В старом учебнике это §24-25.

Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

Как повлияли события в Восточной и Южной Европе XIV—XV веков на средневековый мир?

В XIV-XV веках в Восточной и Южной Европе происходили события, которые существенно повлияли на все дальнейшее развитие Средневековой Европы.

В Чехии появилось учение Яна Гуса, которое воодушевило и сплотило все чешские сословия на борьбу с римской церковью и императором. Ян Гус обличал католических священнослужителей в том, что они отошли от священного писания, и церкви требуется реформирование. Сторонники Яна Гуса пошли еще дальше и дополнили религиозные утверждения Гуса политическими требованиями изменения устройства общества. Естественно, гуситское движение было признано католической церковью еретическим, и против него стали организовываться Крестовые походы. Разразились Гуситские войны, продлившиеся 15 лет и разорившие страну. Эти войны закончились разгромом радикального крыла гуситов и договором между умеренным гуситским крылом и католической церковью. Римской курии пришлось пойти на некоторые уступки в религиозных правилах для Чехии. Несмотря на поражение, Гуситские войны сплотили народ Чехии и в этих войнах родилась чешская нация, готовая отстаивать свое право на самостоятельную жизнь. Кроме того, учение Яна Гуса легло в основу идеологии Реформации, которая охватила всю Европу в последующие столетия.

На юге Европы в XV веке под натиском турок-османов пал Константинополь — город, который на протяжении тысячелетия был центром христианской религии, европейской культуры и знаний. С его падением Европа из двухполярного христианского мира стала однополярной. Единственной значимой христианской силой в Европе стало католичество во главе с римскими папами. Тем не менее с падением Константинополя, эстафету православия приняло Русское государство, оставшееся единственным последним оплотом православия. Самой же Европе с падением Константинополя пришлось серьезно задуматься о противостоянии продвижению Османской империи в Центральную Европу. Таким образом Византия, как идеологический противник Рима, сменилась реальным и не только религиозным противником в виде Османской империи.

Выберите параграф из списка

В старом учебнике это §24-25.

Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

Как повлияли события в Восточной и Южной Европе XIV—XV веков на средневековый мир?

В XIV-XV веках в Восточной и Южной Европе происходили события, которые существенно повлияли на все дальнейшее развитие Средневековой Европы.

В Чехии появилось учение Яна Гуса, которое воодушевило и сплотило все чешские сословия на борьбу с римской церковью и императором. Ян Гус обличал католических священнослужителей в том, что они отошли от священного писания, и церкви требуется реформирование. Сторонники Яна Гуса пошли еще дальше и дополнили религиозные утверждения Гуса политическими требованиями изменения устройства общества. Естественно, гуситское движение было признано католической церковью еретическим, и против него стали организовываться Крестовые походы. Разразились Гуситские войны, продлившиеся 15 лет и разорившие страну. Эти войны закончились разгромом радикального крыла гуситов и договором между умеренным гуситским крылом и католической церковью. Римской курии пришлось пойти на некоторые уступки в религиозных правилах для Чехии. Несмотря на поражение, Гуситские войны сплотили народ Чехии и в этих войнах родилась чешская нация, готовая отстаивать свое право на самостоятельную жизнь. Кроме того, учение Яна Гуса легло в основу идеологии Реформации, которая охватила всю Европу в последующие столетия.

На юге Европы в XV веке под натиском турок-османов пал Константинополь — город, который на протяжении тысячелетия был центром христианской религии, европейской культуры и знаний. С его падением Европа из двухполярного христианского мира стала однополярной. Единственной значимой христианской силой в Европе стало католичество во главе с римскими папами. Тем не менее с падением Константинополя, эстафету православия приняло Русское государство, оставшееся единственным последним оплотом православия. Самой же Европе с падением Константинополя пришлось серьезно задуматься о противостоянии продвижению Османской империи в Центральную Европу. Таким образом Византия, как идеологический противник Рима, сменилась реальным и не только религиозным противником в виде Османской империи.

Выберите параграф из списка

§ 23. Гуситское движение в Чехии

Ответы к § 23. Гуситское движение в Чехии (§ 24 в старом учебнике)

Вопросы в тексте параграфа

К какой ветви славянских народов относятся чехи?

Чехи относятся к западной ветви славянских народов.

Когда и на каких землях образовалось Чешское королевство?

В IX веке на территории современных земель Моравии и Словакии возникло славянское государство — Великоморавская держава. Она стала преемницей союза западных славян, который принято называть «государством Само» (некоторые историки считают именно это племенное объединение первым славянским государством). В годы расцвета Великой Моравии принадлежали славянские земли, которые сегодня принадлежат Чехии, Словакии, частично Польше, Венгрии, Австрии, Украине, Румынии, Сербии, Болгарии. Период существования Великой Моравии известен тем, что именно великоморавский правитель Ростислав пригласил из Византии создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия, а в 862 году западные славяне приняли христианство по греческому обряду (православие).

Стремясь обрести независимость от Моравии Чешское государство выделилось из Великой Моравии — в 895 году чешские князья Спытигнев и Вратислав принесли присягу восточно-франкскому королю Арнульфу.

В 1198 году Пржемысл Оттокар I был коронован как король Чехии, а Чехия, поддержавшая императора Филиппа в борьбе за корону Священной Римской империи, получила ряд привилегий. В 1212 году так называемой Золотой сицилийской буллой было окончательно установлено право наследования чешской короны – этот год формально считается годом основания Королевства Богемия (Чешское королевство).

Чем прославился в истории Священной Римской империи Карл IV?

Император Священной Римской империи Карл IV, будучи одновременно королем Чехии из династии Люксембургов, прославился своей «Золотой буллой» 1356 года, которой была закреплена исторически сложившаяся практика управления землями империи феодалами. Согласно этой булле, определялись семь курфюрстов, так называемых феодалов-избирателей. Три из них занимали архиепископские должности, а четыре были светскими правителями крупнейших земель. В числе курфюрстов Карл IV закреплял короля Чехии. Курфюрсты избирали императора большинством голосов. Также эти семь курфюрстов составляли коллегию при императоре, которая была высшим органом государственного управления. Коллегия, помимо решения важных государственных дел имела право суда над императором и его смещения. Эта булла во многом определила курс Священной Римской империи на децентрализацию.

Работаем с документом

1. Почему враги Гуса боялись оставить его в живых?

Католическая церковь жестоко преследовала тех, кто, по ее мнению, распространял еретические учения, угрожающие главенству церкви и благосостоянию церковных иерархов. А учения Яна Гуса, как раз изобличало церковь в отступлении от библейских идеалов и показывало, что на самом деле церковь с её богатствами и продажностью, с развратными и жадными священниками — самая нехристианская организация в мире. Католические священники никак не могли оставить Яна Гуса в живых, потому что в противном случае «чешская ересь» распространилась бы повсеместно. А с регионами, «впавшими в ересь», церковь научилась бороться путем крестовых походов и уничтожением практически под корень населения этих земель.

2. Как вы думаете, кто из предлагавших сохранить Гусу жизнь мог стать гуситом, а кто нет? Объясните свой ответ.

В документе есть высказывание некоего пана из Хлума, в котором он обличает церковников и грозит им серьезными последствиями народного восстания. Дело в том, что этот пан из Хлума, а звали его Ян, на самом деле являлся одним из чешских королевских советников и другом Яна Гуса. Он добился от императора настоящей охранной грамоты для Яна Гуса и сопровождал его во время его поездки на церковный собор в Констанце. Он прекрасно понимал, чем грозит эта поездка и охранял Гуса. Пан Ян из Хлума стал свидетелем обмана священников и императора, но на самом соборе он не присутствовал – его не пустили. Так что по своим убеждениям он мог быть гуситом.

Работаем с картой

Найдите на карте места, упомянутые в тексте учебника. В какие земли совершали походы табориты? Предположите, с какими целями предпринимались эти походы.

Гуситы не только защищались во время вторжения крестоносных армий в Чехию, но и организовывали собственные походы в Саксонию, в Австрию, в Польшу, в Венгрию. Если поход в Польшу к берегам Балтийского моря был совершен по просьбе польского короля Ягайло, запросившего помощи у гуситов в борьбе с Тевтонским орденом, то походы в Германию, Австрию и Венгрию кроме как контратакой не назовешь. Именно из этих стран организовывались крестовые походы против гуситов, именно на их границах собирались многонациональные рыцарские отряды для нападения на Чехию. Так что эти походы в католические земли можно считать ответом на нападения, да и военная добыча позволяла поддержать гуситское движение.

Обобщение информации параграфа

1. Докажите, что Чехия в середине XIV века переживала хозяйственный и культурный подъём.

То, что Чехия в XIV веке была одним из самых сильных и богатых государств в составе Священной Римской империи – факт. Во-первых, богатство Чехии обеспечивали серебряные рудники. Во-вторых, Чехия всегда славилась своими ремесленниками. Многие ремесленные направления чехов знамениты и по сей день – например, богемский хрусталь. В-третьих, Чехия традиционно находилась на перекрестке торговых путей с Запада на Восток и с Севера на Юг Европы. В-четвертых, в XIV веке король Чехии из династии Люксембургов был избран императором Священной Римской империи под именем Карл IV – при нем Прага стала формальной столицей империи. Естественно, как и во всех государствах столицы являются центрами привлечения наиболее активных и богатых людей. В это время в Чехию приезжает большое количество немцев, которые начинают устанавливать свои порядки, но и привлекают в Чехию денежный капитал, новые технологии и системы управления. Культурный подъем так же объясняется приданием имперского значения Праге. В этот период возводятся самые знаменитые культурные объекты Чехии – Карлов мост, собор Святого Вита и др., перестраивается Пражский Град по примеру королевских резиденций Парижа.

2. Какие трудности испытывало население Чехии?

Чехи испытывали такие же трудности, как и большинство крестьянства в Европе. Чешские крестьяне и горожане изнемогали под гнетом крупнейшего феодала – церкви. Бесчисленные поборы, церковная десятина, принудительные работы – все это было, по сути, выкачиванием богатств из Чехии. Значительная часть доходов отправлялась в Рим. Кроме того, чешское население тяготилось засильем немцев, которые заняли все посты управления в городах и подчинили себе многие доходные отрасли экономики, такие как, например, серебряные рудники.

3. Перечислите, за что Ян Гус критиковал католическую церковь и что он предлагал в ней изменить. Ответ запишите в тетради.

Ян Гус обличал католическую церковь в том, что она отступила от Святого писания и ее первосвященники ведут неправедную жизнь. Он призывал отменить индульгенции, возмущался торговлей церковными должностями и называл папу римского главным мошенником. Ян Гус считал, что церковь не вправе «поднимать меч» на своих врагов. Ян Гус требовал реформировать церковь, отнять ее богатства и земли, отменить плату за церковные обряды и проводить богослужение на чешском языке. Он считал, что в церковь в Чехии должна быть подчинена не папе римскому, а королю.

Вот некоторые из его мнений по ряду вопросов:

Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть им признана.
Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

4. Какие слои населения поддержали умеренных, а какие таборитов?

К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры и большинство дворян. К таборитам относились бедные слои населения: крестьяне, горожане, бедные рыцари и некоторые обедневшие дворяне.

5. Каковы причины побед гуситов над армиями крестоносцев?

Войска гуситов были лучше организованы, в них поддерживалась жесткая дисциплина. Гуситы считали, что сражаются за правое дело, поэтому моральный дух войск был крепок. Несмотря на бедное и зачастую примитивное вооружение (не считая простого огнестрельного оружия, которое активно использовали гуситы на поле боя), гуситы разработали отличную тактику для борьбы с рыцарской конницей (использование так называемых боевых возов). Благодаря умелой тактике устройства быстровозводимых укреплений, знанию местности, эффективному применению огнестрельного оружия и полевой артиллерии, а также самоотверженности воинов гуситам удалось разбить пять крестоносных армий.

6. Почему умеренные одержали верх над таборитами?

К концу Гуситских войн в стане гуситов усилились разногласия. Партия умеренных, уставшая от войн, стремилась к миру, восстановлению разоренных земель и, соответственно, к компромиссу с католиками. Партия радикалов-таборитов проявляли к умеренным враждебность за то, что они были готовы к переговорам с католиками, опасаясь, что это может привести к признанию папской власти. В итоге умеренные заключили союз с католиками, договорившись о совместных действиях против таборитов.

30 мая 1434 года состоялась битва между армиями умеренных и таборитов. У таборитов была выгодная оборонительная позиция, а у умеренных большая по численности армия. Умеренные победили таборитов, прибегнув к тактике ложного отступления. Выманив пехоту таборитов за пределы гуляй-города умеренные двумя фланговыми ударами панской кавалерии разбили войска радикалов.

7. Придумайте пять вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как».

Можно предложить вот такие вопросы:

Что проповедовал Ян Гус?
Когда произошел разлад в рядах гуситов?
Почему гуситские отряды умудрялись побеждать крестоносные войска?
Где был сожжен Ян Гус?
Как гуситское движение повлияло будущее положение Чехии?

Подумайте

1. В чем вы видите сходство идей еретиков XIII века и проповедей Яна Гуса?

Проповеди Яна Гуса были во многом схожи с идеями еретиков. Как и еретики XIII века Ян Гус придерживался главенства Библии и именно в ней находил источник для критики действующих церковных порядков. И еретики, и Ян Гус выдвигали священнослужителям обвинения в продажности и распутности, в стремлении церкви наживать богатство и влияние, в отступлении от библейских истин и праведного образа жизни.

2. Проведите исследование на тему «Почему в эпоху Средневековья недовольство властью и устройством общества принимало форму ересей?»

В любом народном восстании Средневековья можно было увидеть религиозную подоплеку. Люди считали, что понятия собственности, богатства, социального неравенства противоречили святому писанию. Самым ярким подтверждением тому могут быть слова проповедника-радикала Джона Болла во время английского крестьянского восстания под руководством Уота Тайлера 1381 года: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда господин?». Восставшие критиковали экономическое неравенство как то, что создано человеком, а не Богом.

Еще одним известным еретиком-реформатором можно считать профессора Оксфордского университета, богослова Джона Уиклифа. Он первым перевел Библию на английский язык и создал собственное учение. В 1376 году он выступил в Оксфорде с курсом лекций на тему «О гражданском владении». Уиклиф выдвинул теорию, согласно которой право на владение и собственность даются лишь праведностью, а неправедное духовенство должно быть лишено такого права. Любая собственность, по мнению Уиклифа, является плодом греха, ведь ни Христос, ни апостолы не имели никакой собственности. И лишь гражданская власть должна решать сохранить собственность тому или иному священнослужителю или нет. Он также отвергал индульгенции, устную исповедь считал насилием совести, считая достаточным внутреннего раскаяния человека перед Богом, учил, что каждый человек напрямую связан с Богом без каких-либо посредников в виде церкви. Идеи Уиклифа пользовались популярностью в народе, а некоторые из них даже поддержкой английского королевского правительства, ведущего аналогичный спор с римской курией.

Тем не менее мы не нашли ни одного упоминания о том, чтобы крестьянские восстания Средневековья рассматривались церковью как ересь, хотя, несомненно, еретические идеи у восставших были. Если вспомнить Крестовые походы, объявленные церковью против еретиков, то первым на ум придет поход против гуситского движения, потом поход против альбигойцев и многочисленные походы в Славянские земли. Отставим в сторону гуситов, поскольку здесь явно видны недовольство властью и устройством общества, подкрепленные ересью. Все оставшиеся войны были исключительно религиозными, и объявленные еретиками отнюдь не высказывали каких-либо недовольств властью и устройством общества.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем смело утверждать, что в любом народном восстании можно было найти еретическую идеологию, однако далеко не в каждой ереси можно увидеть недовольство светской властью и устройством общества – лишь противостояние церкви. Ни одно народное восстание (кроме гуситского), несмотря на еретическую идеологию, не было признано ересью и для их подавления не использовались методы церкви.

3. Перед казнью друзья попросили Гуса отречься от своих взглядов, чтобы сохранить жизнь и продолжить борьбу. Обсудите в классе, правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись последовать их совету.

Ян Гус поступил правильно, отказавшись предать собственные убеждения. Он знал, что за отказом отречься от своего учения последует смерть, и сознательно пошел на эту жертву. Подписав отречение, он предал бы чешский народ, предал бы тех друзей, которые приняли его учение и уже поплатились жизнью за это, предал бы тех, кто еще жил надеждой. Ян Гус очень сильно хотел жить, но понимал, что его отречение не сделает чехов богатыми и счастливыми, не заживит в сердцах раны, оставленные мучителями и тиранам. Он не мог украсть у людей надежду, которую подарил им своим учением.

4. В чем табориты продолжали учение Яна Гуса, а в чем отступили от него?

Своим учением декан Пражского университета Ян Гус обличал католическую церковь в том, что она отступила от Святого писания и ее первосвященники ведут неправедную жизнь. Он призывал отменить индульгенции, возмущался торговлей церковными должностями и называл папу римского главным мошенником. Ян Гус считал, что церковь не вправе «поднимать меч» на своих врагов. Ян Гус требовал реформировать церковь, отнять ее богатства и земли, отменить плату за церковные обряды и проводить богослужение на чешском языке. Он считал, что в церковь в Чехии должна быть подчинена не папе римскому, а королю.

Это учение легло в основу идеологии таборитов, но они существенно расширили его и вместо религиозных требований у таборитов появились политические, а религиозная война приобрела характер национальной и антифеодальной.

Гуситы раскололись на два крыла. Одно крыло – умеренные. Они выдвигали идеи, которые впоследствии легли в основу Реформации. Умеренные требовали проводить богослужение на родном для чехов языке, причащаться не только хлебом, но и вином, а также отменить привилегии священникам. Эти требования не выходили за пределы учения Яна Гуса.

Другое крыло — табориты — требовали не только реформировать церковь и право свободно трактовать Библию, как хотел Ян Гус, но и перестроить политический и общественный строй, систему Чехии, уничтожить католические монастыри и церкви, отобрать их собственность и имения. Табориты выступили против засилья немцев в Чехии, против императорской власти и за создание демократического государства, подчиненного власти народа.

5. Какие качества личности Яна Гуса привлекали его современников и потомков? Считаете ли вы его выдающимся деятелем?

Ян Гус был исключительной личностью не только с религиозной, но и с научной точки зрения. Он был одним из лучших ученых своего времени, ректором Пражского университета, мастером свободных искусств. Он написал множество научных работ по лингвистике и фактически создал современную систему письменного чешского языка с различными буквенными знаками, означающими долготу или мягкость звука. Ян Гус был честен и предан собственным идеям, которые проповедовал. А ведь, по сути, он не сказал ничего нового. Он просто хотел, чтобы священнослужители вели себя так же, как сами же и проповедовали – ничего более. В этой простоте люди видели правду, подкрепленную собственным опытом общения со служителями церкви. Поэтому идеи Гуса распространились насколько широко и были поддержаны всеми слоями чешского общества. Я считаю Яна Гуса выдающимся деятелем Средневековья.

По сей день чехи отдают честь Яну Гусу, день его сожжения (6 июля) является днем памяти и государственным выходным днем. В Чехии Ян Гус пользуется невероятным уважением, его почитают святым, несмотря на то что до сих пор папа римский отказывается причислять Гуса к лику святых.

6. Гуситские войны закончились разгромом таборитов. Но можно ли сказать, что табориты сражались напрасно?

Мы помним, что табориты – это радикальное крыло гуситского движения, которое стояло за тотальную революцию и слом системы, провозглашая зачастую чрезмерно идеалистические требования. Идеи таборитов далеко вышли за рамки идей Яна Гуса, и некоторые историки даже склонны приписывать таборитам определенные коммунистические воззрения.

Идеологические разногласия между партиями умеренных гуситов и таборитов вылились в два ключевых сражения. В 1424 году у города Матешов умеренные потерпели поражение от таборитов, и полководцу Яну Жижке на время удалось объединить под своим командованием все гуситское войско. В 1433 году уже табориты были разгромлены умеренными гуситами, пошедшими на компромиссный мир с католиками.

Идеи таборитов не были реализованы, а вот идеи умеренных гуситов обрели реальность в договоре с католиками, так называемых «Пражских компактатах»:

Гусизм был признан земской конфессией в Чешском королевстве, а Пражские компактаты стали земским законом;
Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
Причащаться в церкви можно было и хлебом, и вином;
Была ликвидирована церковная юрисдикция;
Факт изъятия ценностей у церкви был признан, как свершившийся;
Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
Священников имел право назначать епископ;
Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
Священникам разрешалось владеть имуществом.
Можно сказать, что этот договор не выполнил всех требований гуситов, но и заставил церковь и императора пойти на уступки, в результате которых учения Яна Гуса стали важной отправной точкой для будущей Реформации в Европе. Достижение этих условий было бы невозможно без 15-летней борьбы чешского народа с церковью и императором Священной Римской империи. Поэтому, несмотря на то что табориты были разгромлены, их сопротивление вынудило церковь идти на уступки.

К слову сказать, вновь подчинив Чехию, императоры и церковь сразу же нарушили свои обещания, и партизанская война длилась еще долгие годы. В итоге вернуть свое влияние в Чехии в полном объеме католическая церковь так и не смогла.

7. Какие события происходили во Франции и в Англии в то время, когда в Чехии велись Гуситские войны?

В год сожжения Яна Гуса на костре (1415) произошла битва при Азенкуре, в которой англичане разбили превосходящие силы французов. Во время начала первого крестового похода (1420 год) в Чехию в Столетней войне между Англией и Францией наметился переломный момент – практически вся Франция попала под влияние англичан, был подписан мирный договор, по которому английский король Генрих V становился наследником французского престола. Это усиление Англии на землях Франции стало причиной осознания французами своей национальной идентичности и началу народной войны против захватчиков. Кульминацией стал подвиг Жанны д’Арк в освобождении Орлеана, а также ее последующая смерть на костре.

§ 24. Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Ответы к § 24. Завоевание турками-османами Балканского полуострова (§ 25 в старом учебнике)

Вопросы в тексте параграфа

Когда и как образовалось первое Болгарское царство? При каком правителе оно достигло расцвета?

Образование тюркоязычным племенем булгаров совместно со славянскими и фракийскими племенами Первого Болгарского царства под предводительством хана Аспаруха произошло в 681 году. Славянские племена были захвачены кочевниками-болгарами, которые ассимилировались с южными славянами. Болгарское царство располагалось на Балканском полуострове. На севере граничило с венграми, на западе – с сербами и хорватами, на юге – с Византийской империей.

Болгары приняли христианство по византийскому образцу, однако при этом вели войны с Византией. В ходе длительных войн болгары забрали у Византии ее северные владения и даже осаждали Константинополь.

Наибольшего расцвета Болгарское царство достигло при царе Симеоне I (893-927 гг.). Царь Симеон I вел непрерывные войны и существенно расширил болгарские владения, захватив Македонию, подчинив Сербию и подступив вплотную к Константинополю. После смерти Симеона Болгария ослабела. В начале XI века (в 1018 году) Византия смогла захватить город Охрид, и Первое Болгарское царство пало, лишившись независимости.

Каковы были отношения Сербии и Болгарии в ранее средневековье?

К сожалению, исторических источников, рассказывающих о становлении Сербии в период раннего Средневековья, очень мало. А те, на которые опирается современная историческая наука, часто подвергаются сомнениям из-за предвзятости византийских авторов. Тем не менее известно, что в IX веке во времена болгарского царя Бориса сербы отразили несколько болгарских нашествий, а затем примирились с болгарами и при царе Симеоне I сербы были союзниками Болгарии в борьбе с Византией. В конце IX века – в начале X века Сербией даже управляли ставленники Болгарского царства. Однако они недолго оставались верными болгарскому царю. В 924 году Симеон I послал в Сербию крупное войско, которое опустошило страну. Сербские земли вошли в состав Болгарского царства. Однако с падением Болгарии в XI веке Сербия попала под влияние Византии. В дальнейшем сербы восстали против ослабевшей Византии и в 1077 году князь Сербии принял из рук римского папы Григория VII королевский титул, получив таким образом признание Западной Европы своей независимости.

Какие последствия для Византии имели Крестовые походы?

Для Византии Крестовые походы имели катастрофическое значение. Мало того, что крестоносцы никак не помогли вернуть захваченные мусульманами византийские земли, во время четвертого Крестового похода в 1204 году крестоносцы взяли и разграбили Константинополь. Именно этот поход окончательно разделил западный и восточный христианский мир и обрек Византию на гибель под натиском турков. Не будь этого похода, Византия, возможно, сдержала бы сельджуков от вторжения на Балканы.

Работаем с документом

1. О каком событии рассказывает слуга царице? Когда оно произошло?

Слуга рассказывает о сражении сербов с турками-османами на Косовом поле в 1389 году.

2. О каком Милоше говорится в документе? Что вы о нем знаете?

Сложно называть народную песню и легенду историческим документом. Но, тем не менее в этой песне говорится о Милоше Обиличе, который якобы убил турецкого султана Мурада I. По преданию Милош Обилич был вторым зятем правителя Сербии Лазаря Хребеляновича. Легенды говорят, что неправедно обвиненный в сговоре с турками, Милош поссорился с Лазарем и, пытаясь доказать свою преданность Сербии, отправился к турецкому султану под видом перебежчика. Подобравшись близко к султану, он убил его ножом.

Как все было на самом деле до сих пор остается неизвестным. Исследования различных исторических хроник позволяет усомниться как в реальности факта убийства султана именно таким образом, так и в существовании Милоша Обилича как исторической фигуры. Дело в том, что долгие годы после Косовской битвы даже в самой Сербии не было не только упоминания о Милоше, но и о самом существовании убийцы одиночки. Эта традиция появилась лишь в конце XV века, а имя Милоша появилось в работах XVI-XVII веков. Сами турецкие хронисты описывали смерть султана совершенно по-другому – он был убит во время осмотра поля боя одним из смертельно раненных сербов. Флорентийские источники утверждают, что отряду из 12 «благородных христиан» удалось прорваться через охрану султана и убить его во время боя.

Некоторые историки считают, что сербам был нужен герой, поэтому они переработали поздние турецкие хроники, утверждающие, что султан был убит неправедно, обманом, не в честном бою, в сказания о герое-одиночке.

3. Что в этом документе кажется вам исторически правдоподобным, а что относится к вымыслу? Чем можно это объяснить?

Понятно, что в сказаниях и легендах людям свойственны преувеличения и героизация персонажей. Исторически правдоподобным выглядит упоминание о том, что на поле боя пали практически все сербы благородного сословия, вместе с царем Лазарем. Все остальные сведения о некоем Бешко, скачущим со знаменем по полю и разгоняющим турков словно голубей, о Милоше, «посёкшем двенадцать тысяч турок» — все это является лишь элементом героического эпоса.

Работаем с картой

Насколько выросли владения турок за сто лет – с середины XIV до середины XV века? Почему Сербия не входила в состав империи в середине XV века? Когда и с каким результатом происходили сражения, отмеченные на карте?

 

Обобщение информации параграфа

1. Приведите факты, доказывающие, что народы Балканского полуострова героически отстаивали свою независимость в борьбе против османского нашествия.

Конечно же, существуют факты, доказывающие, что народы Балканского полуострова героически отстаивали свою независимость в борьбе против османского нашествия. Османы не могли полностью подчинить Сербию в течение 70 лет. Хорваты сопротивлялись более 200 лет. Боснийцы противостояли османам 80 лет. Каждый балканский город туркам приходилось брать ценой больших потерь. Даже уже будучи покоренными, балканские народы регулярно восставали и даже на время воссоздавали свои государства, например, Второе Сербское царство и Сербская деспотия, павшие к 1540 году.

2. Почему походы европейских рыцарей против турок были названы Крестовыми?

Единственный крестовый поход, который предприняла Европа против турок-османов, был осуществлен в 1443-1444 году силами поляков и венгров. Его целью была попытка остановить натиск османов на Центральную Европу. Кульминацией похода стала битва при Варне 1444 года, в которой силы турецкого султана Мурада II наголову разбили крестоносцев. К этому времени любое, даже самое незначительное столкновение европейцев с мусульманами, называлось крестовым походом, поскольку стало понятно, что это противостояние является противостоянием мусульманского и христианского мира, а не отдельных стран.

3. Подсчитайте, сколько лет просуществовала Византийская империя.

Византийская империя сформировалась в 395 году вследствие раздела Римской империи на западную и восточную часть после смерти императора Феодосия I Великого. В 1453 году с падением Константинополя можно говорить о прекращении существования Византийской империи. Таким образом Византийская империя просуществовала 1058 лет.

4. Сколько причин падения Византии называется в тексте параграфа? Перечислите их.

Утрата Византией земель на Ближнем Востоке и многих других земель ослабила былое могущество империи.
Потеря позиций в морской торговле. В приморских городах Византийской империи хозяйничали венецианцы и генуэзцы.
Ослабление вследствие постоянных войн с балканскими государствами.
Византия сама открыла путь османам, привлекая их для борьбы с балканскими государствами, что привело к потере империей ее европейских земель и выплате дани османам.
Помощь западных христианских стран была недостаточной.
Естественно, данным перечнем причины падения Византии не ограничиваются, однако именно они указаны в тексте параграфа.

5. Начертите в тетради план Константинополя (см. страницу 50 учебника). Нанесите на него подробности осады и штурма города, описанные в тексте параграфа.

Краткая хронология осады Константинополя.

Начало марта. Турки раскинули лагерь у стен Константинополя и начали подготовку к осаде.
6 апреля. Константинополь полностью блокирован. Османы атакуют форты, находящиеся вне городских стен.
9 и 12 апреля. Турецкий флот предпринял попытку атаки цепи, перекрывающей Золотой Рог, но был отбит и вернулся в Босфор.
11 апреля. Турки сконцентрировали тяжелую артиллерию напротив стены над руслом реки Ликоса и начали бомбардировку, которая длилась 6 недель.
18 апреля. Штурм стены в районе реки Ликос. Атака отбита.
20 апреля. Трем нанятым папой римским генуэзским галерам с продовольствием и оружием удалось с боем прорваться через блокаду и войти в Золотой Рог.
21 апреля. Под обстрелом рухнула башня и часть внешней стены в районе реки Ликос.
22 апреля. Турки перетащили посуху через Галатский холм несколько десятков кораблей и спустили их в залив Золотой Рог.
28 апреля. Ночная атака силами венецианских и генуэзских кораблей на турецкие корабли в Золотом Роге отбита.
Конец апреля. Турки соорудили понтонный мост через западную оконечность залива Золотой Рог и связали свои основные силы и войска на северном берегу залива. Пушки были установлены на плоты и турки смогли обстреливать Влахернский квартал не только с суши, но и с моря.
7 мая. Штурм западных стен города. Главный удар – в районе стены у реки Ликос. Византийцы смогли отстоять укрепления и не дали туркам прорваться сквозь бреши в стенах.
14 мая. Штурм укреплений в районе Влахернского квартала удалось отбить лишь с помощью снятых с кораблей экипажей.
16 мая. Турки начали вести подкоп под стены Влахернского квартала.
18 мая. Башня святого Романа разрушена до основания. Турки установили осадную машину. Ночью византийцам удалось сжечь осадную машину турок.
23 мая. Осажденным удалось обнаружить и взорвать подкоп.
25 мая. В штабе султана Мехмеда прошел совет, на котором принималось решение об последнем штурме.
26 и 27 мая. Константинополь подвергнут сильной бомбардировке.
29 мая. Штурм города по всей линии. Атака велась тремя волнами: башибазуки, регулярные войска и янычары султана. Основной натиск в районе реки Ликос и Влахернского квартала. Прорыв был осуществлен в районе реки Ликос и ворот святого Романа. Однако, есть версия, что янычары нашли незакрытую тайную калитку в районе соединения стен Влахернского квартала и укреплений линии реки Ликоса, через которую проникли в город.

Подумайте

1. Объясняя причины поражений сербов, современный политик писал, что турки побеждают «благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, мы сами куем им победу». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.

Конечно, раздробленностью и междоусобицей объясняются практически все военные поражения в Средние века. Поражение сербов только подтверждает это правило. Сербское царство в период османского завоевания Балкан представляло собой несколько разрозненных владений. В самой знаменитой битве на Косовском поле принимали участие несколько сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством. Сербские войска возглавляли князь Лазарь Хребелянович, Вук Бранкович и великий воевода Влатко Вукович. Некоторые сербские феодалы, например, Марко Мрнявчевич и Константин Деянович, владевшие землями в Западной и Восточной Македонии, просто не явились на битву, пропустив через свои земли османскую армию. По данным хронистов Вук Бранкович в разгар боя увел свои войска, стремясь спасти остатки своих войск. Возможно, именно это стало причиной того, что поле боя осталось за турками. Поздняя молва даже обвинила Вука Бранковича в предательстве.

Разногласия среди сербских феодалов были не только во время решающих сражений. Как и в других странах, поделенное между феодалами государство, постоянно находилось в состоянии междоусобной войны. Более того, в своих феодальных усобицах, правители различных сербских земель периодически вступали в различные союзы то с Византией, то с Болгарией, то с Боснией, то с Хорватией, а то и с самими османами.

2. Исследуйте проблему: почему помощь Западной Европы Византии оказалась столь слабой? Используйте для работы свои знания по истории европейских стран XIV—XV веков, дополнительную литературу.

Полагаю, никакой проблемы в этом нет. Западная Европа не нашла никаких значимых для нее поводов помогать Византии, да и не имела возможностей для этого.

Упадок Византии произошел не в 1453 году с падением Константинополя, а намного раньше. С конца VII века Византийская империя постепенно теряла свои владения на Ближнем Востоке в результате расширения Арабского халифата, на Балканах в ходе постоянных войн с Болгарией, на юге Италии из-за войн с французами-анжуйцами, в Малой Азии в ходе завоевательных походов турков-османов. К середине XV века государство находилось не просто в упадке, оно билось в последней агонии. За все эти годы Западные страны тоже могли бы помочь Византии.

Многочисленные крестовые походы не вернули византийские земли на Ближнем Востоке и Малой Азии – европейцы оставили их себе. Более того, Запад сыграл непосредственную и очень важную роль в развале византийской империи – крестоносцы во время Четвертого крестового похода захватили и разграбили Константинополь. Кроме того, между западным и восточным христианским миром к середине XI века усилилось религиозное противостояние, в 1054 году главы Западной и Восточной церкви предали друг друга анафеме.

Запад и Восток после распада Римской империи всегда были противниками если не на поле боя, то в сферах влияния и вопросах веры. Не думаю, что все перечисленное, вызывало у Запада какое-либо желание оказать своему идеологическому противнику помощь.

Что касается возможностей оказать помощь Византии против турков-османов, то к середине XV века Европа погрязла в собственных войнах. Франция и Англия были разорены Столетней войной. Папский престол был занят подавлением восстания гуситов, которые отразили пять Крестовых походов. Священная Римская империя была раздроблена и императору просто невозможно было собрать большое войско. Италия так же была занята непрерывным противостоянием с императорами и церковью. В Испании во всю шла Реконкиста. Европа предприняла два безуспешных крестовых похода против османов в 1396 и в 1443 году. Дальнейшие призывы римской церкви оказать помощь погибающей восточной империи не нашли на Западе достаточного сочувствия.

Кроме того, как правильно оценили османы политическую обстановку в Западной Европе, у всех западных правителей нет единомыслия. «А если все-таки некоторые из них с трудом и многочисленными оговорками пришли бы к единомыслию, то в скором времени их союз потерял бы силу: ведь даже те из них, кто связан союзом, занят тем, как бы похитить принадлежащее другому, — друг друга подстерегают и остерегаются», — говорил один из военачальников султана Заганос-паша, доказывая, что помощи Константинополю ждать неоткуда.

Тем не менее помощь западного христианского мира при осаде Константинополя все же была. Она заключалась в 700 наемниках из Генуи, небольшом отряде каталонцев, нескольких кораблях венецианцев и генуэзцев. Среди защитников Константинополя были еще 600 воинов под командованием Шехзаде Орхана Челеби, внука османского султана, претендента на османский трон. В разгар осады папа римский даже послал четыре генуэзские галеры с грузом продовольствия и оружия.

3. Назовите известных вам современников Мехмеда II во Франции, в Англии и Испании.

Карл VII и Людовик XI во Франции, Генрих VI и Эдуард IV в Англии, Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский в Испании.

4. Герб рода византийских императоров стал гербом России. Как это произошло? Проведите исследование и оформите его результат письменно.

В исторической литературе есть несколько версий о появлении двуглавого орла на российском гербе:

Орел присутствует на гербах многих государств, а вот двуглавый использовался в гербах южнославянских государств. Возможно, герб бы заимствован оттуда.
Орел мог быть заимствован из Священной Римской империи, где он использовался с 1442 года.
Новый герб заимствован из Византии и привезла его с собой Софья Палеолог;
Вопрос, откуда на Руси взялся образ двуглавого орла, по сей день является спорным. У каждой из этих версий есть свои преимущества и недостатки. Вариант заимствования орла у южнославянских государств на мой взгляд маловероятен, поскольку облик двуглавого орла отличается от его южнославянских прототипов, да и прочных взаимосвязей между Русским государством и странами, находившимися на окраинах Византийской империи, в то время не прослеживалось.

Вариант использования двуглавого орла, являющегося символом Священной Римской империи, более правдоподобен. В этом случае он символизировал бы равенство русского царя и императора Священной Римской империи. Возможно, именно поэтому Иван III отказался принять из рук императора королевский титул, поскольку считал, что раз они император и царь равны, один не может демонстрировать свое зависимое положение.

Однако самым вероятным вариантом, на мой взгляд является заимствование герба из Византии. В 1472 году Иван III обвенчался с Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI, павшего в 1453 году при взятии Константинополя турками-османами. Таким образом, Иван III как бы стал преемником Византийских императоров, а Русское государство – последним оплотом православия в мире. В пользу этой версии говорит то, что к концу XV века Русское государство почувствовало свою силу и обрело независимость от ордынского правления. В 1480 году стояние русских и ордынских войск на Угре положило конец ордынскому владычеству. К этому же периоду относятся первые случаи использования великим князем Ивана III титула «царь», которым ранее именовались лишь ордынские правители. Появление же двуглавого орла в качестве государственного символа в конце XV века также могло символизировать принятие царского титула.

Слабыми моментами версии заимствования герба у Византии указываются те факты, что герб появился почти через два десятилетия после женитьбы на Софье Палеолог, а сам Иван III никогда не имел амбиций по наследованию Византийского трона. Однако, мы должны понимать, что осознание могущества и независимости государства – это не одномоментное решение, для этого процесса требуются долгие годы. И более чем вероятно, что именно принятие наследия Византии в дальнейшем послужило поводом появлению теории, что Россия – это Третий Рим, один из великих столпов человеческой цивилизации и христианства.

Вопросы и задания к главе VIII

Вопросы и задания к главе VIII

1. Дайте характеристику жизни и деятельности Яна Гуса. Почему этот человек прославился в истории?

Ян Гус был исключительной личностью не только с религиозной, но и с научной точки зрения. Он был одним из лучших ученых своего времени, ректором Пражского университета, мастером свободных искусств. Он написал множество научных работ по лингвистике и фактически создал современную систему письменного чешского языка с различными буквенными знаками, означающими долготу или мягкость звука. Ян Гус был честен и предан собственным идеям, которые проповедовал. А ведь, по сути, он не сказал ничего нового. Он просто хотел, чтобы священнослужители вели себя так же, как сами же и проповедовали – ничего более. В этой простоте люди видели правду, подкрепленную собственным опытом общения со служителями церкви. Поэтому идеи Гуса распространились насколько широко и были поддержаны всеми слоями чешского общества. Я считаю Яна Гуса выдающимся деятелем Средневековья.

По сей день чехи отдают честь Яну Гусу, день его сожжения (6 июля) является днем памяти и государственным выходным днем. В Чехии Ян Гус пользуется невероятным уважением, его почитают святым, несмотря на то что до сих пор папа римский отказывается причислять Гуса к лику святых.

2. Каковы были последствия Гуситских войн для Чехии? Как вы считаете, каких из них было больше – положительных или отрицательных?

После завершения Гуситских войн Сигизмунд I занял трон Чехии и отказался от всех своих обещаний восставшим. Прибывшие с ним в Чехию священники-католики и немцы жестоко расправлялись с гуситами. Экономика страны в ходе 15-летней войны была разрушена, а земли заброшены. В Чехии началась реакция, которая усиливала позиции феодалов. После смерти Сигизмунда I чехи не признали наследника императора Альбрехта Австрийского своим королем. В стране началась гражданская война между различными группировками за чешский трон. В результате победил представитель бывших умеренных гуситов Иржи Подебрад. Именно он был избран королем в 1458 году.

Иржи Подебрад стремился ограничить произвол феодалов, снизить давление на крестьян. Его деятельность способствовала восстановлению экономики, развитию торговли и ремесел. Подебрад оказывал сопротивление императору Священной Римской империи и папе римскому, поэтому в Чехии долгое время сохранялась свобода вероисповедания, главное достижение Гуситских войн – это стало принципом общественной и религиозной жизни страны.

Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который старался поддерживать крестьян и развивать экономику. Противостояние оказало огромное влияние на самосознание чехов, которые перед внешней угрозой объединились и длительное время оказывали серьезное сопротивление немцам. Чехи продолжали борьбу за свое независимое национальное государство, требовали проведения реформы церкви, что способствовало формированию чешского характера. Гуситские войны также стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии.

На мой взгляд отрицательные последствия Гуситских войн в большей степени носят временный характер, а положительные последствия нашли свое отражение в становлении чешской нации и чешского характера.

3. Как изменялось место Византийской империи в мире в эпоху Средневековья?

С конца VII века Византийская империя постепенно утрачивала свои позиции в европейской и азиатской политике и торговле. Империя потеряла свои владения на Ближнем Востоке в результате расширения Арабского халифата, на Балканах в ходе постоянных войн с Болгарией, на юге Италии из-за войн с французами-анжуйцами, в Малой Азии в ходе завоевательных походов турков-османов. К середине XV века государство находилось не просто в упадке, оно билось в последней агонии.

Между западным и восточным христианским миром, чьими столпами были Византия и византийский патриархат, к середине XI века усилилось религиозное противостояние. В 1054 году главы Западной и Восточной церкви предали друг друга анафеме. Это в числе других причин обусловило недостаточное стремление Западных держав оказать помощь Византии в борьбе с мусульманами. Более того, та помощь, которую Запад оказывал Византии, сначала в борьбе с арабами, потом с турками, не только не принесла пользы, но и навредила Византии. Многочисленные крестовые походы против арабов не вернули византийские земли на Ближнем Востоке и Малой Азии – европейцы оставили их себе. Более того, Запад сыграл непосредственную и очень важную роль в развале византийской империи – крестоносцы во время Четвертого крестового похода захватили и разграбили Константинополь. Два неудачных крестовых похода против османов имели своей целью в большей степени остановить продвижение турок в Центральную Европу, чем помочь Византии. Так что с падением Константинополя, католическая церковь фактически лишилась своего идеологического противника в виде православного константинопольского патриархата, поскольку хотя константинопольский патриархат и продолжил свою деятельность при османском правлении (все-таки мусульмане проявляли определенную терпимость по отношению к вероисповеданиям покоренных народов – нужно было платить дополнительный налог и признавать господство османов), но потерял свою значимость в мире. Единственной независимой православной церковью оставалась Русская церковь, к тому времени уже оформившая автокефалию.

4. Исследуйте проблему «Каковы различия в судьбе славянских народов, принявших католичество и принявших православие?»

Западные славяне

Западные славяне попали под влияние Западного мира и римской католической церкви. Естественно, можно говорить о завоевании западных славян Священной Римской империей, о принудительной христианизации по латинскому обряду, об ущемлении православных, об угнетении славян немцами в Средние века, о нахождении славян на вторых ролях в покоривших их империях. Все это, безусловно, было. Но была и борьба за независимость, в результате чего, например, Чехия навсегда осталась обособленным государством со своими традициями и верованиями. При этом, конечно, и Чехия, и Польша стали в большей степени западноевропейскими народами по своему менталитету и образу жизни.

В Польше до сих пор подавляющее число поляков исповедует католицизм. В Чехии тоже раньше преобладал католицизм, поскольку страна входила в состав Священной Римской империи. Но у чехов всегда было собственное мнение по поводу религии, отсюда и Гуситские войны, и Реформация. Сегодня чехи не считают себя частью какой-либо религии, католиков среди них всего 10%, остальные религии представлены еще меньше, большинство же граждан либо вообще не верят в Бога, либо верят в высший разум без привязки к какой-либо религии.

Южные славяне

Судьбе южной славянской ветви не позавидуешь. Находясь под влиянием католиков, православных и мусульман, южные славяне вобрали в себя традиции и культуру покоривших их народов. Находясь под властью Османской империи, южнославянские государства стали своеобразным торговым посредником между Западом и Востоком. Это привело к деградации собственных ремесел и промышленности, надолго сделав их сырьевым придатком. Южные славяне частично вошли в европейский мир, частично в восточный мир.

Влияние различных культур стало причиной того, что все южнославянские народы сегодня исповедуют разные религии. Так в Боснии и Герцеговине – 50% мусульман, 15% — мусульман, в Сербии – 85% православных, в Болгарии – 76% православных, 10% мусульман, в Хорватии – 86% католиков, в Северной Македонии – 67% православных, 30% мусульман.

Восточные славяне

Восточные славяне оказались в своеобразной европейской изоляции. Западная Европа долгое время пыталась подчинить себе непонятные славянские племена, занявшие огромные пространства на востоке Европы. Но ни один крестовый поход не принес успеха. А последующее более чем двухвековое татаро-монгольское владычество вообще поставило восточных славян в обособленное положение. Восточные славяне сохранили свою независимость, стали противоположным Западной Европе полюсом силы и последним оплотом православия. Восточные славяне так и не стали частью ни европейской семьи, ни частью восточного мира, оставаясь свободным островом между ними.

5. Расположите в хронологической последовательности события истории Балканского полуострова: а) Битва на Косовом поле; б) осада Константинополя войсками Мехмеда II; в) образование Оманского государства на северо-западе Малой Азии; г) освобождение Болгарии от власти Византии.

1 г) освобождение Болгарии от власти Византии (конец XII века)
2 в) образование Оманского государства на северо-западе Малой Азии (в конце XIII века)
3 а) Битва на Косовом поле (1389 год)
4 б) осада Константинополя войсками Мехмеда II (1453 год)

Творческие работы и проекты

Информационный проект совместно со взрослыми «Путешествие по памятным местам гуситского движения».

Историческая реконструкция «Осада и штурм Константинополя»