Ко второму полугодию обучения в первом классе ребятишки, как правило, уже уверенно читают. Другое дело, любят ли они читать. Многие - не очень. Но ведь это важный навык. Чтение развивает фантазию, способность мыслить, анализировать, развивает память и внимание, увеличивает кругозор. Если родители не привили ребенку любовь или хотя бы привычку к чтению, пора это сделать в первом классе, иначе дальше будет только сложнее. Учебники по программе "Школа России" нацелены именно на это. В них можно прочитать коротенькие сказки, потешки, басни - то, что не сложно и интересно первокласснику. Есть в учебнике и вопросы по произведениям, на них ученики должны уметь ответить. А в помощь вам готовые домашние задания ко второй части учебника "Литературное чтение" за первый класс. А вторы учебника Климанова, Горецкий, Голованова.

Ответы к учебнику литературное чтение 1 класс часть 2 "Школа России":

Выберите вкладку с нужной страницей и кликните по ней, чтобы увидеть правильные ответы.

Ко второму полугодию обучения в первом классе ребятишки, как правило, уже уверенно читают. Другое дело, любят ли они читать. Многие - не очень. Но ведь это важный навык. Чтение развивает фантазию, способность мыслить, анализировать, развивает память и внимание, увеличивает кругозор. Если родители не привили ребенку любовь или хотя бы привычку к чтению, пора это сделать в первом классе, иначе дальше будет только сложнее. Учебники по программе "Школа России" нацелены именно на это. В них можно прочитать коротенькие сказки, потешки, басни - то, что не сложно и интересно первокласснику. Есть в учебнике и вопросы по произведениям, на них ученики должны уметь ответить. А в помощь вам готовые домашние задания ко второй части учебника "Литературное чтение" за первый класс. А вторы учебника Климанова, Горецкий, Голованова.

Ответы к учебнику литературное чтение 1 класс часть 2 "Школа России":

Выберите вкладку с нужной страницей и кликните по ней, чтобы увидеть правильные ответы.

Страница 5

Ответы к странице 5. Задание №1

Рассмотри внимательно обложки на выставке книг. Прочитай названия. Назови фамилии авторов.
ГДЗ для учебника по литературному чтению 1 класс (часть 2) Климанова, Горецкий, Голованова
Ответ:

Названия книг на выставке:
• Н. Носов "Фантазёры"
• И. Токмакова "Мы играли в хохотушки"
• А. Шибаев "Что за шутки?"
• В. Голявкин "Тетрадки под дождём"

Ответы к странице 5. Задание №2

Знаком ли ты с произведениями, которые представлены на выставке? Какие произведения этих авторов ты читал?

Ответ:

Я знаком с произведением Н. Носова "Фантазёры". Ещё я читал произведения Н. Носова − "Мишкина каша", "Телефон", "Бобик в гостях у Барбоса".

Ответы к странице 5. Задание №3

Как ты понимаешь название раздела? Что обозначает слово «всерьёз»?

Ответ:

Слово «всерьёз» означает, что человек не шутит, а говорит то, что происходит в действительности.
Я понимаю название раздела «И в шутку и всерьёз» так, что в произведениях этого раздела писатели постараются рассказать о серьёзных, важных вещах с помощью смеха, юмора.

Ответы к странице 5. Задание №4

Посмотри в содержании учебника, какие произведения включены в раздел «И в шутку и всерьёз». Прочитай названия. Можно ли произведения из этого раздела поместить на выставку «Весёлые, юмористические книги для детей»?

Ответ:

Произведения, которые в учебнике включены в раздел «И в шутку и всерьёз»:
• Т. Собакин «Как ловкий бегемот»
• И. Токмакова «Мы играли в хохотушки»
• И. Пивоварова «Кулинаки−пулинаки»
• Г. Кружков «Ррры!»
• К. Чуковский «Федотка»
• К. Чуковский «Телефон»
• Н. Артюхова «Саша−дразнилка»
• К. Ушинский «Ворон и сорока»
• К. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому»
• К. Ушинский «Что хорошо и что дурно?»
• М. Пляцковский «Помощник»
Произведения из этого раздела, которые можно поместить на выставку «Весёлые, юмористические книги для детей»:
• Т. Собакин «Как ловкий бегемот»
• И. Токмакова «Мы играли в хохотушки»
• И. Пивоварова «Кулинаки−пулинаки»
• Г. Кружков «Ррры!»
• К. Чуковский «Федотка»
• К. Чуковский «Телефон»
• Н. Артюхова «Саша−дразнилка»
Это весёлые произведения, в которых присутствует шутка.

Ответы к странице 5. Задание №5

Какими книгами ты бы дополнил выставку? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

Книги, которыми я бы дополнил выставку:
• Т. Собакин «Как ловкий бегемот»
• И. Токмакова «Мы играли в хохотушки»
• И. Пивоварова «Кулинаки−пулинаки»
• Г. Кружков «Ррры!»
• К. Чуковский «Федотка»
• К. Чуковский «Телефон»
• Н. Артюхова «Саша−дразнилка»

7

Ответы к странице 7. Задание №1

Как ты думаешь, почему автор в названии даёт пояснение: «Немножко Необычное НЕстихотворение»?
Можно ли, читая, представить картину происходящего? Как этому помогают звуки?

Ответ:

Стихотворение написано не совсем обычно − в нём нет рифмы. Но оно всё равно читается легко и интересно.
Картину происходящего можно представить так − комната, по которой передвигается бегемот. Этому способствуют звуки, описанные в стихотворении. Они подсказывают, как летает муха и как бегемот, догоняя её, сбивает всю посуду в комнате.

9

Ответы к странице 9. Задание №1

Найди слова, которые подбирает писатель, чтобы мы могли услышать смех детей. Прочитай их.
И. Токмакова
Мы играли в хохотушки
Мы играли в хохотушки,
Мы визжали, как свинушки,
Мы скакали, как лягушки,
Вбок и задом наперёд.
Мы решили: кто захочет,
Тот нас всех перехохочет,
Всех один пересмеёт.
Мы смеялись и смеялись,
Лопнуть со смеху боялись,
Даже по полу катались:
Всех нас разом смех берёт!
Я могу сказать вам честно,
До сих пор нам неизвестно,
Кто сумеет, кто захочет,
Кто нас всех перехохочет,
Всех один пересмеёт?

Ответ:

Слова, которые подбирает писатель, чтобы мы могли услышать смех детей: «Мы визжали, как свинушки».
«Мы смеялись и смеялись, Лопнуть со смеху боялись, Даже по полу катались…»
Мы играли в хохотушки,
Мы визжали, как свинушки,
Мы скакали, как лягушки,
Вбок и задом наперёд.
Мы смеялись и смеялись,
Лопнуть со смеху боялись,
Даже по полу катались:
Всех нас разом смех берёт!

Ответы к странице 9. Задание №2

Назови слова, которые описывают, как дети играли.

Ответ:

Слова, которые описывают, как дети играли:
Мы скакали, как лягушки,
Вбок и задом наперёд.

Ответы к странице 9. Задание №3

В какие игры ты играешь с друзьями? Расскажи о правилах одной из них.

Ответ:

Я с друзьями люблю игру "Чай−чай−выручай". В ней важно быть быстрым и уметь работать сообща.
Поэтому мы научились договариваться между собой, быть командой.
Правила игры:
Сначала мы выбираем водящего ("вода"). Затем все остальные игроки бегут по сторонам. Если "вода" кого−то поймал, этот игрок замирает и кричит: "Чай−чай−выручай!".
Другой участник игры может подбежать к "замороженному" и дать "латку" (дотронуться к нему). Это значит, что такой игрок вновь свободен.
Когда "вода" "заморозил" всех игроков, мы с помощью считалочки выбираем нового водящего.

Ответы к странице 9. Задание №4

Умеете ли вы договариваться между собой?

Ответ:

Иногда у нас с друзьями возникают споры, но мы всегда договариваемся и не ссоримся.

11

Ответы к странице 11. Задание №1

Какие слова можно составить из букв слова кулинаки−пулинаки?

Ответ:

Слова, которые можно составить из букв слова кулинаки−пулинаки:
1) клиника
2) канал
3) лупа
4) паук
5) пила
6) кукла
7) клапан
8) кулак
9) калина

Ответы к странице 11. Задание №2

Похоже ли это стихотворение на небылицу? Прочитай строчки, в которых всё наоборот, не так, как в жизни. Можем ли мы сказать, что это особый художественный приём?
И. Пивоварова
Кулинаки−пулинаки
Скороговорка
Кулинаки−пулинаки,
Громко гавкают собаки,
Тихо тикают часы,
Чистят чижики носы
Кулинаки−пулинаки,
Тихо тикают собаки,
Громко гавкают носы,
Чистят чижики часы.
Кулинаки−пулинаки,
Чистят чижиков собаки,
Тихо гавкают часы,
Громко тикают носы.
Кулинаки−пулинаки,
Где часы, а где собаки?..
Только тот и разберёт,
Кто ходит задом наперёд.

Ответ:

Стихотворение "Кулинаки−пулинаки", автора И. Пивоваровой, классический пример небылицы, то есть смешного произведения в стихотворной форме, в котором сюжет строится на том, чего совершенно точно не может быть никогда.
Тихо тикают собаки,
Громко гавкают носы,
Чистят чижики часы.
Чистят чижиков собаки,
Тихо гавкают часы,
Громко тикают носы.
Это может быть особенным художественным приёмом, где сначала рассказывается правда, а потом постепенно всё перепутывается.

Ответы к странице 11. Задание №3

Обсудите с другом, какие особенности юмористического произведения можно выделить? Составьте текст.
• Весёлое, шуточное произведение.
• Произведение, которое вызывает смех.
• Произведение, в котором с добродушной насмешкой описываются герои и их поступки.

Ответ:

Юмористические произведения отличают, с моей точки зрения, следующие черты:
• комические ситуации, описываемые авторами,
• веселые герои,
• смешные слова и фразы,
• шутки,
• использование специальных литературных приемов: введение в текст небылиц и перевертышей, употребление слов в их переносном значении, олицетворений, повторения слов и так далее.
Произведение, которое вызывает у читателя смех, называется юмористическим. Автор с юмором описывает ситуацию, заставляя читателя смеяться. Юмор − это доброжелательный смех, который направлен на высмеивание поступков героев с целью их исправления. Умение подметить смешную сторону людей, их поступков, представить, показать их в незлобно−насмешливом виде − большое мастерство писателя−юмориста. Юмористическое произведение проникнуто шутливым, добродушно−насмешливым настроением или отношением к кому−либо, чему−либо.

13

Ответы к странице 13. Задание №1

С какой интонацией надо прочитать слова какаду: гневно, стараясь напугать, весело? Как они поняли то, что сказал лев?
Г. Кружков
Ррры!
Вышел Лев из−за горы
И, подумав, молвил:
— Ррры!
Подлетели какаду :
— Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рраскидаю?
Рраспугаю всех подряд?
Лев сказал:
— Я просто РРРРАД!

Ответ:

Слова какаду нужно читать с напуганной интонацией. Они сначала подумали, что лев хочет сделать что−то плохое. Но оказалось, он рад их видеть.

Ответы к странице 13. Задание №2

Как ты произнесёшь то, что сказал лев в начале стихотворения? А как ты произнесёшь то, что произнёс лев позже: строго, радостно, с укором?

Ответ:

Слова, которые сказал лев в начале стихотворения, я произнесу строго, а то, что сказал лев позже, радостно, ведь он был рад видеть какаду.

Ответы к странице 13. Задание №3

Какой художественный приём использовал автор? Назови звукоподражательные слова.

Ответ:

Автор использует олицетворение, так как неживым предметам присвоил способность говорить. Этот прием часто используют писатели, чтобы ярче передать происходящее.
Звукоподражательные слова:
• Рразорву и ррастерзаю;
• Рразнесу и рраскидаю;
• Рраспугаю;
• РРРРАД.

Ответы к странице 13. Задание №1

Большая ли семья у Федотки? Подтверди свой ответ текстом. Можно ли сказать, что автор подсмеивается над своим героем?
К. Чуковский
Федотка
Бедный Федотка — сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой.

Ответ:

У Федотки большая семья.
"Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой."
Автор подсмеивается над героем − Федотка плачет, как сиротка. Видимо, мальчик не умеет ценить то, что у него есть.

Ответы к странице 13. Задание №2

С какой интонацией надо прочитать стихотворение?

Ответ:

Интонация стихотворения меняется: сначала она жалостливая, а потом становится шуточной, иронической. Потому что Федотка притворяется несчастным мальчиком и просто капризничает.

17

Ответы к странице 17. Задание №1

Почему стихотворение называется «Телефон»? Кто звонил герою стихотворения? Перечисли.

Ответ:

Стихотворение называется «Телефон», потому что автору постоянно звонят разные животные и что−то просят у него, также они рассказывают о ситуациях, которые с ними произошли. Автору позвонили:
• слон,
• крокодил,
• зайчатки,
• мартышки,
• цапли,
• тюлень,
• олень,
• две газели,
• носорог.

Ответы к странице 17. Задание №2

О каких событиях рассказывают звери по телефону? Перечитай. Подумай, почему в тексте так много восклицательных знаков.

Ответ:

Звери постоянно обращаются к рассказчику с различными просьбами.
У них то беда, то нелепые просьбы. Звери невоспитанные, они всегда требуют исполнения их желаний. Ещё они взволнованы и говорят по телефону громко. Чтобы это выразить, автор использует восклицательные знаки.

Ответы к странице 17. Задание №3

Прочитайте с другом по ролям понравившиеся строки из сказки «Телефон». Определите, как надо читать каждую роль: выразить удивление, испуг и страх; что надо передать: нетерпеливость, надоедливость, болтливость, беззаботность.

Ответ:

А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
− Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
− Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
− Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
Слова крокодила нужно читать , чтобы передать нетерпеливость, беззаботность.
А слова автора читать так, чтобы выразить удивление.

Ответы к странице 17. Задание №4

Определи, какие слова употребляет автор для характеристики героев. Как ему помогает ритм?

Ответ:

Произведение "Телефон" написано в стихах, читается оно очень легко. Главным героем является автор, который рассказывает, кто ему звонит. Второстепенные герои − это звонившие, в частности крокодил (который со слезами просил галоши), слон (который просил шоколад), медведь (он просто ревел в трубку), мартышки (им нужны были книжки), свинья (хрюшка требовала соловья). Последним позвонил носорог, который уговаривал помочь вытащить из болота бегемота. Зверушки звонили автору целый день и постоянно о чем−то просили, а некоторые просто требовали.
Ритм помогает быстро читать произведение.

19

Ответы к странице 19-21. Задание №1

Как ты понял совет папы?

Ответ:

Папа посоветовал не обижаться на слова брата, не дразниться. Это дочке Ляле очень помогло. Ведь Сашке стало неинтересно дразнить сестру, и он даже сам обиделся.

Ответы к странице 19-21. Задание №2

Почему Саша заплакал?

Ответ:

Ляля оказалась очень умной девочкой и последовала совету папы − не стала дразнить брата. В результате брат Саша, который дразнил и задевал её постоянно, не только обиделся, но и даже заплакал.

Ответы к странице 19-21. Задание №3

Расскажи, как ты общаешься со своими друзьями. Бываешь ли ты похож на Сашу−дразнилку? А ты сам часто обижаешься на своих друзей?

Ответ:

Меня родители научили, что дразниться некрасиво, поэтому я не обижаю своих друзей насмешками. В нашем общении присутствует юмор, но это не дразнилки. У меня не возникает поводов обижаться на моих друзей.

Ответы к странице 19-21. Задание №4

Можно ли было назвать это произведение «Папин совет» или «Не дразнись»?

Ответ:

Я думаю, что это произведение можно назвать «Папин совет» или «Не дразнись».
Главная мысль рассказа в том, что нельзя обижаться на глупые шутки. Основная идея произведения в том, что человека, который не обижается, дразнить неинтересно.

Ответы к странице 19-21. Задание №5

Придумай другое название.

Ответ:

Другое название − "Мудрый совет".
Главная мысль этого рассказа выражена словами папы: "А ты не дразнись." То есть не следует обращать внимание на дразнилки и дразнить тебя станет не интересно

Ответы к странице 19-21. Задание №6

Как ты понимаешь пословицу?
Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

Ответ:

Пословица говорит о том, что, если ты любишь посмеяться над кем−то, то будь готов и к смеху над собой. Все поступки всегда возвращаются. За добро приходит добро, за зло приходит зло, а за насмешки − тоже насмешки.

Ответы к странице 19-21. Задание №7

Составь высказывание, используя пословицу. Начните так: «Рассказ помогает нам посмотреть на себя со стороны».

Ответ:

Рассказ помогает нам посмотреть на себя со стороны и понять, что не надо дразнить других, если не хочешь, чтобы и тебя дразнили в ответ.

Ответы к странице 19-21. Задание №8

Какие пословицы подходят к рассказу?
В каждой шутке есть доля правды.
Умей шутить, умей и отшучиваться.
Кто не любит шуток, над тем не шути.

Ответ:

Пословицы, которые подходят к рассказу:
Умей шутить, умей и отшучиваться.
Кто не любит шуток, над тем не шути.

Ответы к странице 19-21. Задание №9

Как ты понимаешь выражение «А ты не дразнись»?
• Не обижайся.
• Сам не дразни.
• Не обращай внимания.

Ответ:

Выражение «А ты не дразнись» означает Не обращай внимания.

Ответы к странице 19-21. Задание №10

Подумай, почему произведение включено в тему «И в шутку и всерьёз».

Ответ:

Произведение включено в тему «И в шутку и всерьёз», потому что в этом произведении юмористически говорится о том, что не следует дразнить других.

Ответы к странице 19-21. Задание №11

Рассмотри иллюстрацию, составь рассказ по ней.
ГДЗ для учебника по литературному чтению 1 класс (часть 2) Климанова, Горецкий, Голованова
Ответ:

Братик Саша часто дразнил сестричку, чем доводил её до слез. Папа девочке посоветовал не реагировать. Это было очень трудно, но Ляля попробовала. Саша в очередной раз, когда они сидели за столом, пытался её задеть. Девочка в ответ лишь улыбалась и соглашалась с братом. Это довело Сашу до слез и он начал жаловаться маме.

22

Ответы к странице 22. Задание №1

Обсудите в классе, что означают слова добро, благодарность, милосердие.

Ответ:

• добро − это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.
• благодарность − чувство признательности за оказанное добро, внимание.
• милосердие − чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение.

Ответы к странице 22. Задание №■

Есть ли разница в словах говорит и болтает? Почему автор выбрал именно слово болтает?

Ответ:

Говорит и болтает — это слова с похожим смыслом. Однако слово «говорит» воспринимается более серьёзно.
А слово «болтает» – это просто рассказывать всё подряд: правду, сплетни, слухи.
Автор выбрал именно слово болтает, потому что ворона болтала всё подряд, что придёт ей на ум.

23

Ответы к странице 23. Задание №■

Соотнеси заглавие с содержанием. Отражает ли пословица смысл произведения?

Ответ:

Да, пословица "Худо тому, кто добра не делает никому" отражает главную мысль рассказа. Ведь герой никому не делал добра, за что его и не любили. А значит, он обречён на одиночество.
Когда человек делает добро другому человеку, он в первую очередь делает добро самому себе. Если вы делали безкорыстное добро, вы знаете как становится хорошо на душе.

Ответы к странице 23. Задание №■

Все ли слова тебе понятны? Посмотри в словаре, что означает слово кротость, щедрость, скупость.

Ответ:

Мне незнакомы слова:
гордость − чувство собственного достоинства, самоуважения.
зависть − чувство досады, вызванное превосходством, благополучием другого.
упрямство − чрезмерная и неблагоразумная настойчивость.
кротость − покорность, спокойствие, уступчивость, незлобливость.
щедрость − добродетель, связанная со способностью оказывать бескорыстную помощь другим.
скупость − чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, издержкам, расходованию своего имущества.

25

Ответы к странице 25. Задание №1

С какой просьбой обратился кролик к ослику? Найди в тексте авторскую подсказку, как надо прочитать слова ослика.

Ответ:

Кролик к ослику обратился с просьбой помочь ему дом построить. Кролик просит его весело.
А ослик ему в ответ притворно: неискренне; выдавая за настоящее:
"− Я тебе в другой раз помогу. А сейчас у меня голова болит, − ответил, притворно вздыхая, ослик по имени Алфавит, которому почему−то из всех букв нравились всего две − и он всё время повторял поэтому: «И−А… И−А… И−А…»."

Ответы к странице 25. Задание №2

Знаешь ли ты, что означает слово притворно? Посмотри в словаре. Попробуй заменить это слово на близкое по значению.

Ответ:

Значение слова притворно − притворяясь.
Заменить слово притворно можно словами − ложно, неискренне.

Ответы к странице 25. Задание №3

Обсудите с другом значение пословиц и выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
У ленивого Емели семь воскресений на неделе.

Ответ:

Пословица, которая отражает главную мысль этого рассказа:
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
Значение пословиц:
• Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться. − эта пословица означает, что у работящего человека всегда есть результат его труда. А если не работаешь, то ничего не будет.
• У ленивого Емели семь воскресений на неделе. − эта пословица означает, что в лени любой день будет казаться выходным. В любой день работы не будет, в то время как для других людей выходными днями считаются только суббота и воскресенье

26

Ответы к странице 26. Задание №1

Как ты понимаешь, что такое юмористическое произведение?

Ответ:

Я понимаю так, что юмористический рассказ – это короткое произведение, в котором автор добродушно высмеивает человеческие слабости и недостатки.

Страница 26. Задание №2

Знаешь ли ты другие произведения, которые можно дополнительно включить в раздел «И в шутку и всерьёз»?

Ответ:

В раздел «И в шутку и всерьёз» можно добавить произведения Корнея Чуковского «Путаница», «Тараканище».

Ответы к странице 26. Задание №3

Можем ли мы отнести небылицы к юмористическим произведениям?

Ответ:

Я думаю, что небылицы можно отнести к юмористическим произведениям, потому что они так же являются веселыми произведениями, в которых часто присутствует путаница.

Ответы к странице 26. Задание №4

Вспомни рассказ Н. Артюховой «Саша−дразнилка». Над чем тебя заставил задуматься этот рассказ?

Ответ:

Рассказ Н. Артюховой «Саша−дразнилка» меня заставил задуматься над тем, что надо уметь не обращать внимание на пустые слова−дразнилки и не обижаться по пустому поводу. Рассказ учит проявлять чувство юмора.

Ответы к странице 26. Задание №5

Объясни пословицу «В каждой шутке есть доля правды».

Ответ:

Пословица «В каждой шутке есть доля правды» говорит о том, что большая часть шуток прячет в себе подтекст, который существует в действительности. И этот реальный подтекст высмеивается шуткой.

Ответы к странице 26. Задание №6

Найди слова в произведении К. Чуковского "Телефон", которые помогают представить нам героев стихотворения.

Ответ:

Слова в произведении К. Чуковского "Телефон", которые помогают представить нам героев стихотворения:
"Он у меня ещё маленький." (Слон)
"И со слезами просил..." (Крокодил)
"− Нельзя ли прислать перчатки?" (Зайчатки)
"− Пришлите, пожалуйста, книжки!" (Мартышки)
"− Пришлите, пожалуйста, капли." (Цапли)
"Позвонили и запели... "(Газели)
"− Беда! Беда! Бегите скорее сюда!" (Носорог)

Ответы к странице 26. Задание №7

Какие черты характера ты отметил у ослика из рассказа М. Пляцковского «Помощник»?
трудолюбие
заботливость
лень
желание обмануть

Ответ:

Черты характера, которые я отметил у ослика из рассказа М. Пляцковского «Помощник»: лень и желание обмануть.

Ответы к странице 26. Задание №8

Вспомни какие−нибудь смешные случаи из своей жизни. Расскажи их так, чтобы твоим слушателям стало очень весело.

Ответ:

Случай на пляже, смешной из жизни. На берегу моря я отдыхал с папой и мамой. Панамки вот мы только взять с собой забыли. Мама отправилась в номер за головными уборами, оставив меня с папой. Когда она вернулась, папы нет, я закопан в песок и торчит одна моя голова.
На вопрос "Где папа?" я ответил: "Купается!".
− Почему же ты здесь? − спросила мама. А я жизнерадостно заявил: − Папа закопал, чтобы я не потерялся!

29

Ответы к странице 29. Задание №1

Рассмотри обложки. Знакомы ли тебе эти книги? Кто их авторы?
ГДЗ для учебника по литературному чтению 1 класс (часть 2) Климанова, Горецкий, Голованова
Ответ:

Мне знакомы эти произведения:
• В. Драгунский "Друг детства"
• В. Осеева "Синие листья"
• В. Сутеев "Яблоко"
• А. Барто "Вовка − добрая душа"

Ответы к странице 29. Задание №2

Прочитай название раздела. Соотнеси его с книгами на выставке.

Ответ:

Название раздела соотносится с книгами на выставке темой дружбы − с ребятами, с друзьями нашими меньшими.

Ответы к странице 29. Задание №3

Выбери название для выставки книг.
Рассказы о дружбе
Друг в беде не бросит
Стихи о дружбе
Сказки о дружбе

Ответ:

Название для выставки книг − Рассказы о дружбе.

Ответы к странице 29. Задание №4

Можно ли по названию предположить, о чём в книгах пойдёт речь?

Ответ:

По названию книги можно предположить, о чём пойдёт речь.
Ещё больше добавит информации о книге иллюстрация на обложке.

32

Ответы к странице 32-33. Задание №1

Почему Коля смутился, разжал кулаки, когда Вовка назвал его лучшим другом?
Выбери ответ:
• испугался;
• понял, что нельзя быть жадным, сердиться на друзей.

Ответ:

Коля смутился, разжал кулаки, когда Вовка назвал его лучшим другом, потому что понял, что нельзя быть жадным, сердиться на друзей.

Страница 32-33. Задание №2

Каким ты представляешь себе Колю? А Вову? Соотнести черты характера главных героев.
Коля
Вовка
↓↑
стеснительный
смелый
злой
сильный
добрый

Ответ:

Коля − злой, стеснительный, сильный.
Вовка − добрый, смелый.

Ответы к странице 32-33. Задание №3

Правильно ли поступил Коля? Подумайте вместе с другом над его поступком. Дайте мальчику совет.

Ответ:

Коля поступил правильно, когда он предложил ребятам покататься на самокате. Но ему нужно было сказать Вовке, что брать чужие вещи без спроса − это признак невоспитанности.

Ответы к странице 32-33. Задание №4

Объясни название рассказа. Какой художественный приём использует автор? Отражает ли название рассказа его содержание? Как автор относится к героям своего рассказа?

Ответ:

Это произведение называется именно так, потому что фраза «лучший друг» − главная в нём. Именно эти слова поменяли настрой Коли.
Автор использует художественный приём − противопоставление. Автор относится к героям с пониманием и с уважением − каждый из них мог найти верный выход из сложившейся ситуации.

Ответы к странице 32-33. Задание №5

С какой интонацией надо прочитать последнее предложение?

Ответ:

Последнее предложение надо прочитать с вопросительно−восклицательной интонацией.

Ответы к странице 32-33. Задание №6

Что самое главное для себя понял каждый мальчик?

Ответ:

Каждый мальчик понял для себя, что нужно ценить дружбу и проявлять понимание, уважение и терпение.

Ответы к странице 32-33. Задание №7

Кого мы называем лучшим другом? Какими качествами он должен обладать?

Ответ:

Лучшим другом мы называем верного, преданного человека. Он всегда поможет, не оставит в беде. Лучший друг рядом и в горе, и в радости.
Он обладает такими качествами: милосердие, снисходительность, заботливость, щедрость, доброта, сострадательность, верность и преданность.

34

Ответы к странице 34. Задание №1

Сравни рассказ «Лучший друг» и стихотворение «Подарок». Какая тема их объединяет?
О дружбе
Об игрушках
Е. Благинина
Подарок
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки —
Любимая была!
Но всё же я подружке
Лягушку отдала.

Ответ:

Тема, объединяющая рассказ «Лучший друг» и стихотворение «Подарок»:
О дружбе.

Ответы к странице 34. Задание №2

Какая главная мысль объединяет рассказ и стихотворение?
• Важно преодолевать в себе обиду, гнев.
• Важно беречь свои игрушки.

Ответ:

Главная мысль объединяет рассказ и стихотворение: Важно преодолевать в себе обиду, гнев.

Ответы к странице 34. Задание №3

Чем различаются эти два произведения?

Ответ:

В произведении «Лучший друг» Коля сначала пожалел самокат, но после избавился от злости и поделился любимым самокатом, чтобы порадовать друга. В произведении «Подарок» девочка без особых сожалений дарит игрушку лучшей подруге, потому что она её очень любит и ценит.

Ответы к странице 34. Задание №4

Соотнеси содержание стихотворения с пословицами.
Настоящему другу цены нет.
О себе заботься, а товарища не забывай.

Ответ:

Настоящему другу цены нет. − Эта пословица характеризует главную героиню − она настоящий друг.
О себе заботься, а товарища не забывай. − Эта пословица − о поступке героини. Хотя она очень любила игрушку лягушку, она не пожалела её для подружки.

35

Ответы к странице 35. Задание №1

Определи главную мысль стихотворения.
В. Орлов
Кто первый?
— Кто кого обидел первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Кто кого ударил первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Вы же раньше так дружили!
— Я дружил!
— И я дружил!
— Что же вы не поделили?
— Я забыл!
— И я забыл!

Ответ:

Главная мысль стихотворения − не обижать друзей.

Ответы к странице 35. Задание №2

Можно ли сказать, что герои произведения настоящие друзья?

Ответ:

Героев произведения нельзя назвать настоящими друзьями, потому что настоящие друзья не будут обижать и бить друг друга.

Ответы к странице 35. Задание №3

Если ты хочешь помириться со своим другом, что ему нужно сказать: «Прости меня, пожалуйста, я был не прав»; «Мне хотелось бы, чтобы ты всё забыл»?

Ответ:

Если я хочу помириться со своим другом, то ему нужно сказать:
«Прости меня, пожалуйста, я был не прав».

37

Ответы к странице 37. Задание №1

Составь план стихотворения. Определи, сколько частей в тексте. В каждой части выдели главные слова.
С. Михалков
Бараны
По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти —
Ты стоишь мне на пути».
Чёрный брат ответил:
«Ме−е,Ты в своём, баран, уме−е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

Ответ:

В стихотворении можно выделить три части.
План стихотворения:
1. Встреча баранов.
2. Спор.
3. Печальный результат.
Главные слова:
1. "Повстречался с белым братом"
2. "Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…"
3. "Утонули два барана."

Ответы к странице 37. Задание №2

Восстанови последовательность событий в стихотворении: упрямство − встреча − ссора − беда. Проверь себя по тексту.

Ответ:

Последовательность событий в стихотворении:
1) встреча
2) ссора
3) упрямство
4) беда

Ответы к странице 37. Задание №3

Обсудите с другом, какую мудрую мысль спрятал поэт в этом стихотворении: «Ссора да упрямство до добра не доведут» или «Стой всегда на своём»?

Ответ:

Поэт в этом стихотворении спрятал мудрую мысль:
«Ссора да упрямство до добра не доведут»

Ответы к странице 37. Задание №4

Обсудите с другом главную мысль произведения.

Ответ:

Главная мысль произведения в том, что нельзя быть упрямым, нужно уметь уступать. Основная идея стиха в том, что упрямство до добра не доводит.

Ответы к странице 37. Задание №5

Почему стихотворение «Бараны» и «Кто первый?» включены в раздел «Я и мои друзья»?

Ответ:

Стихотворения «Кто первый?», «Бараны» включены в раздел «Я и мои друзья», потому что объединены общей темой «О дружбе», чтобы читатели поняли правила настоящей дружбы.

38

Ответы к странице 38-39. Задание №1

Прочитай название стихотворения. Какой совет даёт автор?
Р. Сеф
Совет
Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас
Они разобьются,
Скоро
В кухне, на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно —
Это
Очень
Опасно.

Ответ:

Автор советует читателям не ссориться напрасно. Это влечёт плохие последствия.

Ответы к странице 38-39. Задание №2

Сравни выражения: разбитая посуда, разбитая дружба.

Ответ:

"Разбитая посуда" − это выражение, которое используется в прямом смысле.
"Разбитая дружба" − выражение, которое употребляется в переносном смысле. Мы не можем наглядно увидеть осколки дружбы. Такое понятие показывает на дружбу, которая закончилась, разорвалась. То есть друзья больше не являются приятелями.

Ответы к странице 38-39. Задание №3

Определи, подходит ли это стихотворение к теме раздела.

Ответ:

Мне кажется, что это стихотворение подходит к теме раздела «Я и мои друзья». Стихотворение говорит о том, что ссориться с друзьями − это плохо и склеить отношения может быть очень трудно.

Ответы к странице 38-39. Задание №4

Какой интересный художественный приём использует автор, чтобы наглядно представить нам последствия ссоры?
• Употребление слов в переносном смысле.
• Употребление звукоподражательных слов.

Ответ:

Автор использует употребление слов в переносном смысле, чтобы наглядно представить нам последствия ссоры.

Ответы к странице 38-39. Задание №5

С какой интонацией надо прочитать последние четыре строчки: равнодушно, спокойно, с предостережением, с раздражением?

Ответ:

Последние четыре строчки надо прочитать с предостережением.

39

страница 39. Номер №1

Соотнеси главную мысль стихотворения с пословицами.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Согласье крепче каменных стен.
В. Орлов
***
Если дружбой
Дорожить,
Можно спорить
И дружить.
И не вспыхнет
Ссоры
Из любого спора.

Ответ:

Главная мысль стихотворения соотнесена с пословицей: Согласье крепче каменных стен.

страница 39. Номер №2

Составь небольшой рассказ, используя пословицы.

Ответ:

У Володи было много друзей, он был душой компании. Ребята проводили вместе много времени, ходили в кино, собирались шумной компанией во дворе.
Однажды вечером Володя попал под машину. Он получил серьезные травмы и несколько месяцев провел в больнице. Там он познакомился с другими ребятами. А ребята из его компании не забыли про больного друга. И он был рад их видеть. "Новых друзей наживай, а старых не теряй."
Виктор, так звали лучшего друга, навещал Володю в больнице несколько раз в неделю. Рассказывал другу последние школьные новости. А когда Володю выписали домой, приходил к нему каждый день и объяснял пропущенный материал, чтобы друг не отстал от одноклассников. Сначала Володя не очень хотел учить уроки, но потом, когда Витя убедил его, что это надо, чтоб хорошо закончить четверть, Володя согласился. "Согласье крепче каменных стен". Друг плохого не посоветует.

41

Ответы к странице 41. Задание №1

Почему стихотворение называется «Вежливый ослик»?
• ослик был вежливый;
• автор подшучивает над своим героем;
• автор, изображая своего героя, показывает, что вежливость не сводится к знанию слов вежливости.
И. Пивоварова
Вежливый ослик
Был ослик
Очень вежливый,
Воспитанный он был.
Всем улыбался,
Кланялся
И «здравствуй»
Говорил.
Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
— Тюлень — тюфяк,
А заяц — трус,
А лев — дурак,
А слон — обжора
И толстяк…
Ни разу доброго
Словца
Он не сказал
Ни про кого, —
И я прошу тебя,
Дружок,
Не будь похожим
На него!

Ответ:

Стихотворение называется «Вежливый ослик» потому, что автор, изображая своего героя, показывает, что вежливость не сводится к знанию слов вежливости.

Ответы к странице 41. Задание №2

Каким изображён ослик: добрым, любящим только себя, обманщиком, шутником, недоброжелательным?

Ответ:

Ослик показан любящим только себя, ведь он осуждал всех остальных. И он ещё обманщик, так как в глаза он говорил одно, а за спиной − другое. И я бы его еще назвал недоброжелательным.

Ответы к странице 41. Задание №3

Кого мы называем вежливым? Как можно назвать воспитанного человека?

Ответ:

Вежливый – соблюдающий правила приличия, доброжелательный, обходительный, любезный, хорошо воспитан и знает много вежливых слов. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках, в словах, а так же в тоне разговора с ними. Мало быть добрым, надо ещё проявлять доброту так, чтобы она была приятна и понятна другим людям.
Воспитанный человек − человек, проявляющий воспитанность, человек с хорошими манерами и уважающий других людей.
Воспитанного человека можно назвать интеллигентным человеком, вежливым человеком, культурным человеком.

Ответы к странице 41. Задание №4

Какой художественный приём использует автор, чтобы донести до нас смысл стихотворения?

Ответ:

В стихотворении использован художественный прием, который называется иронией.
На контрасте «вежливый − невежливый» автор обращает внимание читателя на то, что ослик как главный герой является двуличным. «На глазах» он вежлив, а «за спиной» ужасен.

Ответы к странице 41. Задание №5

Почему поэт не советует быть похожим на такого «вежливого» ослика? Обсудите с другом.

Ответ:

Поэт не советует быть похожим на такого «вежливого» ослика, потому что ослик говорил неправду. Он думал о друзьях плохо, а говорил хорошее. Это не вежливо с его стороны.

45

Ответы к странице 45. Задание №1

Подумай, почему автор назвал произведение «Хороший день». Что было по твоему мнению самое−самое хорошее?
• Мальчик покатался на пони;
• они с папой привезли домой сирень;
• он провёл день с папой.

Ответ:

Автор назвал произведение «Хороший день», потому что герой смог хорошо провести время со своим папой (он провел день с папой).

Ответы к странице 45. Задание №2

Вспомни самый хороший день, который ты провёл с мамой или папой. Составь план рассказа и запиши его в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

Мой самый лучший день с мамой.
План:
1. Завтрак.
2. Планы на выходной день.
3. Прогулка в парке.
4. Встреча с белочкой.
5. Обед в кафе.
6. Вечерняя прогулка.
7. Ужин.
8. Сон.

47

Ответы к странице 47. Задание №1

Что говорил о себе дог Буль? Прочитай. Опиши характер дога Буля.

Ответ:

"Дог Буль всегда рычал. Кого ни увидит − сразу свои зубы скалит. И глаза таращит. Это значит, чтобы его все боялись."
Характер у дога Буля вспыльчивый, несносный. Он всегда рычит и злится.
Дог Буль говорил утёнку о себе:
"...у тебя, такого крошечного и слабенького, столько друзей, а у меня, такого большого, храброго и сильного, нет ни одного?"

Ответы к странице 47. Задание №2

Какой урок преподал маленький утёнок большой собаке? Прочитай.

Ответ:

Маленький утёнок преподал урок большой собаке сказав:
"Кто же согласится дружить с таким злым и вредным псом? Вот если ты прекря-крятишь на всех бросаться, лаять и пугать, тогда другое дело!"

Ответы к странице 47. Задание №3

Обсудите с другом, почему автор дал именно это название сказке. Могло ли быть другое название? Какое?

Ответ:

Автор дал такое название сказке, потому что в ней рассказывается о сердитом доге Буле. Можно назвать сказку по−другому, например, "Дог и утёнок" или "Как научиться дружить".

Ответы к странице 47. Задание №4

Найди в тексте смысловые части и прочитай их.
• Все боятся дога Буля.
• Разговор Крячика и Буля.
• Кто согласится дружить с вредным псом?

Ответ:

Найди в тексте смысловые части и прочитай их.
• Все боятся дога Буля.
• Разговор Крячика и Буля.
• Кто согласится дружить с вредным псом?

Ответы к странице 47. Задание №5

Определи основную мысль сказки.
• Нужно уважать других.
• Самое главное − быть сильным.

Ответ:

Основная мысль сказки: Нужно уважать других.

48

Ответы к странице 48. Задание №■

Обсудите в классе, что такое ответственность.

Ответ:

Ответственность − это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат, который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков.

Ответы к странице 48. Задание №■

Какой важный поступок совершил мальчик?

Ответ:

Мальчик не оставил в беде щенка, а спас его. Он проявил заботу и сострадательность. Благодаря ему, собачка осталась живой.

49

Ответы к странице 49. Задание №1

Какие чувства ты испытывал, когда читал эти стихотворения?

Ю. Энтин
Про дружбу
Дружит с солнцем ветерок,
А роса − с травою.
Дружит с бабочкой цветок.
Дружим мы с тобою!
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

М. Пляцковский
Лучший друг
(В сокращении)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
лишнего не спросит,
Вот что значит
настоящий верный друг …

Ответ:

Лучшим другом мы называем верного, преданного человека. Он всегда поможет, не оставит в беде. Лучший друг рядом и в горе и в радости. Он обладает такими качествами: милосердие, снисходительность, заботливость, щедрость, доброта, сострадательность, верность и преданность.
Когда читал эти стихотворения, я испытывал чувство гордости за дружбу и верного друга.

Ответы к странице 49. Задание №2

Выучи стихотворения наизусть.

Ответ:

Ю. Энтин
Про дружбу
Дружит с солнцем ветерок,
А роса — с травою.
Дружит с бабочкой цветок.
Дружим мы с тобою!
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

М. Пляцковский
Лучший друг
(В сокращении)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
лишнего не спросит,
Вот что значит
настоящий верный друг…

50

Ответы к странице 50. Задание №1

Какие произведения ты бы добавил в раздел "Я и мои друзья"?

Ответ:

Произведения, которые я бы добавил в раздел "Я и мои друзья":
• Н. Артюхова "Подружки"
• В. Осеева "Синие листья"
• Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Ответы к странице 50. Задание №2

Какие рассказы тебе больше всего понравились? Кто их написал? Запиши фамилии авторов в "Рабочую тетрадь". Расскажи об одном из произведений.

Ответ:

Рассказы, которые мне больше всего понравились:
• В. Осеева "Синие листья"
• Н. Носов "Витя Малеев в школе и дома"
Витя Малеев и Костя Шишкин − это главные герои, они дружат, вместе проводят время как в школе, так и дома и оба испытывают трудности с учебой. И не потому, что учеба дается им трудно, а потому что они прикладывали к ней мало усилий и предпочитали заниматься другими делами и не выполнять домашние задания. Витя любит футбол, а Костя − домашних животных. Ну всё же мальчики смогли перебороть себя, взялись за ум и вместе преодолели всё трудности с учебой. Даже закончили год на отлично. При этом ещё и показали номер с ученой собакой.
Дружба − это великая сила. С другом всегда весело и намного легче преодолевать все трудности.

Ответы к странице 50. Задание №3

Составь план рассказа «Лучший друг».

Ответ:

План рассказа «Лучший друг»:
1) Коля оставил самокат и пошёл обедать.
2) Самокат без спросу взял Вовка.
3) Коля рассердился.
4) Вовка назвал Колю лучшим другом.
5) Коля успокоился.

Ответы к странице 50. Задание №4

Выбери слова и выражения, которые соответствуют твоим представлениям о дружбе: помогают друг другу, доверяют, выручают, жадничают, обижаются, думают только о себе, обижают друг друга; делятся тем, что необходимо другу; имеют общие интересы, игры, дела; внимательны друг к другу, заботливы.
Какие черты характера, необходимые для дружбы есть у тебя? Подумай.

Ответ:

Слова и выражения, которые соответствуют моим представлениям о дружбе:
• помогают друг другу,
• доверяют,
• выручают,
• делятся тем, что необходимо другу;
• имеют общие интересы, игры, дела;
• внимательны друг к другу,
• заботливы.
Черты характера, необходимые для дружбы, которые есть у меня:
помогаю другу; выручаю друга; делюсь тем, что необходимо другу; имею общие интересы с другом.

Ответы к странице 50. Задание №5

Кого можно назвать другом?

Ответ:

Другом можно называть человека, понимающего, что дружба — понятие круглосуточное. Только друг готов в любое время дня и ночи поднять трубку телефона, выслушать или примчаться на помощь, ничего не требуя взамен.

Ответы к странице 50. Задание №6

Вспомни, как заканчиваются пословицы.
С людьми браниться…
О себе заботься, а товарища…
Новых друзей наживай, а старых…

Ответ:

С людьми браниться никуда не годится.
О себе заботься, а товарища не забывай.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Ответы к странице 50. Задание №7

Объясни смысл пословиц. Вспомни другие пословицы о дружбе.

Ответ:

Смысл пословиц:
С людьми браниться никуда не годится. − Пословица говорит о том, что если ругаться с людьми, а не дружить и помогать, то мира никому не будет и жить в ладу не получится.
О себе заботься, а товарища не забывай. − Пословица говорит о том, что о товарище нужно думать в первую очередь, иначе дружба распадётся.
Новых друзей наживай, а старых не теряй. − Это значит, что нужно дружить со всеми, а если ты с кем−то подружился, то старых друзей не надо забывать.
Пословицы о дружбе:
• Дружбу за деньги не купишь.
• Старый друг лучше новых двух.
• Дружба заботой да подмогой крепка.
• Дружба что стекло: сломаешь − не починишь.
• Дружба дороже денег.
• Друзья познаются в беде.
• Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

52

Ответы к странице 52. Задание №■

Как отличить художественное произведение от научно−познавательного?

Ответ:

Художественный рассказ отличается от научно−познавательного текста тем, что в художественном автор выражает своё отношение к сюжету, в таком произведении есть конфликт, писатель использует образные средства языка, подталкивает читателя к определённым выводам.
Научно−популярный текст написан в строгом стиле. Автор использует терминологию, приводит доказательства и факты.

53

Ответы к странице 53. Задание №1

Рассмотри обложки на выставке книг. Как они называются? Кто их авторы?
ГДЗ для учебника по литературному чтению 1 класс (часть 2) Климанова, Горецкий, Голованова

Ответ:

Книги на выставке:
• Е. Чарушин "Волчишко"
• В. Сутеев "Кот рыболов"
• М. Пришвин "Журка"
• Н. Сладков "Лесные тайнички"

Ответы к странице 53. Задание №2

Вспомни, какие книги о животных ты читал. Назови их. Какими из них можно дополнить выставку книг?

Ответ:

Книги, которыми можно дополнить выставку книг о животных:
М. Пришвин" Ребята и утята "
В. Бианки "Лесные разведчики"
В. Бианки "Синичкин календарь"

Ответы к странице 53. Задание №3

Расскажи об одной из книг по плану.
• Кто автор?
• Как называется?
• Кто герои произведения? Перечисли их.
• Какие события происходят?
• Чем тебе понравилась эта книга?

Ответ:

Рассказ о книге:
• Автор − М. Пришвин.
• Название − "Ребята и утята".
• Герои произведения − ребята, утята, писатель.
• Рассказ Михаила Пришвина "Ребята и утята" повествует о том, как мальчики увидели утку с утятами, переходивших дорогу, и начали закидывать их шапками. Бедная утка на могла помочь своим утятам и металась из стороны в сторону. Мальчиков это веселило. Писатель, увидев эту сцену, вмешался, отругал мальчиков, объяснил им, что чувствует утка и утята.
• Мне очень понравился этот рассказ и особенно поведение автора. Сразу заметно, что этот человек очень любит природу, очень любит всех животных и готов помогать им. И мне понравилось, что ребята не желали утятам зла, они просто не понимали, что поступают нехорошо. Ребята поняли, что плохо поступали и прекратили свои действия.

Ответы к странице 53. Задание №4

Прочитай названия книг. Можно ли с помощью них дополнить выставку? Что нужно сделать, чтобы правильно ответить на этот вопрос?
• Е. Чарушин «Теремок»
• Стихи русских поэтов о весне
• Весёлые рассказы о детях

Ответ:

Выставку можно дополнить только книгой Е. Чарушина «Теремок».
Чтобы правильно понять, какими книгами можно дополнить выставку, нужно знать о чём эта книга, знать её содержание.
Выставка книг посвящена животным, поэтому только книга Е. Чарушина «Теремок» подходит на эту выставку.

57

Ответы к странице 57. Задание №1

Кто герой произведения?

Ответ:

Герой произведения − щенок Трезор.

Ответы к странице 57. Задание №2

О каком событии рассказывается?

Ответ:

В произведении рассказывается о том, что хозяева оставили дома щенка и о том, что он наделал.

Ответы к странице 57. Задание №3

Перечитай строки, в которых рассказывается, что натворил щенок.

Ответ:

Строки, в которых рассказывается, что натворил щенок:

Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из−под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота —
Кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол —
С головой забрался в уголь,
Вылез чёрный — не узнать.
Влез в кувшин —
Перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся
И улёгся на кровать
Спать…

Страница 57. Задание №4

Почему так произошло? В чём причина?

Ответ:

Это случилось по простой причине, потому что щенок скучал и грустил, ему было одиноко. Это и стало итогом его одиночества, что его оставили одного. Возможно, что ему было страшно одному, и он стал шалить.

Ответы к странице 57. Задание №5

Был ли щенок наказан?

Ответ:

Щенок не был наказан. Его стали отмывать от грязи.

Ответы к странице 57. Задание №6

Почему в конце последнего предложения стоит восклицательный знак?

Ответ:

Дети твёрдо решили не оставлять щенка одного. И чтоб выразить эту уверенность в решении детей, автор использовал восклицательный знак.

Ответы к странице 57. Задание №7

Как поступили дети? Из каких слов мы узнали, что они исправились?

Ответ:

Детям долго пришлось отмывать щенка и приводить дом в порядок.
"Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного!"

Ответы к странице 57. Задание №8

Определи главную мысль. Расскажи, чем хотел поделиться автор.

Ответ:

Главная мысль произведения − нельзя оставлять щенка запертым в доме.
Веселое стихотворение − классика детской поэзии Сергея Михалкова − "Трезор" учит детей заботиться о своих домашних питомцах и не бросать их в одиночестве.

58

страницы 58-59. Номер №1

Придумай и запиши в «Рабочую тетрадь» историю о своём любимце.

Ответ:

Рассказ про кота Ластика.
Совсем недавно в нашем доме появился новый член семьи − кот Ластик. Он такой забавный. Я его успел полюбить за то, что он ласковый, всё время встречает меня со школы, кушает из моих рук и любит спать на моём одеяле.
Ластик − дымчатый кот, с белой грудкой и белыми "тапочками" на лапках. Он непородистый, но очень умный − никогда не лезет на стол, отвечает на вопросы мурлыканьем, знает своих хозяев и никогда не пойдёт на руки к чужим.
Однажды, когда по своему обыкновению, он ждал меня на улице, вдруг, откуда ни возьмись, появился огромный чёрный пес, который стал лаять и, мне показалось, хотел броситься в мою сторону. Ластик встал между мной и псом, и стал яростно шипеть, выгибаться, царапать его когтями. Я был приятно удивлён, что Ластик защитил меня! Ко всему прочему он ещё бесстрашный, мужественный и совсем не боится собак, как другие кошки. Вот такой у меня необычный кот!

страницы 58-59. Номер №2

Обсудите с друзьями, почему тот, кто любит животных, не сделает зла людям. Какое важное качество характера есть у таких людей: ответственность, доброта, отзывчивость, забота?

Ответ:

У таких людей есть очень важное качество характера − забота.

страницы 58-59. Номер №3

Сравни стихотворения Р. Сефа и С. Михалкова. Можно ли сказать, что тема и главная мысль одинаковы?

Ответ:

Главная мысль стихотворения Р. Сефа − люди, которые любят животных, сами по себе добрые.
Главная мысль стихотворения С. Михалкова − чувства хозяев щенка, которые оставили щенка в одиночестве. Как они переживают!
Тема двух стихотворений − когда мы любим своих друзей, мы обогащаем свой внутренний мир, становимся чуткими, ответственными, внимательными и очень сильными духовно!

60

Ответы к странице 60. Задание №1

От чьего имени написано стихотворение?
И. Токмакова
Купите собаку
Купите собаку
Не верблюда, не корову,
Не бизона, не коня,
Я прошу вас,
Чтоб щеночка
Вы купили для меня.
Пёсик —
Хвост, четыре лапки —
Много места не займёт.
Он не слон и не горилла,
Не кабан, не бегемот.
Въедет в новую квартиру —
Будет тоже новосёл.
Он не волк и не лисица,
Не медведь и не осёл.
Пёсик съест совсем немного:
В кухне косточку сгрызёт,
Он не рысь, не лев, не пума,
Не медведь, не кашалот!
Имя я щенку придумал,
Я его видал во сне.
Я мечтаю,
Вот бы завтра
Мой щенок пришёл ко мне!

Ответ:

Стихотворение написано от имени мальчика, который хочет, чтобы ему купили щеночка.

Ответы к странице 60. Задание №2

О чём мечтает малыш?

Ответ:

Малыш мечтает, чтоб завтра к нему пришёл щенок.

Ответы к странице 60. Задание №3 (подчеркнуть слова в стихотворении)

Прочитай текст так, чтобы передать желание мальчика иметь щенка. С какой интонацией надо читать стихотворение? Выдели голосом подчёркнутые слова.

Ответ:

Купите собаку
Не верблюда, не корову,
Не бизона, не коня,
Я прошу вас,
Чтоб щеночка
Вы купили для меня.
Пёсик —
Хвост, четыре лапки —
Много места не займёт.
Он не слон и не горилла,
Не кабан, не бегемот.
Въедет в новую квартиру —
Будет тоже новосёл.
Он не волк и не лисица,
Не медведь и не осёл.
Пёсик съест совсем немного:
В кухне косточку сгрызёт,
Он не рысь, не лев, не пума,
Не медведь, не кашалот!
Имя я щенку придумал,
Я его видал во сне.
Я мечтаю,
Вот бы завтра
Мой щенок пришёл ко мне!
Читать стихотворение нужно выразительно, соблюдая знаки препинания, передать при чтении желание мальчика иметь щенка.

61

Ответы к странице 61. Задание №1

Что необычного происходит в сказке «Лисица и Ёж»?

Ответ:

В сказке «Лисица и Ёж» необычно то, лисица и ёж ведут беседу, как люди.

Ответы к странице 61. Задание №2

Как хитрая Лиса говорила о Еже? Почему она сказала, что колючки ему не к лицу?

Ответ:

Лиса хвалила ежа, подлизывалась. Она сказала, что колючки ему не к лицу, потому что так не получается его съесть.

Ответы к странице 61. Задание №3

Как должны звучать последние слова Лисы: ласково, нежно или с интонацией сожаления?

Ответ:

Последние слова Лисы должны звучать с интонацией сожаления.

63

Ответы к странице 63. Задание №1

Какое событие лежит в основе рассказа?

Ответ:

В основе рассказа лежит история о том, как мальчики не стали спасать котёнка от собаки, а просто наблюдали за происходящим.

Ответы к странице 63. Задание №2

Каким автор описывает котёнка? Найди в тексте.

Ответ:

"...прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал."

Ответы к странице 63. Задание №3

Чему удивились мальчики?

Ответ:

Женщина сумела отогнать собаку, а ребятам, безразличным к беде другого, высказала об их бездействии своё мнение. И мальчики удивились − за что их отругала женщина.

Ответы к странице 63. Задание №4

Чем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, трусостью, плохим воспитанием?

Ответ:

Поведение ребят можно объяснить равнодушием и плохим воспитанием.

Ответы к странице 63. Задание №5

Как бы ты поступил на месте этих мальчиков?

Ответ:

В такой ситуации я бы отогнал собаку и спас маленького котёнка.

Ответы к странице 63. Задание №6

Найди слово, которое показывает, что женщина рассердилась.

Ответ:

Слово "гневно" показывает, что женщина рассердилась.

Ответы к странице 63. Задание №7

Найди фрагмент текста, который изображён на иллюстрации. Расскажи его, используй план на странице 20.
ГДЗ для учебника по литературному чтению 1 класс (часть 2) Климанова, Горецкий, Голованова
Ответ:

На иллюстрации изображён этот фрагмент рассказа:
"Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина..."

Рассказ по плану со страницы 20.
На рисунке изображены два мальчика, собака, маленький котёнок и женщина, выглядывающая из окна.
Мальчики равнодушно смотрели, что будет, когда собака лаяла на котёнка. А женщина возмущалась, что они ничего не делают, не спасают маленького котёнка от собаки.

64

страница 64. Номер №1

Что нового ты узнал о собаках?

Ответ:

Я узнал о собаках, что они бывают домашние, охотничьи, ездовые, поводыри для слепых. Они охраняют дом и помогают пастухам пасти скот. У них чуткий нюх и прекрасный слух. Собаки хорошие и преданные друзья.

страница 64. Номер №2

Сравните вместе с другом этот текст с рассказом В. Осеевой «Плохо». Какой текст написал учёный, а какой — писатель?

Ответ:

Писатель В. Осеева написал художественное произведение "Плохо", а учёный написал научно−познавательный текст о собаках.

65

Ответы к странице 65. Задание №1

Какое настроение создаёт это стихотворение: весёлое, насмешливое, печальное или радостное?
М. Пляцковский
Цап Царапыч
Цап−Царапыч — это кот,
Наш жилец квартирный.
Он давно у нас живёт,
Он большой и смирный.
Но зовём мы неспроста
Цап Царапычем кота.
Наступи на хвост ему —
Сам узнаешь
ПОЧЕМУ!

Ответ:

Это стихотворение создаёт весёлое и радостное настроение.

Ответы к странице 65. Задание №2

Почему прозвали кота Цап Царапычем?

Ответ:

В стихотворении кота прозвали Цап Царапычем, потому что, если нечаянно наступишь ему на хвост, он тебя сразу поцарапает.

Ответы к странице 65. Задание №3

Любит ли мальчик своего кота?

Ответ:

Да, мальчик любит своего домашнего питомца. Он говорит о нём радостно, с нежностью и восхищением.

Ответы к странице 65. Задание №4

Кличка Цап Царапыч ласковая или нет?

Ответ:

Цап Царапыч – это ласковая кличка. Хозяева любят своего питомца и шутливо его так называют.

66

Ответы к странице 66. Задание №1

Кто ведёт диалог?
Г. Сапгир
Кошка
— Кошка, как тебя зовут?
— Мяу.
— Стережёшь ты мышку тут?
— Мяу.
— Мяу, хочешь молочка?
— Мяу.
— А в приятели — щенка?
— Фрр!

Ответ:

Диалог ведут автор произведения и кошка.

Ответы к странице 66. Задание №2

Почему последний ответ кошки отличается от других ответов?

Ответ:

Кошки с собаками не дружат. Поэтому кошечка фыркнула в ответ на предложение подружиться даже с маленьким щенком.

Ответы к странице 66. Задание №3

Прочитайте стихотворение с другом по ролям.

Ответ:

Кошка
— Кошка, как тебя зовут?
— Мяу.
— Стережёшь ты мышку тут?
— Мяу.
— Мяу, хочешь молочка?
— Мяу.
— А в приятели — щенка?
— Фрр!

Ответы к странице 66. Задание №4

О каких повадках кошки ты узнал из этого стихотворения?

Ответ:

Из этого стихотворения я узнал, что кошка ловит мышей, любит, когда к ней ласково обращаются, и любит молоко. А вот собачек она не любит и дружить с ними не хочет.

67

страница 67. Номер №1

Что нового ты узнал о кошках?

Ответ:

Я узнал, что кошки не любят сидеть на месте. Они охотницы и ловят мышей и птиц. Кошки — хищные животные, родственницы львов и тигров.

страница 67. Номер №2

Как надо ухаживать за кошками? Если тебе интересно, то найди этот материал в энциклопедии.

Ответ:

Как надо ухаживать за кошками:
• Кошку нужно кормить специальным кормом или едой, которую она любит.
• С кошкой всегда нужно играть, чтобы она не скучала.
• Кошку нужно обеспечить когтеточкой, об которую она сможет точить когти.
• Нужно заботиться о кошках, гладить их и проявлять заботу и любовь.
• Шерсть кошки требует особого отношения. Её нужно расчесывать и мыть.
• Не стоит оставлять питомца одного дома. Если мы хотим его куда−то забрать с собой, то нужно посадить его в специальную переноску.
• Кошку обязательно нужно показывать ветеринару.
• У кошки должно быть время для отдыха и желательно собственное место, где она сможет поспать.

68

Ответы к странице 68. Задание №1

Можно ли из стихотворения узнать о превращениях лягушки?
В. Берестов
Лягушата
Раньше были мы икрою, ква−ква!
А теперь мы все — герои, ать−два!
Головастиками были, ква−ква!
Дружно хвостиками били, ать−два!
А теперь мы — лягушата, ква−ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать−два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете — красота!

Ответ:

Да, из стихотворения можно узнать о превращениях лягушки. Из него мы узнаем, что сначала она была икрой, потом головастиком, была с хвостом, а потом стала лягушкой без хвоста.

Ответы к странице 68. Задание №2

Какие слова помогают услышать, как квакают лягушки, а какие — увидеть, как они скачут?

Ответ:

Слова, которые помогают услышать, как квакают лягушки: ква−ква.
Слова, которые помогают увидеть, как скачут лягушки: ать−два.

Страница 68. Задание №3

Можно ли определить, как автор относится к событиям? Какие слова в тексте говорят об этом? Прочитай.

Ответ:

Отношение автора к событиям можно определить. Он рассказывает о них весело, радостно и забавно. Можно сказать, его увлекают превращения лягушек. Об этом говорят слова «герои», «дружно» и выражение «жить на свете – красота».

69

страница 69. Номер №1

Сравни стихотворение «Лягушата» с прочитанным текстом. Какая информация в них одинаковая?

Ответ:

Одинаковая информация в стихотворении "Лягушата" и информационном тексте:
Сначала из икры (яичек) вылупляются головастики. Затем у них появляются передние и задние лапки, а хвост исчезает. Вот и получается маленький лягушонок.

страница 69. Номер №2

Что отличает стихотворение В. Берестова «Лягушата» от текста из энциклопедии?

Ответ:

Стихотворение – это художественное произведение. В нём текст разбавляется интересными словами, какой−то выдумкой, чтобы читателю было интересно и легко читать. Текст из энциклопедии – это научный текст. В нём перечисляются конкретные факты, всё написанное − это правда.

страница 69. Номер №3

Какие особенности научно−познавательного текста ты знаешь?

Ответ:

Научный текст (научно−познавательн­ый) − это изложение фактов, передача информации, иногда очень ценной и нужной людям.

70

Ответы к странице 70. Задание №■

Обсудите с другом, почему так говорят: гнездо разорять − себя убивать. Как вы помогаете диким птицам и животным?

Ответ:

Птицы приносят человеку пользу: они уничтожают мелких насекомых и вредные для полей сорняки. Я помогаю диким птицам и животным тем, что в зимнее время года ставлю кормушки и кормлю птиц, не сорю в лесу, не оставляю мусор, не разоряю гнёзда и норы.

71

Ответы к странице 71. Задание №1

Почему это произведение включено в раздел «О братьях наших меньших»?

Ответ:

В этом произведении рассказывается о птичках, которые заботились о своих птенцах. А птицы − это братья наши меньшие. Поэтому произведение «Гнездо» включено а раздел «О братьях наших меньших».

Ответы к странице 71. Задание №2

Какой поступок детей вызвал у тебя огорчение? Почему? Чему дети радовались?

Ответ:

Меня огорчил поступок детей − они пугали птицу и она бросала гнездо с яйцами и птенцы не появлялись, а дети уносили с собой яйца птичьи.
Дети радовались, когда видели маленьких птенцов, "какие они голенькие и как жалобно плачут, а мама их кормит и заботится".

Ответы к странице 71. Задание №3

Понаблюдай за жизнью птиц. Подготовь два произведения: научно−познавательное и художественное.
• Для того чтобы написать научно−познавательный текст, опиши, как выглядит птица, какие у неё повадки, чем питается, где гнездится.
• Для того чтобы написать художественное произведение, подумай, чем интересна эта птица, какой у неё характер, какая история может с ней приключиться.

Ответ:

Научно−познавательное произведение.
Сорока − птица среднего размера. У неё чёрно−белое оперение и длинный хвост. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым отливом, живот и плечи белые. Длинный хвост и крылья − чёрные. Сорока питается и животным и растительным кормом. Сороки разоряют птичьи гнёзда, вытаскивая яйца и птенцов. Гнездится сорока высоко на деревьях. Там она строит гнездо и высиживает птенцов.
Художественное произведение.
Сорока очень красивая птица. Она любит красоваться собой и важно ходит туда−сюда. Сорока старается быть осторожной птицей, но все равно остается постоянно на виду. Во время линьки она прячется в глухих местах леса. Всегда шустрая сорока может выхватить приглянувшийся ей кусок из−под носа вороны. Сорока не равнодушна к блестящим предметам. Она уносит их и прячет у себя в гнезде или укромном месте. Вот такая она удивительная эта сорока−белобока.

72

Ответы к странице 72. Задание №1

Придумай другое название стихотворению.
В. Лунин
Никого не обижай
Никого не обижай —
Ни пчёлку, ни мушку,
Ни улитку,
Ни жучка — тёмненькое брюшко,
Ни кузнечика,
В траве
Скачущего ловко,
Ни блестящую в листве
Божию коровку,
Ни синицу, ни дрозда,
Ни крота слепого…
Ни за что,
Никогда
Не обижай живого.

Ответ:

Другое название стихотворения − "Будь доброй".

Ответы к странице 72. Задание №2

Как ты прочитаешь слова: «ни кузнечика / в траве скачущего ловко» или «ни кузнечика в траве / скачущего ловко»? Что помогло тебе дать правильный ответ?

Ответ:

Я прочитаю слова так: «ни кузнечика /в траве скачущего ловко».
Главное слово − кузнечик и его нужно отделить от остальных слов паузой.

73

Ответы к странице 73. Задание №1

Объясни, как ты понимаешь название раздела «О братьях наших меньших».

Ответ:

В разделе рассказывается о животных. Они живые, а значит равны с нами. Поэтому их можно назвать братьями.
Мы зовем животных меньшими братьями, потому что они во многом зависят от нас. Они слабее, уязвимее. Человек может им легко навредить, но не должен этого делать. Он должен любить животных, как свою семью.

Ответы к странице 73. Задание №2

Выбери произведения, которые тебе больше всего понравились. Прочитай их выразительно своим друзьям.

Ответ:

Произведения, которые мне больше всего понравились:
• С. Михалков "Трезор"
• В. Осеева "Плохо"
• С. Аксаков "Гнездо"
• В. Лунин "Никого не обижай"

Ответы к странице 73. Задание №3

Найди в энциклопедии текст о собаках. Сравни его с текстами В. Осеевой и И. Токмаковой. В каких текстах чувствуется присутствие автора?

Ответ:

Текст из энциклопедии:
Собака − первое животное, одомашненное человеком. Её предки − волк и шакал. Это подтверждается, во−первых, сходством строения их тела, скелета и черепа с ископаемыми и современными шакалами и волками. Во−вторых, тем, что при скрещивании домашних собак с волками и шакалами получается потомство, способное к дальнейшему размножению. Человек приручил предков домашних собак примерно 12 тыс. лет назад. Произошло это, очевидно, во многих местах земного шара одновременно.
В текстах В. Осеевой и И. Токмаковой чувствуется присутствие автора.

Ответы к странице 73. Задание №4

Расскажи, в каких книгах можно найти научную информацию о животных. Выбери ответ: художественная книга, научно−познавательная книга, энциклопедия, справочник.

Ответ:

Научную информацию о животных можно найти в научно−познавательной книге и энциклопедии, а также в справочнике.

Ответы к странице 73. Задание №5

Укажи, какие произведения из этого раздела можно поместить в энциклопедию. Объясни почему.

Ответ:

Произведения из этого раздела, которые можно поместить в энциклопедию:
• М. Пляцковский "Цап Царапыч"
• В. Берестов "Лягушата"
• С. Аксаков "Гнездо"
Эти произведения рассказывают о научных фактах, которые относятся к животным.

Ответы к странице 73. Задание №6

Соотнеси название произведения и фамилию его автора. Как ты думаешь, это художественные произведения или научно−познавательные?
В. Берестов
С. Михалков
Н. Сладков
И. Токмакова
↓↑
Купите собаку
Трезор
Лягушата
Лисица и Ёж

Ответ:

Я думаю, что это художественные произведения. У них есть автор, и в них выражено отношение автора к героям и его переживания.
• В. Берестов "Лягушата"
• С. Михалков "Трезор"
• Н. Сладков "Лисица и Ёж"
• И. Токмакова "Купите собаку"