Глава IV. Феодалы и крестьяне

Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневекового мира?

Именно феодалы и крестьяне являлись участниками базовых отношений того времени. Основой власти, влияния и богатства была земля. Соответственно, все выгоды от земли получал землевладелец. Наличие этих выгод было бы невозможно без «посаженных» на землю крестьян, которые работали на этой земле. Так в IX-XI веках на территориях бывшей Западной Римской империи формировался феодальный строй, который пришел на смену римскому рабовладению и варварскому первобытнообщинному строю. Отношения феодал-крестьянин являлись более передовыми, чем отношения хозяин-раб, поэтому феодальный строй стал более высокой и следующей ступенью развития Западной цивилизации. Феодальный строй просуществовал практически всю Средневековую эпоху, до появления нового типа отношений собственник – наемный рабочий, а также новых классов в обществе.

Выберите параграф из списка

Глава IV. Феодалы и крестьяне

Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневекового мира?

Именно феодалы и крестьяне являлись участниками базовых отношений того времени. Основой власти, влияния и богатства была земля. Соответственно, все выгоды от земли получал землевладелец. Наличие этих выгод было бы невозможно без «посаженных» на землю крестьян, которые работали на этой земле. Так в IX-XI веках на территориях бывшей Западной Римской империи формировался феодальный строй, который пришел на смену римскому рабовладению и варварскому первобытнообщинному строю. Отношения феодал-крестьянин являлись более передовыми, чем отношения хозяин-раб, поэтому феодальный строй стал более высокой и следующей ступенью развития Западной цивилизации. Феодальный строй просуществовал практически всю Средневековую эпоху, до появления нового типа отношений собственник – наемный рабочий, а также новых классов в обществе.

Выберите параграф из списка

§ 11 Средневековая деревня и её обитатели

Ответы к § 11. Средневековая деревня и её обитатели

Вопросы в тексте параграфа

Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

Следует для начала понять, кто такие «европейские крестьяне», откуда они взялись. Нам известно, что за падением Западной Римской империи последовало формирование варварских королевств. Те же самые франки, хотя их было совсем немного, придя на земли Галлии стали владеть и управлять ими. Бывшая территория Западной Римской империи уже была заселена и упорядочена. На ней находились так называемые латифундии, землевладения, специализирующиеся на различных видах сельского хозяйства или ремесленного производства. Работавшие в этих латифундиях рабы еще во времена поздней Римской империи стали наделяться земельными участками и превращаться в колонов (зависимых крестьян). Таким образом, германские племена, придя на земли Западной Римской империи, фактически получили готовую экономическую модель управления землей. Крестьяне там уже были, и они были уже вполне зависимыми. С распадом родоплеменных отношений, последней стадией которых была «военная демократия», варварские племена, миновав рабовладельческие отношения, сразу же перешли к феодальным. В этот период общество завоевателей-франков, совсем недавно бывших единой общиной, разделяется. Появляется имущественное расслоение общества. При Хлодвиге (конец V-начало VI века) земли делятся и передаются в управление графам, а свободные франки постепенно теряют право голоса. При Карле Мартелле (первая половина VIII века) и его военной реформе земля стала раздаваться за военную службу сначала в пожизненное, а затем и в наследственное пользование. В условиях постоянных войн и становления государственности общинники начинают терять полученные земли и личную свободу.

Несмотря на то, что у крестьян раннего Средневековья оставалось право быть свободными и самостоятельно возделывать свою собственную землю, в реальной жизни все было совсем не так. Личная свобода была практически невозможна. Многочисленные государственные поборы вгоняли свободных людей в долги, постоянные войны и сборы ополчения не приносили прибыли простым воинам, но оборачивались запустением для их земельного участка, а притеснения знатных соседей заставляли искать защиты. Так, работавшие на земле крестьяне-земледельцы, оказывались в зависимости от владельца. За пользование землей крестьяне должны были платить феодальную ренту трудом (барщина), продуктами или деньгами (оброк).

Из кого образовался класс зависимых крестьян?

Во-первых, зависимыми крестьянами стали потомки бывших галло-римских рабов и колонов, которые работали еще на римских латифундиях. Во-вторых, в этот класс попали и простые франки, бывшие свободными общинниками, попавшими в долговую зависимость. Таким образом рабы, колонны и попавшие в зависимость свободные франки сформировали самый массовый слой населения Средневековой Европы — зависимых крестьян.

Работаем с документом

1. Какие обязанности крестьян, упомянутые в тексте, относятся к оброку, какие – к барщине?

К оброку относятся: отдать часть приплода поросят, заплатить денежный оброк за оставшийся приплод поросят, пивная повинность (отдать часть урожая ячменя и пшеницы).

К барщине относятся: косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, возить сено на барский двор, чистить мельничные канавы, жать, собирать и отвозить пшеницу, рубить в лесу дрова, молоть муку на мельницу.

2. Какие еще дополнительные платы и ограничения были у крестьянина?

К дополнительным повинностям и ограничениям относятся: различные штрафы, пошлина за выдачу дочери замуж за пределы сеньории, заплатить за выпечку своего хлеба.

3. Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян своё хозяйство?

Да, на основании документа можно сказать, что у крестьян было свое хозяйство, поскольку у него есть продукты с этого хозяйства (поросята, ячмень, пшеница), которыми он обязан уплатить оброк. Также, судя по документу, у крестьянина были и излишки продуктов, которые он продавал на ярмарках за деньги. В документе упоминается и о денежном оброке в пользу феодала.

4. Как вы считаете, насколько тяжело жилось крестьянам?

Тяжесть жизни крестьян объяснялась не столько большим объемом выполняемых работ, сколько непредсказуемостью изменения повинностей и ограничений, да и тем, что крестьянину за все приходилось платить. С другой стороны, когда было иначе?

Обобщение информации параграфа

1. В чем состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?

Феодал имел власть заставить зависимых крестьян выполнять повинности силой. Феодал имел право судить поземельно зависимых крестьян с целью обеспечения выполнения условий договора. Также феодал мог распоряжаться лично зависимыми крестьянами: имел право ограничивать и управлять их действиями, требовать выполнять дополнительную работу и т.д.

2. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете? Чем они различались?

Нам известны личная и поземельная зависимость. Лично зависимые крестьяне, обычно это были потомки бывших рабов, не владели землей и были лично несвободными, поскольку не могли ни покинуть своего сеньора, ни передать другим людям земельный надел, на котором работали, ни даже уйти в монастырь. Повинности лично зависимых крестьян не были определены обычаями или договором, поэтому их размер и характер определялся и ограничивался только волей феодала. Власть феодала над поземельно зависимыми крестьянами была не полной. Такие крестьяне как бы арендовали землю у феодала, обязуясь платить определенный оброк и выполнять работы в пользу феодала в оговоренном объеме, пропорциональном от размера земельного надела. Но при этом они лично не зависели от феодала и могли покинуть его при определенных условиях.

3. Что заставляло крестьян объединяться в общину?

Объединившись в общину, крестьяне могли помогать друг другу и отстаивать свои права, если сеньор допускал произвол в отношении крестьян, превышал оговоренные нормы оброка или барщины, устанавливал дополнительные повинности и т.д. Также крестьянская община поддерживала порядок на своей территории. Она помогала беднякам выплачивать повинности, опекала вдов и сирот, а также организовывала празднества и игры.

4. Расскажите о жизни крестьян по плану: а) орудия труда; б) хозяйство; в) жилище; г) пища.

Крестьяне обрабатывали землю собственными орудиями труда: плугом, бороной, граблями, лопатами, мотыгами. Срезали пшеницу серпами, а молотили палками или деревянными цепами. Зачастую орудия труда переходили по наследству. Крестьянские деревни были небольшими – 10-15 дворов и лишь редко до 30 дворов. В каждом крестьянском дворе помимо жилища были хозяйственные постройки и приусадебный участок. В хозяйстве крестьян были домашняя птица и мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Быков и коров было мало, поскольку зимой для них не хватало корма. Чтобы сохранить зимой скот, его часто держали в том же помещении, где жили люди. Крестьянский дом строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или из местного камня. Крыши крыли соломой, дёрном или камышом. Топили дома «по-черному», дым выходил через отверстие в крыше, но зачастую оставался в доме, поэтому стены были черные от копоти. Узкие оконные проемы закрывали деревянными ставнями. Обстановка дома была очень скудной: грубый стол, скамейки вдоль стен, сундук для хранения праздничной одежды и ларь для муки. Глиняные миски и кувшины хранились на полках. Спали на единственной, похожей на нары кровати, а чаще всего на соломе, постеленной на скамейку или на глиняный пол. Еду готовили в чугунном котелке, который подвешивали над огнем в очаге. Сама еда была скудной и однообразной: мучная похлебка или каша, капуста, бобы, репа, лук и другие овощи, козий сыр и съедобные травы. Рыбу ели реже, а мясо вообще появлялось на столе только по праздникам. Даже хлеба крестьянам не всегда хватало до весны.

5. Как вы думаете, почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?

Крестьянам во все времена приходилось много работать. И практически никогда не было такого периода, когда крестьянину достаточно было работать только на себя. Всегда были общинные обязанности, феодальные повинности, да и те же самые колхозы в недавнем прошлом нашей страны. Крестьянин всегда работал и на себя, и на «чужого дядю». Что может быть особенного именно в эпоху Средневековья, что обуславливало тяжелую жизнь крестьян? Разве только личная зависимость от феодала и вседозволенность господ. Так, например, феодалы часто в стремлении «содрать» с крестьян побольше, увеличивали размеры повинностей и вводили дополнительные, за которые брали деньги: молоть муку только на мельнице феодала, печь хлеб только в печи феодала и т.д. Еще пример, умер старик крестьянин, а его детям приходилось отдать господину лучшую корову в качестве налога на получение наследства. Если крестьянская девушка, не находящаяся в личной зависимости, выходила замуж за крестьянина из другого поместья, её семья должна была уплатить феодалу за потерю работницы большой выкуп. Во время охоты феодал со своими гостями мог потоптать крестьянские поля. Крестьяне не могли убивать зайцев, которые пожирали их посевы, потому что была запрещена охота во владениях феодала. Да мало ли еще других причин, которые усложняли жизнь крестьян. Однако, это мы описали плохого и вредного феодала. Но ведь были же и другие – те, которые понимали, что крестьянин приносит феодалу доход, чем больше крестьянин вырастит у себя на поле, тем больше отдаст феодалу. Такие феодалы заботились и защищали крестьян, выкупали им торговые места на ярмарках, следили за их здоровьем и благосостоянием, устраивали бесплатные пиры по праздникам и т.д. Правда таких хозяйственных феодалов было крайне мало.

6. Какое хозяйство называется натуральным?

Натуральным называется хозяйство, в котором производится все, что необходимо для проживания людей в общине или поместье. Продукты и вещи изготавливали не для продажи, а для собственного потребления. Ярким признаком натурального хозяйства является слабая развитость торговли из-за отсутствия самой необходимости торговать.

7. Составьте схему «Повинности средневековых крестьян».

Барщина  → Работать на поле сеньора, в хозяйстве сеньора, заниматься перевозкой грузов, ремонтом дорог
Натуральный оброк  → Отдавать часть урожая зерновых, овощи, фрукты, мясо, птицу, яйца, ремесленные изделия, сено, дрова
Денежный оброк → Отдавать часть денег, вырученных от продажи произведённых в хозяйстве продуктов и товаров
Другие повинности →  Молоть муку на мельнице феодала, печь хлеб в печи сеньора, давить виноград на прессе феодала и платить за это арендную плату, а также являться на суд феодала. Кроме того, существовали повинности в пользу церкви, так называемая церковная десятина.

Подумайте

1. Опираясь на текст параграфа, начертите план феодального поместья.

Вот такой план средневекового феодального поместья приведен в учебнике по истории Средних веков тех же самых авторов, по которому учились лет 30 назад. На плане мы видим двор феодала с многочисленными хозяйственными постройками: амбарами, конюшнями, хлевом, птичником, псарней. Мы видим крестьянскую деревню с личными огородами, загон для скота и водяную мельницу. Сельскохозяйственные угодья организованы по принципу трехполья, на одном поле посеяны яровые сорта пшеницы (их сеют весной), на втором озимые (их сеют осенью), третье поле распахано и оставлено «под паром». Каждое поле разделено на господские участки (выделены черным цветом) и крестьянские наделы (выделены белым цветом). Это так называемая чересполосица – участки нарезались в разных местах, чтобы были равные условия для всех.

2. Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерёшь шкуру, того не пострижёшь дважды». В чем её смысл?

По сути, это рекомендация для феодала по обращению с зависимыми крестьянами. Не следует перегибать палку в эксплуатации крестьян, поскольку именно крестьяне приносили доход феодалу, и если подходить к сбору повинностей и оброка слишком сурово, то в следующий раз у крестьян нечего будет взять. Лучше брать с них понемногу, но долго.

3. Чем отличались средневековые зависимые крестьяне от римских рабов? Почему они неодинаково относились к своей работе?

Средневековые зависимые крестьяне в отличие от римских рабов наделялись землей и вели свое хозяйство, с продуктов которых кормились. Они имели собственные орудия труда и скот. Крестьянин, имевший свое хозяйство, был заинтересован в результатах своего труда, поэтому его труд был более эффективным и производительным по сравнению с трудом раба.

4. Чем власть феодала над зависимыми крестьянами отличалась от власти рабовладельца над рабами?

Власть феодала над поземельно зависимыми крестьянами ограничивалась условиями арендного договора или установленными традициями. Если такой крестьянин не выполнял свои обязательства или выполнял их не в срок, то он мог быть наказан по решению феодального суда.

По-другому обстояли дела с лично зависимыми крестьянами, бывшими рабами. Феодал имел над ними практически неограниченную власть. Однако, находящегося в личной зависимости и прикрепленного к земле крестьянина, нельзя было продать без земли. Лично зависимого крестьянина, прикрепленного не к земле, а ко двору, феодал мог продать или обменять. Основным же отличием лично зависимого крестьянина от раба был тот факт, что за первыми было признано право на жизнь, то есть за убийство зависимого крестьянина феодал должен был нести ответственность, хотя в остальном лично зависимые крестьяне были фактически рабами.

5. Почему в то время было неизбежно господство натурального хозяйства?

Неизбежность господства натурального хозяйства прежде всего определялась ходом исторического развития. Экономическая система должна была пройти свой путь и натуральное хозяйство – это один из этапов ее развития. Переход от натурального хозяйства к товарному производству было возможно при выполнении некоторых условий: развитие орудий труда и технологий хозяйствования, при которых образовывались бы излишки товаров, открытость экономической системы с возможностью распределения товаров по другим территориям, разделение и специализация труда. На тот момент эти условия не в полной мере могли быть реализованы. Одной из причин являлась именно замкнутость системы владения и управления хозяйством. Экономические связи между территориями были слабы. Постоянные войны, споры между феодалами, разграбление земель. Феодалы даже не знали, с кем они завтра будут дружить, а с кем воевать. В таких условиях устанавливать с кем-то взаимовыгодные и долгосрочные товарно-денежные отношения было нереально.

Конечно, господство натурального хозяйства в Средневековой Европе было очевидным, хотя и условным. Давайте посмотрим на факты. Были ярмарки, чеканились деньги как средство обмена – их было мало, но они же были. Крестьяне где-то же продавали скудные излишки своей продукции и платили денежный оброк (раз даже такая форма оброка существовала). Правда продавать продукцию на ярмарке тоже было нелегко, поскольку во всех поместьях производилось и выращивалось то же самое, поэтому спрос далеко не всегда соответствовал даже самому маленькому предложению. Поэтому вплоть до XI натуральное хозяйство было основной формой, но не единственной.

6. Поразмышляйте, сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне. Если да, то какие.

Конечно, даже в современной деревне сохранились элементы натурального хозяйства. Обмен продуктами своей деятельности существует, но скорее всего это происходит не из необходимости, а по сохранившимся общинным традициям – ты поможешь, тебе помогут. Поэтому, например, рыбаки в деревнях отдают излишки рыбы, а взамен получают козье молоко. Грузовик навоза с полей выгона скота вполне может быть обменян на помощь в строительстве дома и т.п.

§ 12 В рыцарском замке

Ответы к § 12. В рыцарском замке

Вопросы в тексте параграфа

Зачем и на каких условиях франкский майордом Карл Мартелл раздавал землю своим воинам?

Майордом королевства франков Карл Мартелл провел военную реформу и создал войско тяжелой конницы. За военную службу Карл Мартелл раздавал воинам землю с крестьянами, которые должны были обеспечивать воина всем необходимым. Земля раздавалась в пожизненное использование на условии службы королю. Как только феодал умирал, его земля могла перейти к наследникам только в том случае, если они присягнут на верность королю снова. И земля могла даваться исключительно за службу короне. Если вассал нарушал свой долг перед королем, то землю у него могли отобрать. Также, владелец земли был обязан не только служить королю и выставлять на войну хорошо вооруженного всадника, но и платить налог. Сам феодал обязан был идти на войну в качестве конного рыцаря. С помощью такой военной реформы Карлу удалось собрать профессиональное войско, которое в своем большинстве состояло из тяжелой кавалерии.

Какие отношения связывали сеньора и вассала?

Принимая феод от сеньора, рыцарь давал вассальную клятву. Клятва верности вассала и ответ на нее сеньора устанавливали личную связь чести между двумя рыцарями. Дух рыцарской морали пронизывал вассальные отношения. Преданность вассала своему сеньору, готовность сражаться и погибнуть за него расценивались как наиболее высокие добродетели. Ответная верность сеньора своему вассалу ценилась не меньше. Сеньор «обязан своему человеку такой же верностью и преданностью, как человек — своему сеньору». Равенство сеньора и вассала, как двух одинаково благородных рыцарей следует из самого факта клятвы, принять и держать которую могут лишь те, кто имеет равные понятия чести.

Какими способами средневековые строители делали замки неприступными?

Замок окружал глубокий ров, обычно заполненный водой и толстые и высокие крепостные стены с боевыми башнями. Через бойницы в крепостной стене лучники могли вести обстрел прилегающих к замку территорий. Через ров перебрасывался мост, который в случае опасности мог быть поднят. Ворота замка делались из толстых досок, укрепленных стальными пластинами. Зачастую для строительства замка выбиралось неприступное место на горе или на острове, окруженном водой. В центре замка строилась укрепленная башня-донжон, в которой при падении стен или ворот мог укрыться сеньор с семьей и гвардией. Узкие винтовые лестницы и лазы, закрывавшиеся металлическими люками, становились неприступным препятствием для атакующей армии. А если становилось совсем плохо и мог быть потерян донжон, то сеньор с семьей мог спастись через подземный ход, ведущий далеко за пределы замка.

Работаем с документом

1. Какой, судя по этим наставлениям, должна была быть идеальная знатная дама – хозяйка средневекового замка?

Идеальная знатная дама должна быть образованной, хорошо воспитанной, опрятной и скромной. Она должна досконально знать правила этикета и следовать им.

2. Как вы считаете, могут ли эти наставления быть полезны в наши дни?

Безусловно, такие наставления могли бы быть полезны в наши дни. В них нет ничего предосудительного. Все эти наставления основаны на простых правилах хорошего поведения в обществе.

Обобщение информации параграфа

1. Используя текст и иллюстрации, опишите снаряжение рыцаря, замок и его осаду.

Во время вражеского нападения на замок все воины феодала, а также служащие замка брались за оружие и поднимались на стену. Подготовка к обороне заключалась в сборе припасов на случай долгой осады, обеспечении готовности к отражению атаки: бочки с водой для тушения пожаров от зажигательных стрел, костры для нагрева смолы, связки стрел и т.д. Защитники поднимали мост через ров, заполненный водой, и занимали позиции возле бойниц на крепостных стенах или в башнях по периметру замка. Рыцарь с конной дружиной облачались в кольчуги или латы, вооружались копьями, мечами, топорами или булавами и готовились к стремительной конной вылазке в лагерь осаждающих. Также зачастую перед нападением из замка рассылались гонцы в дружественные замки феодалов или в замок сеньора с просьбой о помощи.

Атакующая армия тоже серьезно готовилась к штурму укрепленного замка. Они сооружали большие щиты из толстых деревянных досок для защиты от стрел воинов, разбивающих ворота тараном, или работников, ведущих подкоп под стены замка или засыпающих ров. Штурмовые лестницы или осадные башни также сооружались на месте перед осаждаемым замком. Как только подходы к замку были обеспечены, атакующее войско старалось взобраться по лестницам на крепостные стены и преодолев сопротивление защитников открыть изнутри ворота замка. Или же таран разбивал ворота, и воины врывались в замок. В ходе осады активно использовались зажигательные стрелы и горючие смеси для поджога деревянных хозяйственных помещений замка.

2. Объясните, почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов.

Феодалы получали свою землю только на условиях военной службы своему сеньору и составляли основную ударную силу войска сеньора. Поскольку сеньор ждал от феодала преданности и доблести в бою, рыцари старались довести свое военное искусство до совершенства. Они не могли подвести своего сеньора на поле боя, опорочив тем самым свою честь. Поскольку никаких других обязанностей по хозяйству феодалам не нужно было выполнять, все свое время, свободное от общественной жизни, они отдавали совершенствованию воинского искусства. Кроме того, железное оружие и доспехи стоили очень дорого, за боевого коня и полное вооружение всадника нужно было отдать стадо целой деревни – 45 коров или 15 кобылиц. Это мог сделать лишь крупный землевладелец, на которого работали крестьяне. Поэтому военное дело на долгое время стало занятием почти исключительно феодалов.

3. Как воспитывали и чему учили будущего рыцаря?

Феодалы ценили физическую силу гораздо больше, чем ум и образование. Будущего рыцаря начинали учить воинскому искусству и поведению в высшем обществе с детства. В программу военного обучения входили фехтование, верховая езда, борьба, плавание, метание копья, тактика боя. Также кроме воинских умений будущий рыцарь должен был обучиться пению, танцам, умению одеваться, правилам поведения в обществе. Однако, не всегда будущих рыцарей обучали читать, писать и считать. С 7 лет будущего рыцаря отправляли в услужение к знатному феодалу, а в 15 лет юноша становился оруженосцем. Только после длительной службы или воинских подвигов юношу могли посвятить в рыцари.

4. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? Каково было понимание рыцарской чести?

С детства считалось необходимым привить молодому человеку необходимые качества и понятия, которые высоко ценились среди феодалов: честь, гордость, благородство, смелость и самоотверженность, презрение к смерти, куртуазность в обществе. Рыцарь должен был посвятить свою жизнь служению сеньору и следованию кодексу рыцарской чести: совершать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, быть справедливым и галантным.

5. Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

Несмотря на то, что кодекс рыцарской чести рисовал «идеального рыцаря», многие следовали ему лишь в отношении людей своего круга – рыцарей, знатных дам, землевладельцев. Крестьяне и люди незнатного происхождения считались людьми более низкого сорта, и к ним рыцари не проявляли своих «рыцарских» качеств. Всех, кого рыцари считали неблагородными, они презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко. Да и с людьми своего круга рыцари далеко не всегда придерживались кодекса чести.

Подумайте

1. Рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну феодала. Почему его не делили между всеми сыновьями?

В средневековом обществе никогда не вызывал сомнений принцип неделимости феода. Феод – это не просто земля, это обязательство феодала служить сеньору, носить оружие и участвовать в военных походах сеньора. Раздел феода сделал бы невозможным несение военной службы рыцарями, поскольку трудно было бы определить долю обязанностей, которую должен был нести каждый из участников. К тому же феод изначально был рассчитан на содержание одного вассала и его свиты, разбитого на части феода могло не хватить на вооружение нового воина, и он остался бы плохо вооруженным, либо был вынужден искать себе богатство где-то в другом месте. Поэтому всем было понятно, что феод, как наследственное владение, должен был переходить только в руки одного наследника. То, что таким наследником должен быть обязательно старший сын – не более, чем распространенное заблуждение. В разных землях Западной Европы существовали различные традиции. Например, в Каталонии феодал сам выбирал, которому из сыновей передать наследство; в Германии сыновья самостоятельно выбирали того, кто станет наследником (сам император Фридрих Барбаросса отдал корону не старшему, а младшему сыну). Да и во Франции не существовало закона обязывающего передать феод старшему сыну. А в Англии и на севере Франции в Нормандии вообще можно было передать феод дочери несмотря на то, что она сама не могла нести воинскую службу – этим обязательством наделялся ее муж.

2. В чем была сила, а в чем – слабость рыцаря на поле боя?

Средневековые рыцари были могучей силой на поле боя. Профессиональная подготовка, качественное оружие, обученный боевой конь и крепкая броня делали рыцаря практически неуязвимым против любого пехотинца. Страшен был таранный удар рыцаря – большая масса конного рыцаря, облаченного в доспехи, помноженная на скорость разгона, придавали огромную силу удару – рыцари буквально сметали пешие ряды вражеского войска. Однако, рыцари не придавали значительного внимания такому бою. Они считали, что только битва с достойным противником приносит славу. А таковым достойным противником мог стать только другой рыцарь.

Слабость рыцаря на поле боя заключалось в его индивидуализме. Поскольку рыцари были не только профессиональными воинами, но и представителями благородного сословия с болезненно острым чувством собственного достоинства. В бою он равен любому из своего сословия, но зависит только сам от себя, поэтому выделиться он может только показав свою храбрость, добротность доспехов и резвость коня. Это рыцарь и демонстрировал всем на поле боя. Все это выражалось в том, что рыцари не придерживались строя, не слушались приказов (обычно командиры их вежливо просили, а не приказывали), и в пылу сражения стремились к одиночным схваткам – никакой дисциплины. Не удивительно, что в попытках обуздать своевольство рыцарей были сформированы воинственные рыцарские ордена с жесткими уставами и четкими правилами поведения на поле боя.

Также слабостью рыцаря могло стать его мощное боевое облачение. Потеря коня делала рыцаря неповоротливым. Сражаться в пешем строю рыцари вообще не могли. Их стиль боя подразумевал одиночные мощные удары тяжелым мечом. От таких ударов несложно было увернуться более маневренному противнику. А уж против навалившейся толпы с длинными копьями или баграми, которые просто валили рыцаря на землю, спасения безлошадному рыцарю не было.

3. Как характеризуют знатных феодалов их девизы: «Лучше умереть, чем опозориться», «Мой Бог и мое право», «Слава – награда за смелость», «Я не король и не князь, я граф де Куси»?

Девиз «Лучше умереть, чем опозориться» («Malo mori quarn foedari») принадлежал герцогу Бретани, Франциску I. Этот девиз мог означать, что рыцарь будет сражаться до смой смерти, и не побежит от врага в бою – это могло бы считаться позором. Во время мирной жизни этот девиз мог подразумевать, что его приверженец будет мстить до конца опозорившему его человеку.

Девиз «Мой Бог и мое право» («Dieu et mon droit») является девизом английской монархии со времен Генриха V (начало XV века). Этот девиз указывает на божественность права монарха на корону. В настоящее время девиз изображен на ленте в нижней части герба Великобритании).

Девиз «Слава – награда за смелость» («Virtutis gloria merces») является девизом шотландского клана Робертсонов (XV век). В шотландских племенах девизы всегда сначала появлялись как боевые кличи. Поэтому никакого скрытого смысла в этом девизе нет. Его следует понимать буквально: слава в бою придет только тому, кто смел и отважен.

Девиз «Я не король и не князь, я граф де Куси» изначально звучал по-другому «Я не король, не принц, не герцог и не граф. Я – сир де Куси» («Roi ne suis Ne prince ne due ne comte aussi; Je suis le sire de Coucy»). Он принадлежит средневековой династии де Куси, получившей недобрую славу самодуров, деспотов, извергов и т.д. Династия Куси владела землями на северо-востоке Франции. Они выстроили самый мощный замок в королевстве, который для многих поколений де Куси служил опорой в их грабительских набегах. Они воевали против всех, отличались жестокостью и подлостью. Представителей этой династии неоднократно отлучали от церкви. Де Куси не признавали над собой никакой власти, были в оппозиции к французским королям, к церкви, враждовали со своими соседями. Об этом как раз и говорит девиз – насмешка над всем сложившимся правопорядком.

4. Предположите, почему изображения животных на рыцарских гербах всегда повёрнуты в правую сторону (она так и называлась – геральдическая).

Все пошло от латинских правил геральдики: левая сторона олицетворяет зло, правая — добро. Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит. По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь или птица), изображенные на гербе, должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника.

5. Обсудите в классе, какое поведение мы сейчас называем рыцарским. Следуют ли современные молодые люди и мужчины таким нормам кодекса рыцарской чести, как защита слабых, уважение к женщине, галантность?

На мой взгляд, современным молодым людям было бы неплохо почаще вспоминать о правилах рыцарской чести. Если это было модным в Средневековье, то почему не может стать модным сейчас.

6. Почему церковь запрещала рыцарские турниры? Аргументируйте свой ответ.

Рыцарские турниры изначально проводились с использованием боевого оружия и копий с острым наконечником. При этом защитное оснащение было еще недостаточно развито: кольчужный доспех, кожаные или металлические корсеты не давали защиты от удара копьем конного воина. Так было с XI по XIII века. Такие турниры, как правило, отличались высоким уровнем травматизма и смертности. Например, в 1175 году на турнирах в Германии погибло 17 рыцарей, а в 1240 году только на турнире в Нойсе погибло более 60 человек. Среди погибших было немало известных людей. Кроме того, как мы знаем, количество рыцарей в государстве всегда было невелико. Поэтому, зная об опасности турниров, католическая церковь стала препятствовать им. Так, в 1130 году Папа римский Иннокентий II запретил хоронить убитых на турнирах по христианскому обычаю, а в 1175 году архиепископ Магдебурга Вихман, узнав о смерти 17 рыцарей отлучил всех участников турнира от церкви. Церковь также пыталась обосновать свои запреты тем, что турниры провоцируют свершение всех семи смертных грехов: пробуждают гордыню, разжигают ненависть и гнев, вызывают алчность у победителей, способствуют унынию проигравших, поощряют чревоугодие во время пиров и поддерживают разврат.

Лишь в 1316 году папа Иоанн XXII снял церковный запрет на проведение турниров. К этому времени турниры, в основном, стали намного безопаснее и больше походили на театрализованное шоу. Рыцари сражались в полном стальном доспехе тупыми копьями с наконечниками в виде короны, затупленными мечами с округленными наконечниками. Перед турнирами священнослужители даже стали благословлять рыцарей. Тем не менее, полностью избежать травматизма не удалось. Так, в 1524 году английский король Генрих VIII едва не погиб после того, как сломанное копье отбросило забрало его шлема и осколки копья попали в лицо. А в 1559 году французский король Генрих II погиб после того, как сломанное копье противника попало через забрало в глаз.

7. Составьте рассказ «Праздничный день феодала», включив в него описание замка, турнира (или охоты), пира в замке.

Сегодня в замке феодала праздник. Впрочем, как и в последние два дня, а также и всю следующую неделю замок будет заполнен гостями. Отмечают женитьбу старшего сына господина. Со всей округи съехались вассалы феодала со своими семьями и свитами. Очень много пышно одетых благородных дам и знатных рыцарей. Все спешат засвидетельствовать свое почтение молодоженам и самому сеньору, а также одарить их подарками. Весь замок украшен пестрыми флагами и лентами, над башней-донжоном замка гордо реет стяг с родовым гербом феодала. Особо постарались садовники, они высадили по всему замку и вокруг него тысячи цветов. Гвардия сеньора одета в свою самую парадную форму, но несмотря на праздник и опущенный через ров мост, не оставляет своих обязанностей охраны замка, посты гвардейцев видны на каждой каменной стене замка. Они стараются быть незаметными, чтобы не мешать знатным гостям, но безопасность превыше всего.

В замке сегодня полно народа. Замковая прислуга сбилась с ног, стараясь удовлетворить запросы знатных гостей. Перед замком обустроили большую ярмарку. Торговцы и бродящие артисты развлекают гостей и деревенских крестьян. Для крестьян тоже праздник. На ярмарке сеньор организовал раздачу бесплатного пива и вина. Все должны быть довольны. Атмосфера праздника царит повсюду.

Пиры и развлечения идут один за другим. Вчера сеньор с гостями ездил на охоту, привезли пять диких кабанов, одного из которых убил ударом копья сам сеньор, и десяток оленей. Повара замка приготовили изысканные блюда из них и подали их во время пира вечером. Пир был знатным: десять перемен блюд, многочисленные закуски и десерты, вино лилось рекой. В большой парадной зале за столом даже не хватило всем мест. Домочадцы и пажи вассалов стояли за стульями своих господ и прислуживали им. Служащие кухни бесконечным потоком несли из кухни изысканные блюда.

А сегодня особенный день – день рыцарского турнира. В поле за крепостной стеной соорудили трибуны и место для конных рыцарских схваток. Со всей округи на турнир съехались рыцари. Они постараются показать свою доблесть и удаль в схватке за расположение и благосклонность младшей из дочерей сеньора. Кто знает, может победитель даже станет мужем этой благородной дамы.

Вопросы и задания к главе IV

Вопросы и задания к главе IV

1. Какую роль играло рыцарство в средневековом обществе?

Нам известно, что рыцарство как особый слой средневекового общества в Западной Европе сложилось лишь к XI веку, а достигло своего расцвета в XII — XV веках. Это было военно-аристократическое сословие, возникновение и развитие которого было вызвано укреплением феодализма и возвышением новой служилой знати и дворянства. Средневековое общество Западной Европы было жестко регламентированным, имело сложную иерархию. Общественное сознание эпохи в самом упрощенном виде мыслило его состоящим из трех разрядов — молящихся, воюющих и работающих. Первые два, по существу, охватывали господствующий класс — феодалов, духовных и светских. Эти разряды были сложнейшими социальными образованиями, связанными внутри разветвленной сетью экономических, политических, юридических и личных отношений, имевшими свои достаточно специфические общественные и духовные интересы. Рыцари входили в разряд «воюющих». Статус рыцаря предполагал благородное происхождение, обязательное включение в систему отношений сеньор-вассал и профессиональную военную подготовку. По сути, рыцарство было самым привилегированным социальным слоем средневекового общества.

2. Что связывало между собой крестьян и их хозяев – феодалов?

Крестьяне были связаны с феодалом различными видами зависимости. Поземельно зависимые крестьяне получали в пользование землю феодала на условиях несения повинностей: барщины, оброка и дополнительных обязательств. Размеры повинностей, устанавливаемых феодалом при передаче земельного надела крестьянину, регулировались традициями и волей феодала. Вступая в поземельную зависимость, крестьянин получал защиту феодала и принимал на себя обязательства, которые должен был выполнить.

Еще одним видом отношений была личная зависимость. Лично зависимыми обычно становились бывшие рабы. Они не имели практически никаких прав и собственности. Если они были прикреплены к земле, то они не имели возможности ее покинуть. Если же лично зависимые не прикреплялись к земле, они обслуживали феодала в замке. Феодал имел полные права на них, он мог даже продать их, но в отличие от рабов не мог их убить без последствий.

3. Что в жизни крестьян определяла община?

Община в жизни крестьянина занимала значимое место. Только в общине крестьянин мог получить поддержку и хоть какую-то защиту от произвола феодала. Объединившись в общину, крестьяне могли помогать друг другу и отстаивать свои права, если сеньор допускал произвол в отношении крестьян, превышал оговоренные нормы оброка или барщины, устанавливал дополнительные повинности и т.д. Также крестьянская община поддерживала порядок на своей территории. Она помогала беднякам выплачивать повинности, опекала вдов и сирот, а также организовывала празднества и игры.

4. Чем было вызвано господство натурального хозяйства в Средние века?

Господство натурального хозяйства прежде всего определялось ходом исторического развития. Экономическая система должна была пройти свой путь и натуральное хозяйство – это один из этапов ее развития. Среди причин господства натурального хозяйства:

Неразвитость орудий труда и технологий хозяйствования, при которых образовывались бы излишки товаров;
Закрытость экономической системы и невозможность распределения товаров по другим территориям;
Отсутствие системного разделения и специализации труда.
Слабые экономические связи между территориями в связи с постоянными войнами, спорами между феодалами, разграблением земель.

5. Закончите фразу. Воин, получивший от кого-либо феод, считался его а) сеньором; б) рыцарем; в) вассалом; г) феодалом.

Воин, получивший от кого-либо феод, считался его в) вассалом.

6. Что такое натуральное хозяйство (выберите правильный ответ): а) хозяйство, в котором для производства товаров используются только натуральные сырье и материалы; б) хозяйство, в котором все основные продукты и вещи изготавливались не для продажи, а для собственного потребления; в) хозяйство, в котором продукты и вещи производятся для продажи на рынке; г) хозяйство, в котором люди присваивают в готовом виде то, что дает природа?

Ответ:

б) хозяйство, в котором все основные продукты и вещи изготавливались не для продажи, а для собственного потребления.

Творческие работы и проекты

Групповой творческий проект «Средневековая деревня»

Коллективный информационный проект «Рыцарский замок»