Как научить ребенка ползать на четверенькахРебенок растет, меняется, хватает игрушки, двигается, переворачивается со спины на живот, но для достижения своей цели ему необходима помощь. Чтобы рассмотреть что-то, увидеть, кто пришел, понять, откуда доносится звук, обязательно нужен взрослый, который «доставит» малыша в интересующее его место. Но вот ребенок начинает ползать, и перед ним сразу открываются новые возможности. Нетерпеливые мамы и папы сразу хотят, чтобы малыш пошел, – не торопитесь, подождите немного. Давайте задержимся на этом новом этапе. Ползание – важнейший детского развития.

Врачи-педиатры отмечают, что такой способ передвижения очень полезен для ребенка. При ползании малыш развивается физически, у него укрепляются почти все мышцы, особенно плечевого пояса, рук, позвоночного отдела, улучшается координация движений. Начинают работать мышцы, которые до начала ползания были мало задействованы или вообще не включены в работу. Этот вид передвижения служит подготовкой к следующему этапу – ходьбе, ведь у малыша укрепляются мышцы, необходимые для поддержания тела в вертикальном положении, формируется один из основных изгибов позвоночника, который будет выполнять роль амортизатора при ходьбе.

Но ползание важно не только с медицинской точки зрения. Ползая, ребенок учится думать, ведь ему необходимо принимать решения, куда и зачем ползти и как это лучше делать. Он постепенно начинает понимать, что может перемещаться в пространстве, может доставать предметы, которые находятся не только на расстоянии вытянутой руки, но и значительно дальше. Малыш сам выбирает тот стиль, которым ему удобнее ползти. Более того, ребенок осваивает разные способы ползания на разных поверхностях. Задача владеть своим телом, не теряя равновесия, – не из легких.

Ползание важно развития моторики ребенка. Макромоторика и координация движений развиваются во время самого процесса ползания, в то время как микромоторика развивается параллельно, пока ребенок трогает предметы, лежащие на полу, дергает за бахрому ковра, засовывает пальчик в щель на паркете.

Ребенок знакомится с процессом движения как таковым, начинает понимать, что к интересующим его предметам можно приближаться, а можно от них удаляться, что можно двигаться с разной скоростью. Все эти навыки очень пригодятся ему потом для освоения ходьбы.

Ребенок совершенствует свое зрительное восприятие. Согласитесь, картинка из кровати или с маминых рук сильно отличается от того, что младенец видит на полу.
У ребенка развивается взаимодействие между двумя полушариями мозга, ведь при движении ползком у малышей одновременно двигаются правая рука и левая нога или левая рука и правая нога. Такой вид ползания называется перекрестным, оно наиболее эффективно.

Ползая, малыш создает основу для дальнейшего речевого развития, ведь для освоения некоторых сложных грамматических конструкций необходимо умение хорошо ориентироваться в пространстве, а ползание этому очень способствует.

Когда начинать учить ребенка ползать?

Для того, чтобы ребенок мог передвигаться на четвереньках, необходимо, чтобы мышцы ребенка были к этому подготовлены. Ребенок уже должен самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, сидеть без поддержки, иначе ползание приведет к формированию неправильной осанки и сложностям с прямохождением в будущем. Стимулировать ползание можно только тогда, когда ребенок сам начнет пытаться ползать.

Как учить ребенка ползать

самое первое упражнение, которое можно выполнять с ребенком уже в первый месяц жизни - имитация ползания. Опора для ножек – поочередная – подвигаете руками правую ножку – ребенок оттолкнется, левую ножку – оттолкнется.

Снимите пространственные ограничения – предоставьте ребенку возможность находиться на полу, а не сидеть все время в кровати или манеже.
Опуститесь на пол вместе с малышом – когда рядом находятся родные мама или папа, ребенку гораздо проще осваивать новый для себя вид передвижения. Обязательно нужен наглядный пример.
Кладите интересные для малыша предметы (мягкие игрушки, машинки и др.) на небольшом расстоянии от него.
Катайте перед ребенком мячик. Малыш сможет сам его отталкивать, а затем стремиться достать.
Аккуратно приподнимайте ребенка за животик, создавайте опору для ног, показывайте, как правильно двигаться.

Каждый малыш проходит свой путь в освоении пространства в промежутке примерно с пяти месяцев до года с небольшим. Все дети в разные моменты начинают переворачиваться, ползать, ходить. Способы передвижения ползком весьма разнообразны. Кто-то сначала движется назад, кто-то – по-пластунски, кто-то – вперед, сразу подгибая под себя две ноги, у кого-то одновременно движутся сначала левая нога и левая рука, а потом правая рука и правая нога, кто-то практикует перекрестный ход. И это все варианты нормы. Не надо ожидать от малыша, что он будет копировать поведение соседского ребенка, у него свой путь развития.

Но если  ребенку  исполнилось 6 месяцев и нет медицинских противопоказаний, его можно учить ползать при помощи тренажера. Для этого нужно взять пластмассовый таз высотой 25-30 см и поставить его вверх дном. Малыш должен опираться руками на тазик, а ножками стоять на коленях. Мама должна отодвигать тазик потихонечку на себя.  Ребенок  будет рефлекторно перебирать ножками. Желательно, чтобы с зади стоял взрослый и страховал  ребенка.
Через некоторое время  ребенок научится ползать. Такие тренажеры часто вызывают радость у  детей. После тренировки можно подурачиться – покатать малыша в тазике.

 

Новый этап развития ребенка готовит его к постепенному отделению от мамы. На первом году жизни маму и ребенка психологи часто называют системой «мы», потому что они очень взаимозависимы. После года начинается постепенное отделение малыша от мамы, но первые шаги к этому начинаются с попытки двигаться в направлении от мамы. Впервые такую возможность дает ползание.

Малыша сначала сильно пугает это новое умение, поэтому период, когда ребенок учится ползать, многие родители называют «ручным» – кроха очень часто просится «на ручки». Когда ребенок уползает от мамы, ему важно быть уверенным, что мама остается на месте и что он может вернуться к ней в любой момент.
Потом нечто похожее происходит, когда малыш осваивает ходьбу.

Как только малыш начнет передвигаться самостоятельно, не важно каким способом – ползком или уже на своих двоих, вам придется стать предельно внимательными. Окрыленный своими новыми возможностями, кроха активно познает мир, еще не осознавая опасностей. Его может заинтересовать и скатерть, свисающая со стола, на котором стоит стеклянная посуда, и содержимое шкафа, дверцы которого легко открыть, и лестница, ведущая на второй этаж дома. Старайтесь не оставлять ребенка одного без присмотра.

Многие родители хвастаются тем, что их ребенок не ползал, а сразу пошел. Но на самом деле, дети, которые рано начали ходить, добирают свое в более старшем возрасте. И не надо ругать подросшего малыша за его интерес к «половой» жизни. Ему важно доползать свое.