Задание № 472

Ответьте на вопрос задачи, составив и вычислив соответствующее отношение:
а) Велосипедист проехал 36 км за 2,4 ч. С какой скоростью он ехал?
б) Принтер за 15 мин напечатал 180 страниц. Какова производительность принтера?

Решение

а) 36 : 2,4 = 360 : 24 = 15 (км/ч) − скорость велосипедиста.
Ответ: 15 км/ч.

б) 180 : 15 = 12 (стр./мин) − производительность принтера.
Ответ: 12 стр./мин.

Задание № 473

Представьте, что вы проводите опыт по биологии − выбираете семена лучшей всхожести для посадки на школьном участке. У вас имеются семена одного и того же сорта фасоли трех разных фирм. Для проверки семян на всхожесть сажают определенное количество семян и в назначенный срок находят отношение числа проросших семян к числу посаженных. Результаты этого опыта вы представили в таблице:
Семена какой фирмы вы выберете для посадки?

Решение

1) 14 : 20 = 7 : 10 = 0,7 − отношение числа проросших семян к числу посаженных семян фирмы A;
2) 20 : 25 = 4 : 5 = 8 : 10 = 0,8 − отношение числа проросших семян к числу посаженных семян фирмы B;
3) 18 : 30 = 6 : 10 = 0,6 − − отношение числа проросших семян к числу посаженных семян фирмы C;
4) 0,8 > 0,7 > 0,6 − значит всхожесть семян фирмы B выше.
Ответ: нужно взять семена фирмы B.

Задание № 474

а) Андрей и Борис занимаются боксом. На соревнованиях Андрей из 15 проведенных боев выиграл 10, а Борис из 12 боев выиграл 9. Чей результат лучше?
б) В одну банку мама налила 500 г воды и насыпала 120 г сахара, в другу − 600 г воды и 180 г сахара. В какой банке вода слаще?

Решение

а) 1) $10:15=\frac{10}{15}=\frac23$ (всех боев) − выиграл Андрей;
2) $9:12=\frac9{12}=\frac34$ (всех боев) − выиграл Борис;
$\frac23=\frac8{12}, \frac34=\frac9{12}, \frac8{12}<\frac9{12}$ − значит результат Бориса лучше.
Ответ: результат Бориса лучше.

б) 1) 120 : 500 = 24 : 100 = 0,24 − отношение количества сахара к объему воды в первой банке;
2) 180 : 600 = 30 : 100 = 0,3 − отношение количества сахара к объему воды во второй банке;
3) 0,3 > 0,24 − значит вода во 2 банке слаще.
Ответ: во второй банке.

Задание № 475

а) Расстояние между двумя поселками на карте равно 4 см, а расстояние между этими поселками на местности равно 40 км. Определите масштаб карты.
б) Расстояние между школой и автобусной остановкой на плане равно 2 см, а в действительности 50 м. Определите масштаб плана.

Решение

а) 40 км = 4000000 см;
4 : 4000000 = 1 : 1000000 − масштаб карты.
Ответ: 1 : 1000000.

б) 50 м = 5000 см;
2 : 5000 = 1 : 2500 − масштаб карты.
Ответ: 1 : 2500.

Задание № 476

Масштаб плана 1 : 1000. Во сколько раз расстояние между двумя точками на плане меньше расстояния между этими же точками на местности? Во сколько раз расстояние на местности больше соответствующего расстояния на плане?
Используя эти факты, решите задачу:
1) Чему равно расстояние между двумя точками на местности, если на плане оно равно 1,5 см? 12 см?
2) Чему равно расстояние между двумя точками на плане, если на самом деле оно равно 20 м? 350 м? Можно ли на этом плане указать точки, расстояние между которыми на местности равно 0,5 м?

Решение

Расстояние между двумя точками на плане меньше расстояния между этими же точками на местности в 1000 раз.
Расстояние на местности больше соответствующего расстояния на плане в 1000 раз.

Задача 1.
1) 1,5 * 1000 = 1500 см = 15 (м) − расстояние на местности, если на плане оно равно 1,5 см;
2) 12 * 1000 = 12000 см = 120 (м) − расстояние на местности, если на плане оно равно 12 см.
Ответ: 15 м; 120 м.

Задача 2.
1) 20 : 1000 = 0,02 м = 2 (см) − расстояние между двумя точками на плане, если на самом деле оно равно 20 м;
2) 350 : 1000 = 35 : 100 = 0,35 (м) = 35 (см) − расстояние между двумя точками на плане, если на самом деле оно равно 0,5 м;
3) 0,5 : 1000 = 0,0005 м = 0,5 (мм) − расстояние между двумя точками на плане, если на самом деле оно равно 0,5 м.
Ответ: Ответ: 2 см; 35 см; 0,5 мм − число слишком мало, поэтому его нельзя указать на карте.