Очень часто в учебниках по русскому языку встречается задание выделить основу предложения, то есть подчеркнуть главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Зачастую дети не могут самостоятельно разобраться, какое из слов является подлежащим. Давайте разбираться вместе.

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет, явление, действие, признак, состояние которого поясняется сказуемым. Подлежащее обозначает, о ком или о чём идет речь в предложении, и отвечает на вопросы кто? или что?

Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.

Если предмет одушевленный, к нему задается вопрос кто? К неодушевленному субъекту действия задается вопрос что?

(Кто?) Кошка лакает молоко.
(что?) Солнце взошло над лесом.
(кто?) Никто не спал в эту ночь.
(кто?) Вы позвоните мне завтра в десять часов?

В предложении главный член сказуемое поясняет подлежащее и сообщает, что делает этот предмет. Оба главные члены предложения равноправны по отношению друг к другу.

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением, обозначающим лицо или предмет, который сам совершает действие.

Значит, чтобы найти подлежащее в предложении, выполняем последовательно следующие действия:

- зададим вопрос: о ком или о чём говорится в предложении?
- Ответим на этот вопрос с помощью слова в форме именительного падежа, обозначающего лицо или предмет.
- Зададим к этому слову вопрос: кто? или что?
- Посмотрим, возможно ли от него задать вопрос к глаголу: что делает? что делал? и пр.
- Подчеркнем подлежащее одной линией.

Но помимо существительного в именительном падеже или местоимения подлежащее может быть выражено словами других частей речи

- числительное

 Трое — это уже семья! Семеро одного не ждут. Шесть делится на три.

- Инфинитив (обычно - в начале предложения)

Грубить - плохая привычка.

- Субстантивированное причастие, прилагательное

Взрослые отправили детей спать. Вошедший приветствовал присутствовавших.

- Любая часть речи в значении существительного

Наше завтра туманно. Грянуло ура.

- Различные сочетания слов:
а) составные географические названия;

Садовое кольцо - круговая транспортная магистраль.

б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты;

В стране активно развивается сельское хозяйство.

в) количественно-именные сочетания;

Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках.

г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.;

На площади собралось множество народа.

д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными;

Что-то черное зашевелилось в углу.

е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом "с" и сущ. в тв. п.

Мама с ребенком шли впереди.

Также подлежащее может быть выражено неразложимым словосочетанием, в составе которого имеются слова следующих частей речи:

- числительное + существительное, либо только числительное

Три тополя стояли у дороги. Обе подруги были голодны. Четверо щенят резвятся около собачьей будки.

- словами «много», «мало», «большинство», «меньшинство» + существительное

Большинство учеников хорошо справились с  заданием.

- местоимение «столько», «сколько», «несколько» + существительное

Несколько воробьев купаются в луже.

- неопределённое местоимение (некто, нечто, несколько, кто-то, что-то, кто-либо, что-либо и пр.) + прилагательное или причастие

Что-то странное появилось в его взгляде. Кто-то незнакомый заглянул во двор.

- термин или собственное наименование (бабье лето, Красный Крест)

Наступило долгожданное Рождество Христово.

Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что

- подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на во­прос КОМУ?, подлежащими не являются.

Пример:

Мне надо доделать упражнение. («Мне» - это тот, кто производит действие, на­званное сказуемым «надо доделать», но это не подлежащее, так как отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос ЧТО?);

- в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.

Пример:

В комнате были дети, которые не обращали на нас никакого внимания. («Ко­торые» - это подлежащее, так как отвечает на вопрос КТО? и указывает на то, что дей­ствие «не обращали внимания» производят дети, о которых говорилось в главной части сложноподчиненного предложения);

- в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО.

Пример:

Она ненавидела всё, что было связано с футболом. («Что» - это подлежащее, так как отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово «все», которое производит дей­ствие «было связано».)

- подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев - име­нем существительным или местоимением в именительном падеже. Однако надо учиты­вать, что подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием:

   * слово с количественным значением + имя существительное в родительном падеже.

Пример:

В вазе лежат шесть груш. На съезде присутствовало около двухсот делега­тов. У любознательных учеников возникает масса вопросов.

   * слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в родительном падеже.

Пример:

Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. Одна из сестер поступила в музыкальное училище. В соревновании участвуют лучшие из лучших.

   * слово в именительном падеже + предлог С + слово в творительном падеже (если ска­зуемое стоит в форме множественного числа).

Пример:

Сестра с братом учатся в раз­ных школах.