстом, так как они объединены общей мыслью.
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки.
Вдруг он услышал громкий треск сучьев.
Это бурая медведица вышла из чащи леса.
А рядом с ней бежали два весёлых медвежонка.

192

Упражнение №192

Прочитай предложения. Найди и подчеркни главные члены предложения.
Почки распускаются. Одуванчики цветут. Пчёлы летают.

Дополни короткие предложения словами, которые отвечают на вопросы где? когда? какие? Запиши получившиеся предложения.

Ответ:

Почки распускаются. Одуванчики цветут. Пчёлы летают.
Весной зелёные почки распускаются на деревьях.
Летом жёлтые одуванчики цветут в парках.
Днём трудолюбивые пчёлы летают на цветах.

193

Упражнение №193

Прочитай текст и озаглавь его.

Миша построил из дощечек кораблик. Он спустил кораблик на воду. Ручей быстро подхватил маленький кораблик. Волны кидали его из стороны в сторону. А кораблик плыл всё дальше. Мальчик бежал рядом с корабликом. Другие дети спешили за Мишей.

Аня и Ваня искали и подчёркивали в тексте главные члены предложения. Все ли подлежащие и сказуемые они подчеркнули?
Подчеркни недостающие главные члены предложения.

Ответ:

Аня и Ваня нашли в тексте не все подлежащие и сказуемые.
Заглавие: "Маленький кораблик"
Миша построил из дощечек кораблик. Он спустил кораблик на воду. Ручей быстро подхватил маленький кораблик. Волны кидали его из стороны в сторону. А кораблик плыл всё дальше. Мальчик бежал рядом с корабликом. Другие дети спешили за Мишей.

194

Упражнение №194

Дополни предложения подходящими по смыслу словами.
С крыш свесились (какие?) _ сосульки. Снег (где?) _ начал таять. Побежали (какие?) _ ручейки. Малыши пускают по ручейкам (какие?) _ кораблики.

Запиши предложения, которые у тебя получились.
Подчеркни главные члены предложения.

Ответ:

С крыш свесились (какие?) длинные сосульки. Снег (где?) на крышах начал таять. Побежали (какие?) быстрые ручейки. Малыши пускают по ручейкам (какие?) бумажные кораблики.

195

Упражнение №195

Прочитай. Раздели текст на предложения. Вставь пропущенные буквы.
Со..нце греет всё сильнее и сильнее ст..ит тёплая в..сенняя п..года почки на б..рёзах набухли аллея уже даёт маленькую тень дни становятся длиннее расцветают ранние цв..точки жужжат пчёлы п..ют скв..рцы.

Запиши текст, правильно оформляя предложения на письме. Озаглавь текст.

Ответ:

Заглавие: "Весеннее преображение природы".
Солнце греет всё сильнее и сильнее. Стоит тёплая весенняя погода. Почки на берёзах набухли. Аллея уже даёт маленькую тень. Дни становятся длиннее. Расцветают ранние цветочки. Жужжат пчёлы. Поют скворцы.

196

Упражнение №196

Составь свой текст, используя опорные слова.
Яркий солнечный день; маленький Игорь; старший брат; ближний луг; красивый букет; голубые колокольчики; синие васильки; большой кувшин; мама рада.

Ответ:

На улице стоял яркий солнечный день, и маленький Игорь со своим старшим братом отправились на прогулку. Братья решили пойти на ближний луг, который располагался почти сразу за домом. Погуляли и решили порадовать маму. Набрали братья большой букет из голубых колокольчиков и синих васильков и подарили маме. Мама была очень рада и поставила подарок сыновей в большой кувшин на самое видное место.