Упражнение 17

Прочитайте отрывок из произведения Н. Носова. Подумайте: что составляет основу текста — диалог или монолог?

— Надо будет объяснить ребятам, чтобы они бережно обращались с книжками, — говорю я.
— А вы напишите плакат: «Осторожней обращайся с книгой. Книга не железная».
— Тогда нужно написать: «Береги книгу, она дорого стоит», — предложил Костя.
— Тоже не годится, — ответил я, — есть книжки дешёвые, так их рвать нужно, что ли?
— Давайте напишем так: «Книга — твой друг. Береги книгу», — сказала Лика.
   Я подумал и согласился:
— По-моему, это подойдёт. Книга — друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, её нужно беречь, как друга.

К какому выводу пришли собеседники? Было ли их общение успешным? Какой новой мыслью обогатился каждый из собеседников?
Какова цель речевого общения детей? Письменно ответьте на данный вопрос.

Ответ

Диалог. Общение было успешным, ребята пришли к общему выводу, что книга - это друг, которого нужно беречь.

Цель общения состоит в том, чтобы найти способ объяснить ребятам, что нужно бережно обращаться с книжками.

Упражнение 18

Закончите предложения, используя слова для выбора, и запишите их.

В общении с близкими следует говорить … . Человек передаёт своё плохое настроение другим, если он … . Я радуюсь, когда люди … .
Слова для выбора: грубо, приветливо, безразлично, радостно, уныло, терпеливо, нетерпеливо; сердит, раздражён, мрачно настроен, уныл, плаксив; приветливы, добры, жизнерадостны, заботливы, внимательны, вежливы.

Ответ

   В общении с близкими следует говорить приветливо, радостно и   терпеливо. Человек передаёт своё плохое настроение другим, если он сердит, раздражён, мрачно настроен, уныл или плаксив. Я радуюсь, когда люди приветливы, добры, жизнерадостны, заботливы, внимательны, вежливы.