Более муторного и никчемного учебника истории мы раньше не встречали. Это не история вовсе, это какое-то повторение уроков "Окружающий мир", которые были в начальной школе. Учебник "История. Введение в историю" за пятый класс, автор которого Майков, в нашем ТОПе самых ненужных учебников. Понятно, что это лишь введение в историю, но авторы даже не пытались детей этим предметом заинтересовать, посвятив целый учебник перемусоливанию уже известной информации. Министерство образования, видимо, это отлично осознает, поэтому учебник исключен из федерального перечня. Надеемся, что у них хватит ума его в этот перечень и далее не включать. Но если вам все-таки не повезло, вот вам ГДЗ.

Готовые домашние задания помогут разобраться с требованиями авторов учебника истории, подскажут правильные ответы, если по какой-то причине не нашли ответ в учебнике. Несколько заданий будет на поиск материала, там все зависит от вас и вашего места проживания, так что не обессудьте, придется этот материал все-таки поискать, а ответы даны лишь в качестве образца оформления (кому-то может и повезет, если мы написали о его регионе :))

Ответы к учебнику истории 5 класс, Майков:

Более муторного и никчемного учебника истории мы раньше не встречали. Это не история вовсе, это какое-то повторение уроков "Окружающий мир", которые были в начальной школе. Учебник "История. Введение в историю" за пятый класс, автор которого Майков, в нашем ТОПе самых ненужных учебников. Понятно, что это лишь введение в историю, но авторы даже не пытались детей этим предметом заинтересовать, посвятив целый учебник перемусоливанию уже известной информации. Министерство образования, видимо, это отлично осознает, поэтому учебник исключен из федерального перечня. Надеемся, что у них хватит ума его в этот перечень и далее не включать. Но если вам все-таки не повезло, вот вам ГДЗ.

Готовые домашние задания помогут разобраться с требованиями авторов учебника истории, подскажут правильные ответы, если по какой-то причине не нашли ответ в учебнике. Несколько заданий будет на поиск материала, там все зависит от вас и вашего места проживания, так что не обессудьте, придется этот материал все-таки поискать, а ответы даны лишь в качестве образца оформления (кому-то может и повезет, если мы написали о его регионе :))

Ответы к учебнику истории 5 класс, Майков:

§1

§1. Что изучает история

Вопросы и задания

1. Что изучает наука история?

Ответ:

История − это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом. История помогает узнать, как жили люди когда−то, чем они занимались, к чему стремились, какие горести и радости испытывали.

2. На какие главные вопросы отвечают историки, изучая прошлое?

Ответ:

Изучая прошлое, историки отвечают на следующие главные вопросы:
1. Что произошло в прошлом?
2. Кто повлиял на события?
3. По каким причинам это произошло?
4. Почему ключевые фигуры так поступили и как это повлияло в дальнейшем на настоящие события, и будущие?

3. Объясните значение слова «факт».

Ответ:

Фактом учёные называют всё, что когда−то произошло, что было сделано,
свершилось в действительности. В переводе с латинского языка факт означает «сделанное» .

§2

§2. Источники знаний о прошлом

Страница 8

Какие природные явления могут стать причиной уничтожения исторических свидетельств?

Ответ:

Причиной уничтожения исторических свидетельств могут стать:
• пожары возникшие по причине природных катаклизмов (например, молнии)
• наводнения и цунами
• извержения вулканов и землетрясения
• бактерии и живые организмы (т.е. материалы разлагаются под влиянием времени).

Почему многие памятники старины гибнут по вине людей? Составьте
рассказ, используя иллюстрации.

Ответ:

Часто происходит так, что люди совершают поступки которые выгодны им в данный момент времени. И к сожалению памятники старины, памятники истории не всегда становятся препятствием на их пути. Причины могут быть разные: экономические, политические, национальные, вандализм или простое невежество.

Дом разрушенный войной.

Самой разрушительной силой для уничтожения памятников старины является война. Во время войны происходят пожары, бомбёжки, грабежи.

Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1612 г.
Вторжение сопровождалось пожарами, грабежами, гибелью памятников старины.

Иногда памятники старины уничтожают по неосторожности, например в пожарах. Их редко удаётся спасти от огня и отреставрировать.
Пожарные пытаются спасти здание от огня.

Когда увеличивается население, люди становятся вынуждены улучшать условия жизни. Например, строят новую элекстростанцию и новую плотину для водохранилища. Под водой могут оказаться и памятники архитектуры, и другие свидетельства истории, еще не добытые из недр земли.
Пример последствий строительства водохранилища - памятники под водой.

А порой наоборот, люди по каким−то причинам покидают населённый пункт. Здание остается без должного ухода и природа делает своё дело. Всё покрывается мхом, здание постепенно разрушается, или совсем уходит под песок.
Полуразрушенная церковь.
Песок засыпает здания.

Ответы к странице 12

? К какой группе исторических источников они относятся?

Ответ:

Источники делят на группы:
• Устные − радиоприёмник, граммофон, телевизор и телефон.
• Вещественные − чайник, часы, керосиновая лампа, утюг.
• Письменные − фотокамера, печатная машинка, книги, фильмоскоп.

Ответы к странице 16

Известны ли вам случаи разрушения исторических памятников в вашем крае?

Ответ:

Корпус фабрики "Рот−Фронт" (г.Москва)
В начале 2018−го начался снос исторического корпуса Паровой фабрики шоколада, какао, кофе и конфет торгового дома "Братья А. и С. Ивановы". Он был построен в 1909 году, в советское время носил имя Марата, а позже стал частью фабрики "Рот−Фронт". Здание по адресу Малая Ордынка, 25 сравняли с землёй в первый же день нового года, когда никто ещё не успел очнуться после праздника. И это несмотря на то, что в 2016 году главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов обещал, что корпус не снесут, а реконструируют с сохранением исторического фасада. Снос других корпусов фабрики полиция, к счастью, успела остановить. На месте снесённого корпуса теперь построят жилой комплекс.

Какие исторические памятники вам известны? Дайте их описание.

Ответ:

Мне известны:
1. Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве − православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Строительство собора велось с 1555 по 1561 год. Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является филиалом Государственного исторического музея.
2. Зимний Дворец в Санкт−Петербурге, или, как его называют Эрмитаж. Этот дворец имеет богатую историю. История дворца начинается с 1762 года и продолжается по сей день. Вначале дворец представлял из себя двух этажный дом и был собственностью Петра Первого. После пяти перестроек он имеет сегодняшний вид, и является историческим музеем.

Как люди сохраняют сведения о прошлом?

Ответ:

Сегодня, мы сохраняем свою историю с помощью фото и видео съёмки, а также при помощи печати. В далёком прошлом, у людей не было такой возможности. Поэтому, все свои сведения люди оставляли из "уст в уста" в преданиях, а позднее -  в письмах, книгах, учебниках. Также, помимо воли людей, сведения о прошлом доходят до нас от вещей того времени, которые находят археологи. Это различные предметы быта, оружие, наскальные рисунки и т.д. Мы сегодня, также оставляем после себя историю для будущих поколений.

Назовите группы исторических источников.

Ответ:

Исторические источники делятся на три группы:
• Устные
• Вещественные
• Письменные

Ответы к странице 19

? Есть ли музей в вашей школе? Расскажите о нём.

Ответ:

В нашей школе есть исторический музей боевой славы. Музей посвящен жителям нашего района, участвовашим в Великой Отечественной Войне. В нашем музее хранятся личные вещи участников боевых действий, рукописные документальные воспоминания, фронтовые письма.

Ответы к странице 30

? С какой целью создаются архивы, музеи, библиотеки? Какую помощь они оказывают историкам в изучении прошлого?

Ответ:

В архивах хранятся старинные рукописи, прошлые планы городов, письма выдающихся людей, договоры между руководителями государств. В библиотеках хранятся книги, описывающие те или иные события прошлого. Также, в книгах хранится информация и о быте того времени. В музеях хранятся вещи, записи, рукописи и экспонаты, представляющие историческую ценность. Все эти источники дают историкам возможность подкреплять свои предположения фактами.

Вопросы и задания

1. Что историки называют документами?

Ответ:

Документом, историки называют письменное свидетельство прошлого. Документ может быть подлинным и отредактированным.

2. Почему надо тщательно проверять достоверность исторических материалов?

Ответ:

Проверять достоверность исторических материалов нужно тщательно, потому что история передаётся из поколения в поколение. Для достоверности историки используют аргументы − письменные и вещественные доказательства. В угоду нынешнему политическому режиму, могут быть попытки переписи истории, но историки являются гарантом её достоверности.

3. Какие у вас есть личные документы? Если затрудняетесь ответить, спросите у родителей. Помните, что эти документы − часть вашей личной истории, свидетельства прошедших событий.

Ответ:

У меня есть свидетельство о рождении, которое дают абсолютно всем новорожденным. Также у меня есть полис медицинского страхования, с ним я хожу на приём ко врачу. Ещё мама говорит, что у меня есть полис пенсионного страхования. Но зачем он мне, я пока ещё не знаю, но думаю, это выяснится позднее.

§3

§3. Измерение времени

Ответы к странице 35

? Вспомните другие значительные события вашей собственной истории и расскажите о них, опираясь на ленту времени. Обратите внимание: события должны быть расположены в строгой последовательности. Если вы что−то поменяете местами, то порядок нарушится.

Ответ:

Я родился в 2010−ом году. В 2013−ом году я пошел в детский сад. В 2015−ом я подружился с девочкой в этом саду, её звали Света. В 2017−ом я пошел в первый класс. В 2019−ом году я участвовал в олимпиаде по математике и занял призовое место.

Ответы к странице 36

? Полистайте календарь. Найдите даты, связанные с днями воинской славы. Есть ли в календаре даты, относящиеся к истории вашего края? Какие даты из истории вашего края вы знаете?

Ответ:

• 27 января − День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)
• 23 февраля − День Защитники Отечества
• 18 апреля − День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год)
• 9 мая − День Победы Советского народа над фашистской Германией
• 7 июля − День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год)
• 10 июля − День победы Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год)
• 8 сентября − День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год)

Ответы к странице 37

Как вели счёт лет в древности?

Ответ:

В одних странах счет вели с начала правления нового царя. Когда царь умирал, начинался новый отсчёт времени. В других странах счёт времени вели от какого−либо знаменательного события, например, некоторые римские историки вели его от основания города Рима.
В основу летоисчисления, действовавшего на Руси, был положен библейский рассказ о сотворении мира. Такой порядок счёта лет был, конечно, условным, потому что установить точную дату сотворения мира невозможно.

Как возник современный счёт времени?

Ответ:

Современное летоисчисление связано с годом рождения Иисуса Христа. Для христиан, последователей Христа, рождение Спасителя Иисуса стало величайшим событием мировой истории. Многие народы от этого события ведут счёт лет своей истории. Постепенно большинство стран мира перешло на новый счёт лет от Рождества (то есть от рождения) Иисуса Христа. Время от Рождества Христова и до сегодняшнего дня отечественные историки называют Нашей эрой.

Как ведётся счёт лет нашей эры и до нашей эры?

Ответ:

С момента начала нашей эры счет лет ведётся последовательно, то есть за первым годом следует второй, затем третий и так далее. До нашей эры счёт времени ведётся в обратном направлении, то есть третий век идёт перед вторым и так далее.

Посчитайте, сколько лет прошло от 3 г. до н.э. до 2 г. н.э.; какой год был раньше − 2 г. до н.э. или 1 г. н. э., 3 г. до н.э. или 1 г. н.э.

Ответ:

От 3 г. до н.э. до 2 г. н.э. прошло пять лет.
2 г. до н.э. был раньше чем 1 г. н.э.,
3 г. до н.э. тоже был раньше чем 1 г. н.э.

Ответы к странице 38

Перенесите таблицу в тетрадь и закончите числовой ряд.

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
XI XII XIII

Ответ:

11 12  13  14   15 16   17   18     19    20   21
XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI

Ответы к странице 39

? Определите, к каким векам относятся 1800, 1700, 1900 гг. Обозначьте века римскими цифрами.

Ответ:

1800 относится к 18−му веку, 1700 год к 17−му веку, а 1900 год к 19−му веку.
17 век − XVII, 18 век − XVIII, 19 век − XIX.

Определите, на сколько лет и на сколько полных веков Москва (1147 г.) старше Филадельфии (1682).

Ответ:

Москва старше Филадельфии на 535 лет (1682−1147=535). 535 лет − это пять полных веков.

В каком веке праздновалось 500−летие Куликовской битвы (1380 г.)?

Ответ:

1380 год, это XIII век н.э. 500 лет − это пять веков. XIII + V = XIX век н.э.

Вопросы и задания

1. Что называется датой?

Ответ:

Историки называют датой год, месяц и число, когда произошло определенное событие.

2. Почему даты некоторых событий в истории называют приблизительно?

Ответ:

Потому, что о них нет точных данных в письменных источниках, либо событие произошло в древности, когда не было письменности.

3. Определите, какой сейчас был бы год и век, если бы мы вели счёт лет от первого упоминания Москвы в летописи (1147 г.).

Ответ:

Сейчас в 2021-м году был бы 874−ый год IX век. (2021 − 1147 = 874)

§4

§4. Историческая карта

Ответы к странице 44

Изучите легенду карты "Московская Русь в XIV−XVI вв" (стр.45)

Ответ:

Это Московское княжество в начале 14−го века. Разными цветами обозначено раширение территорий, в разное время до 16 века. Зелёной линией обозначены его границы в конце 16 века.

Ответы к странице 47

? Попробуйте дать описания г.Санкт−Петербурга и г.Олонца по предложенным планам (с. 46, 47). Какое из них получилось более подробным? Почему?
План г. Санкт−Петербурга. 1744г.
План г. Олонца. XVII в.

Ответ:

   На плане Санкт−Петербурга можно увидеть, что в 1744 г. город не очень крупный. Город находится на берегу моря и на разветвлении реки Невы. По Неве в то время уже ходили речные и морские суда.
   Город Олонец совсем небольшой на плане города. Город окружают деревянные стены. В городе проходит одна главная дорога и две небольшие. На плане изображено большое здание, которое скорее всего являлось зданием городских начальников. Рядом с этим зданием находится церковь. Маленькие домики на плане означают жильё простых рабочих, крестьян. Город окружен рекою, которую скорее всего вырыли сами жители для обороны города.
    Более подробным получилось описание города Олонец. Подробное оно получилось потому, что изображенные здания видны более отчетливо и подробно, чем на планах г. Санкт−Петербурга.

? Рассмотрите планы Марафонского сражения, Ледового побоища и битвы при Пуатье (с. 48). Как расположились войска накануне битвы? Возможно ли по планам определить, на чьей стороне была победа в этих сражениях?
План Марафонского сражения. 490г. до н.э.
План битвы при Пуатье. 732г.
План Ледового побоища. 1242г.

Ответ:

1. Во время Марафонского сражения лагеря греков и персов расположились примерно на одном и том же расстоянии, по обе стороны дороги, ведущей в Афины. Сражение проходило рядом с городом Марафон. Греки во время сражения заняли оборонительную позицию у дороги. Персы были вынуждены напасть. В итоге, персы отступили и, вернувшись на свои корабли, сбежали.
2. В битве при Пуатье столкнулись Франки и Арабы. Столкновение произошло к югу от города Тур и к северу от города Пуатье. Войска франков расположили в передней линии лучников, по обоим флангам − конницу, а пехоту − в длинную линию позади. Войска арабов расположились в три боевые линии, первая линия у них называлась "утро псового лая", вторая − "день помощи", третья − "вечер потрясения". В первую линию арабы поставили лучников, во вторую − конницу, а в третью − пехоту. В центре линии арабов несли знамя пророка Мухаммеда. По плану можно сказать, что конница франков по флангу пробила оборону арабов, после чего два отряда арабской конницы были вынуждены отступить. Можно предположить, что войска франков одержали победу.
3. На плане Ледового побоища можно увидеть по правой стороне дружину Александра Невского и войска Левонского ордена слева (по какой−то причине это не указано на плане). Дружина Александра Невского в первую линию выставили лучников, два полка − за лучниками по флангам, еще позади − отряд тяжелой пехоты с названием "чело". Обозом назван на плане отряд, занимающейся перевозкой припасов и аммуниции. Засадой названа конница Александра Невского, которая должна была изменить ход событий в его пользу. Левонский орден в центре расположил кнехту, представляющую из себя оруженосцов, пехоту и лучников. По плану можно сказать, что стратегия Александра Невского принесла ему победу. Основная ударная сила Левонцев была окружена из засады, а оставшиеся войска были атакованы полками правой и левой руки.

Вопросы и задания

1. Что такое историческая карта?

Ответ:

Историческая карта − это изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества.

2. В чем отличие исторической карты от других карт?

Ответ:

На историческую карту наносятся объекты − города, поля сражений, инженерные сооружения, места раскопок − обозначаются условными знаками. Историческая карта помогает увидеть, какие изменения и события происходили на какой−либо территории в определённое время. В географической карте указывается обобщенное изображение поверхности Земли. В политической изображены страны мира, их формы правления и государственного устройства. Климатические карты отображают особенности климата территории по многолетним, годовым, сезонным, месячным данным.

3. Что называют легендой карты?

Ответ:

Перечень используемых на карте условных знаков и их объяснений называется легендой карты.

4. В чём отличие исторической карты от плана?

Ответ:

На исторической карте могут обозначаться места сражений, старинные крепости, линии фронтов, торговые пути, города, памятники культуры, которые относятся к определённому времени. План − это изображение на плоскости небольшой части территории. Планы помогают установить дату постройки города, во время раскопок фундаментов зданий, помогают воссоздать облик древнего города, показывают как располагались войска в ходе сражения, в каком направлении были нанесены удары.

5. Нарисуйте фрагмент карты вашего края, где происходили какие−либо исторические события.

Для всех регионов ответ будет разный. Легче всего найти карты наступлений в Великой Отечественной войне, но уже ближе к Уралу и до Дальнего востока придется искать другие исторические события. Можно посмотреть в интернете, с какой точки начал строиться ваш город и нарисовать этот кусочек карты. Историческое событие - основание города такого-то. ©

§5

§5. Археология - помощница историков

Ответы к странице 52

Определите, сколько лет находился древний город Помпеи под слоем пепла.

Ответ:

Раскопки города Помпеи из под пепла начались в 1748 году, а засыпало город в 79 году. Если из 1748 вычесть 79, то получится 1669. Значит город Помпеи находился под пеплом 1669 лет.

Попробуйте дать его описание, опираясь на иллюстрацию на с. 51.

Ответ:

Помпеи находятся у подножия вулкана. После раскопок город хорошо сохранился. Помпеи были построены из камня и известняка. Это был могущественный город, он был полон арок, улиц, колонн и памятников. Город был цивилизованный в то время и богатый, с прекрасной архитектурой.

Ответы к странице 54

? Как вы думаете, какие сведения могут получить учёные, зная место, где затонул корабль, и прочтя надписи на сосудах?

Ответ:

Прочтя надписи на сосудах учёные могут определить, что было в этих сосудах, откуда эти сосуды, год, когда примерно затонул корабль. Зная место где затонул корабль, по обломкам корабля на дне можно определить причину крушения корабля.

Ответы к странице 57

? Составьте небольшое сообщение об одном из археологов, портреты которых представлены на этой странице.
Немецкий археолог Г. Шлиман (1822 − 1890)
Русский археолог А.В.Арциховский (1902 − 1978)
Английский археолог Г.Картер (1874 − 1939)

Ответ:

Иоганн Людвиг Генрих Юлий Шлиман родился 6 января 1822 года, а умер 26 декабря 1890 года. Немецкий предприниматель и археолог−самоучка, один из основателей полевой археологии. Он прославился пионерными находками в Малой Азии, на месте античной Трои, а также он является первооткрывателем микенской культуры.

Вопросы и задания

1. Что изучает наука археология?

Ответ:

Наука археология изучает жизнь людей в древности по сохранившимся вещественным памятникам.

2. Придумайте рассказ о том, как вы участвовали в археологических раскопках. Что вы обнаружили и что рассказал вам учёный−археолог о найденных вами орудиях труда, предметах, украшениях или других исторических источниках?

Ответ:

Однажды во время летних каникул я попал на археологические раскопки. Мне дали маленькую лопатку, ведёрко и кисточку для очистки находок от земли. И, копая маленькими кусочками, я уперся во что−то твердое. Понемногу я откопал свою находку. Ей оказалась монета. С помощью кисточки я удалил с неё грязь и пыль. На монете был изображен какой−то мужчина, а на обратной стороне герб и год. Это была монета 1872 года. Я показал её археологу−учёному, а он сказал, что это очень ценная находка. Я передал эту монету в краеведческий музей.

3. Почему городские власти разрешают проводить земляные работы, как правило, только в присутствии археологов?

Ответ:

Чтобы во время земляных работ не были разрушены и утеряны культурные находки.

§6

§6. Наука о народах и наука о прошлом

Ответы к странице 62

Какие типы жилищ распространены в вашем крае, области?

Ответ:

1. Жилища старого фонда
2. Хрущевки
3. Сталинки
4. Брежневки
5. Кирпичные
6. Панельные и монолитные дома

Если какой−то старый район вашего города предназначен под снос, зарисуйте или сфотографируйте дома и улицы этого места. Пройдёт время, и эти рисунки или фотографии станут важными историческими документами.

Ответ:

Хладокомбинат на улице Шкапина в г. Санкт−Петербург
Первый многоквартирный дом сносят в Санкт−Петербурге по программе реновации. Пятиэтажка по адресу: Вторая комсомольская улица, 37, корпус 1. В расселенном здании было полсотни квартир.

Фотографируйте любую заброшку, но не забудьте записать адрес и найти, что это было за здание.

Ответы к странице 63

? Определите, какие из изображённых жилищ строятся в северных краях с холодными зимами, а какие в южных. Как можно объяснить такое устройство жилищ, выбор материалов для их постройки? Свой ответ аргументируйте.

Ответ:

1. Вигвам индейцев Северной Америки сделан для относительно тёплого климата, так как кора не очень подходит для местности с постоянным холодом и дождями. Окна в вигваме отсутствуют из ненадобности. Днём индейцы на охоте и полях, а жилище им необходимо для ночлега.
2. Соломенная хижина жителей джунглей Бразилии выглядит достаточно современно. Соломенный дом также предназначен для более мягкого климата, но и скатная крыша необходима для предотвращения попадания воды от дождя в жилище. Также дом стоит на небольшом расстоянии от земли, что говорит о частых потопах в местности, вызванных дождями.
3. Иглу жителей Гренландии состоит полностью из снега и льда. Из дерева дом будет не пригоден в районах вечной зимы, за счёт его высокой теплопроводности. А в самой иглу теплее чем снаружи, так как температура снега выше, чем температура на улице. Ведь на улице может быть до −50 градусов.
4. Жилище норвежцев стуве выглядит как обычный дом, но с необычной крышей. В Норвегии издавна пользовалась популярностью береста в качестве материала для гидроизоляции. Ее клали наружной стороной вниз, а сверху покрывали толстым слоем дерна для закрепления бересты и утепления кровли. Дерн клали прямо с травой − так теплее. Именно поэтому трава на крыше − обычная практика в домах Норвегии.
5. Пальясо испанцев − по кругу диаметром 10−20 метров выкладывали каменную стену, оставляя проёмы для входной двери и маленьких окон. Поверх на деревянном каркасе ставили конусообразную крышу из соломы, так как климат преимущественно сухой. В качестве жилья пальясо использовались в Галисии до 1970−х годов.
6. Японский дом минка полностью сделан из дерева. Он отличается крутой крышей из соломы. Высокая крыша вероятно позволяла обходиться без дымохода. Крутой склон и солома позволяли защищать дом от влаги, ведь вода и снег на ней практически не задерживались.

Прочитать подробнее про разные жилища можно тут >>

Ответы к странице 66

>> Сохранились ли у вас дома старинные полотенца, скатерти, одежда с орнаментом? Попытайтесь перерисовать его в тетрадь. Узнайте, кто его вышивал. Обратите внимание, каким орнаментом принято украшать жилища вашего края, района. Отправляясь в путешествие с родителями, вы можете с помощью фотоаппарата собрать коллекцию орнаментов местности, в которой вам придётся останавливаться.

Ответ:

У нас сохранилось полотенце, которое вышивала моя прабабушка. На ней традиционный русский орнамент красными нитками - геометрический узор. Вышивка крестиком.            ©

? Познакомьтесь в краеведческом музее с одеждой народов, населяющих ваш край. Узнайте, как назывались различные детали национальных костюмов.

Ответ:

Башкирский национальный костюм − народная одежда башкир. Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи. Особенностью у башкир была многочисленность верхних одежд, особенно в праздничных костюмах. На головах мужчины часто носили шапку из меха бурек.

Основу татарского национального костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевался халат. Также была и чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили её, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук. (Википедия)

Ответы к странице 69

? Используя интернет−ресурсы и дополнительную литературу, выясните, какой миф лежит в основе картины французского художника Детруа. Кто главный герой этого мифа?
Ж.−Ф. Детруа. Похищение золотого руна

Ответ:

В основе картины французского художника Ж.−Ф. Детруа "Похищение золотого руна" лежит миф о похищении Золотого руна аргонавтами. Язон похитил золотое руно у царя Колхиды Ээта. Главным героем картины является юноша Язон. Девушка в белом рядом − это Медея. Она полюбила Язона и помогла ему убить дракона и добыть золотое руно.

Ответы к странице 70

? Назовите имена известных вам писателей, художников, композиторов, создавших произведения на исторические темы.

Ответ:

Мне известны следующие писатели Александр Пушкин ("Бородино"), Лев Толстой ("Война и мир").
Художники Илья Репин ("Иван Грозный и сын его Иван"), Карл Брюллов ("Осада Пскова Польским королем Стефаном Баторием").
Композиторы Петр Чайковский ("Мазепа" по произведению Пушкина "Полтава"), Михаил Глинка ("Жизнь за царя").

Ответы к странице 71

? Какие кинофильмы на темы мифов, сказаний, легенд вы видели?

Ответ:

Кинофильмы "Троя", "Тор", сериал "Геркулес", "Робин Гуд", "Меч короля Артура", "Ной" .

Вопросы и задания

1. Что изучает наука этнография?

Ответ:

Этнография − наука о народах, исследующая их происхождение, расселение, быт и культуру.

2. Какую помощь в изучении прошлого оказывают этнографы историкам?

Ответ:

Этнографы собирают интересные сведения о жизни разных народов, затем их можно найти на этнографических картах. Собранные этнографами материалы оказывают историкам большую помощь в изучении прошлого человечества. Они хранятся в этнографических музеях; этнографические коллекции можно увидеть и в других музеях. Зная, как одевались люди в прошлом, исследователь может установить, к какому времени относится написанный художником портрет. Знакомясь с различными деталями одежды, учёные приходят к выводу, что народы, живущие рядом, постоянно общались и многое заимствовали у соседей. Этнография дает возможность представить жизнь людей в дописьменные времена.

3. Что такое миф?

Ответ:

Мифами называются древние сказания о героях, богах, явлениях природы, возникшие в первобытном обществе. Слово это с греческого так и переводится − "предания", "сказания".

4. Какие сведения могут получить историки о жизни людей в прошлом из народных песен, мифов и сказаний?

Ответ:

Историки могут получить сведения о том, как жили люди в то время, их быт, развлечения. В каких богов они верили, как они называли своих детей в то время, какие у них были нравы.

§7

§7. Знать своих предков - знать историю

Ответы к странице 76

Рассмотрите генеалогическую таблицу династии Романовых (с.74−75). Кем приходилась императрица Екатерина II императору Александру II? Кем был последний российский император Николай II для Петра I?

Ответ:

Александр II Николаевич был сыном Николая I Павловича и внуком Павла I Петровича. Павел I Петрович был сыном Екатерины II Алексеевны. Значит, Екатерина II была прабабушкой императора Александра II.
Николай II Александрович был сыном Александра III Александровича, внуком Александра II Николаевича, правнуком Николая I Павловича, праправнуком Павла I Петровича, прапраправнуком Петра III Федоровича и прапрапраправнуком Петра I Алексеевича.

Ответы к странице 77

Задумывались ли вы, что означает ваше имя?

Ответ:

Имя Иван происходит от древнеиудейского Иоанн и в переводе означает «помилованный Богом». Имя Иван – самое русское имя. Во время Великой Отечественной войны немцы именно так называли всех русских.
Значение других имён можно найти в сети Интернет.

Знаете ли вы, почему именно это имя дали вам родители?

Ответ:

Моё имя родители мне дали в честь прадедушки.

Ответы к странице 82

Какие памятные места, связанные со знаменитыми земляками, есть в вашем крае?

Ответ:

На примере города Нижний Новгород.
В моём городе жило много известных людей. В честь основателей города названа главная площадь Минина и Пожарского. Также город назывался раньше в честь писателя Максима Горького, который жил здесь, а в центре города есть площадь с его именем и памятник ему.

Вопросы и задания

1. Что такое генеалогия?

Ответ:

Наука генеология занимается изучением происхождения родов, семей, их родственными связями. В переводе с греческого буквально означает "родословная".

2. Какую помощь оказывает генеалогия в изучении исторического прошлого?

Ответ:

Генеалогические исследования помогают историкам разобраться во многих исторических загадках, установить имена подлинных героев прошлых событий. Родственные связи были важной частью жизни многих исторических деятелей, они сильно влияли на их поведение и решения. Генеология помогает выявить эти мотивы.

3. Подготовьте сообщение о происхождении своего имени (своей фамилии).

Ответ:

Имя Иван происходит от древнеиудейского Иоанн и в переводе означает «помилованный Богом». Имя Иван – самое русское имя. Во время Великой Отечественной войны немцы именно так называли всех русских. Считается, что человек с именем Иван активный и волевой человек, отличающийся завидной быстротой реакции. Мужчина с именем Иван обладает широкой, разносторонней натурой. При этом он сторонник сохранения обычаев. Ваня относится к тому числу мужчин, которые высоко ценятся среди других людей. Он открыт и отзывчив, не замедлит помочь.
Фамилия Барышников восходит к нарицательному “барыш” – “прибыль, материальная выгода”. Скорее всего, прозвище, а затем и фамилию Барышник получил либо богатый, но скуповатый, либо не очень разборчивый в средствах торговец. Кроме того, Барышником называли перекупщика. Барышник, со временем получил фамилию Барышников.
Происхождение своего имени и фамилии можно найти в сети Интернет.

4. Какое значение имеет имя в жизни человека?

Ответ:

Имя подчёркивает индивидуальность человека, к человеку обращаются по имени. Замечено даже, что от имени может зависеть и характер человека. В старину имена имели большее значение, чем сейчас, потому что они давались осмысленно. Например Богдан - данный богом, Ангелина - вестница, ангел, Владимир - владеющий миром.

5. О чём свидетельствовало наличие у человека отчества и фамилии в древние времена?

Ответ:

В древние времена помимо имени, у многих народов было и отчество. Впервые на Руси отчество встречается в древних летописях. Со временем оно приобрело особое значение, подчёркивая знатность того или иного человека. Так, в XVI в. с отчеством могли именоваться только бояре (например, Морозов Василий Петрович). Право называться в документах не только по имени, фамилии, но и по отчеству даровалось как знак царской милости.

6. Может ли фамилия помочь определить занятия предков?

Ответ:

Да может, многие фамилии имеют ремесленное происхождение: Кох (повар), Мюллер (мельник), Шумахер (сапожник). В России портной или сапожник мог получить фамилию Швецов (они занимались шитьём). Изготовитель бочек−бондарь − получал фамилию Бондарев.
А у владельцев фамилии Овчинников предками могли быть изготовители или торговцы овчинами. Шапошниковы, Рукавишниковы − все эти фамилии ремесленного происхождения. Очень распространённой фамилией была Кузнецов. Кузнецы нужны были всюду: подковать лошадь, поправить телегу, сделать лопату. Эта фамилия распространена и у других народов: у поляков − Ковальский, у англичан − Смит, у немцев − Шмидт, у чехов − Коварж.

§8

§8. Географические названия - свидетели прошлого

Ответы к странице 89

? Название полуострова Аляска на языке алеутов означает «китовое место, китовое изобилие». Как вы думаете, почему?

Ответ:

В водах Аляски раньше водилось много китов, и люди заселявшие эту землю, дали ей такое название.

Вопросы и задания

1. Для чего дают названия различным географическим объектам?

Ответ:

C давних пор люди присваивают названия всему, что их окружает. Свои названия имеют улицы, посёлки, города, реки. Это связано с жизненной необходимостью.
В какую местность и по какой реке поедет купец за товарами? В каком море рыбаки будут ловить рыбу? В каком селе родился художник?
Чтобы письмо, отправленное из одной части страны в другую, дошло до адресата, обязательно указывают названия нескольких объектов: области, города, улицы.

2. Как названия улиц, площадей помогают историкам изучать прошлое родного края?

Ответ:

Названия городов помогают историкам узнать прошлое. Есть города, которые получили название по имени своих основателей: Владимир заложил князь Владимир Мономах, Ярославль − Ярослав Мудрый, Александрия получила своё название по имени завоевателя Александра Македонского, Вашингтон − по имени первого президента США Джорджа Вашингтона. Названия улиц в городах и сёлах − это тоже часть истории народа. Они связаны с деятельностью живших здесь людей. Во многих городах есть улицы Гончарная, Кожевенная, Столярная. Эти названия говорят о том, какими ремесленниками были населены улицы.

3. Запишите в тетрадь название вашей области, города, посёлка, села, улицы, на которой вы живёте. По возможности определите происхождение этих названий. Для этого отведите в тетради отдельную страницу "Происхождение названий моего родного края". Менялось ли название улицы, посёлка, района, города, где вы живёте? Как и когда?

Ответ:

Санкт−Петербург – имя городу дано основателем, царем Петром Великим в честь его небесного покровителя, апостола Петра. Петр I был крещен 29 июня 1672 г., в Петров день, поэтому желание назвать новый город в честь своего святого вполне понятно для великого царя. Впрочем, изначально это название носила крепость, основанная на Заячьем острове, с которой и началось строительство города в 1703 году. После постройки собора Петра и Павла крепость стала именоваться Петропавловской, а название Петербург стало именем строившегося вокруг нее города.
Первая мировая война сильно повлияла на судьбу Санкт−Петербурга. В августе 1914 года на волне антигерманских настроений по указу Николая II город переименован в Петроград. При этом изменился смысл названия города: он стал называться не в честь святого, а в честь своего основателя. 26 января 1924 года, после смерти В. И. Ленина, II Всесоюзный съезд Советов СССР удовлетворил просьбу Петросовета и переименовал своим постановлением Петроград в Ленинград. В 1991 году, по результатам референдума, 54 % горожан высказались за возвращение первоначального названия города Санкт−Петербург. 6 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР оно было возвращено, а 21 апреля 1992 года внесено в Конституцию РСФСР Съездом народных депутатов Российской Федерации. 25 декабря 1993 года вступила в силу принятая на всенародном голосовании Конституция РФ, которая подтвердила наименование Санкт−Петербург.

§9

§9. О прошлом рассказывают гербы

Ответы к странице 92

>> Создайте герб вашей семьи. Помните: изображения на нем должны отвечать вашим славным семейным традициям. Не забудьте подобрать девиз.

Ответ:

На нашем гербе указаны имена всех членов нашей семьи, показано, что мы любим свою страну, природу и учиться. А также наш девиз "Вместе мы можем все и даже больше" говорит о том, что мы − дружная семья!

Ответы к странице 93

? Рассмотрите гербы разных государств. Какие из них могут рассказать об их природных особенностях, занятиях населения?

Изображения гербов иностранных государств: 1 − Армении; 2 − Австралии; 3 − Мексики; 4 − Шотландии; 5 − Кубы; 6 − Польши; 7 − Венесуэлы; 8 − Кот−д’Ивуара

Ответ:

• На гербе Австралии изображены кенгуру и эму, которые поддерживают щит, − они являются неофициальной эмблемой нации. Их изображение является признанием того факта, что они − представители австралийской фауны, которая встречается только на этом континенте. На фоне изображены ветви акации, дерево распространенное в южной части Австралии.
• На гербе Мексики изображен кактус. Кактусы очень распространены в Мексике, и ассоциируются именно с этой страной.
• На гербе Кубы изображены местные элементы ландшафта, горы и пальмы.
• На гербе Венесуэлы изображен сноп ржи, расположенный в алом поле − это символизирует сельское хозяйство страны, плодородие её почв, богатство народа.
• На гербе Кот−д'Ивуара в центре голова слона. Слон важен для этой нации, так как это распространённое животное в Кот−д’Ивуаре, источник слоновой кости. В честь и по имени его названа страна и народ (берег слоновой кости). По краям изображены элементы местной флоры − пальмы.

Ответы к странице 94

? Какие гербы рассказывают о занятиях жителей городов?
Гербы городов: 1 − Санкт−Петербурга; 2 − Сергиева Посада; 3 − Переславля−Залесского; 4 − Тулы; 5 − Костромы; 6 − Суздаля; 7 − Парижа (Франция); 8 − Лиссабона (Португалия); 9 − Нью−Йорка (США); 10 − Софии (Болгария); 11 − Лондона (Великобритания); 12 − Алма−Аты (Казахстан);

Ответ:

• Скрещенные серебряные якоря на гербе Санкт−Петербурга говорят о том, что этот город морской и речной порт.
• Рыба в нижней части герба Переславля−Залесского говорит о том, что в городе занимаются рыбным промыслом.
• Герб Тулы содержит два лезвия меча, ружейный ствол и молоты. В Туле жители занимаются производством оружий на заводах.
• На гербре Парижа изображен корабль. Дело в том, что именно через Париж проходят два древних торговых пути − сухопутный, с севера на юг, и водный, по Сене, с востока на запад, к Атлантике. Переправой через Сену в старину заправляла гильдия лодочников, чьи доходы были важной статьей благосостояния города.

Вопросы и задания

1. Что такое геральдика? Какую помощь оказывает геральдика историкам в изучении прошлого?

Ответ:

В исторической науке изучением гербов занимается геральдика. Изучая гербы, учёные открывают для себя очень многое: кому они принадлежали, когда были созданы, кто был их владелец, какого он происхождения и так далее.

2. Рассмотрите Государственный герб Российской империи. Найдите на нём главную часть. У какого народа заимствована форма щита? Что изображено на щите? Какие элементы этого герба входят в современный герб Российской Федерации?

Ответ:

Главная его часть − золотой щит, на котором изображён чёрный двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами. Форма щита была заимствована у французов. На щите изображен двуглавый орёл со скипетром и державой в лапах, имперскими коронами на головах и одной короной по центру над ними. Этот двуглавый орёл со всеми дополнениями перешёл на современный герб Российской Федерации.

3. Как выглядит современный герб вашего края, области? Какие фигуры изображены на нём? Известно ли вам, что они означают?

Ответ:

Герб Санкт−Петербурга (цветное изображение) представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей − морского (наискось слева направо от зрителя, лапами в верхнем левом от зрителя углу щита; имеет две лапы и поперечную деталь на анкерштоке) и речного (наискось справа налево от зрителя, лапами в верхнем правом от зрителя углу щита; имеет четыре лапы и лишен поперечной детали на анкерштоке), положенных накрест, а на них золотой скипетр с двуглавым орлом.
Щит увенчан императорской короной с двумя выходящими из неё андреевскими лазоревыми лентами. За щитом два положенных накрест золотых, украшенных алмазами и эмалью российских скипетра, соединённых андреевской лазоревой лентой. Скипетр с античных времен является знаком правителей, в данном случае скипетр, увенчанный государственным орлом, символизировал монархическую царскую власть, а также, что Санкт−Петербург − столица Российской империи. Два серебряных якоря, из которых один − двухлопастный, с перекладиной у кольца − морской, другой − четырёхлопастный, с кольцом − "речная кошка", означали, что город − морской и речной порт. Якоря выражают идею Петра I о выходе к морю через речные пути. Красное поле щита напоминает о кровопролитных боях со шведами во время Северной войны.

§10

§10. Знамя и флаг сопровождают историю

Ответы к странице 106

>> Нарисуйте флаг вашей любимой спортивной команды или любой другой организации.

Вы можете найти в интернете флаг любого спортивного клуба - ЦСКА, Ростов, Динамо, Рубин, Арсенал, Пахтакор и др.

Вопросы и задания

1. Что такое знамя?

Ответ:

Знамя − это полотнище, чаще из шелка, на котором изображён геральдический символ, которое чаще всего прикреплено к флагштоку или древку копья. 

2. Почему во время сражения воины стремятся захватить знамя противника?

Ответ:

Знамёна служили отличительными знаками армии. Первоначально знамя указывало место, где воины должны были строиться на кануне битвы. Под знаменем они ощущали себя частью целого войска. Если во время сражения над ними развевалось знамя, значит, не одолел их неприятель. Потерять знамя в бою означало признать себя побеждённым, потерять честь. Поэтому во время битвы воины всегда стремились захватить знамя своего противника. Это было равносильно победе. Врываясь в чужой город, завоеватели всегда водружали своё знамя на самом высоком месте, тем самым показывая, чья теперь власть.

3. Что такое флаг? Какие бывают флаги?

Ответ:

Флаг − это прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, иногда с гербом или эмблемой. Флаг − это отличительный знак. Флаг − это символ независимости страны. Каждая страна имеет свой государственный флаг. Цвета этих флагов называют национальными или народными.

4. О чем свидетельствуют флаги, поднятые над зданиями?

Ответ:

Флаги над зданиями свидетельствуют о том, что в этом здании работают люди из  региона, чей флаг тут висит. Яркий пример - посольства и представительства.

5. Обратите внимание, на каких зданиях в вашем городе, районе, области развевается флаг Российской Федерации, а на каких − флаг республики, края.

Ответ:

Флаг Российской Федерации развевается, как правило, на зданиях Суда, Управления полиции, Прокуратуры и Следственного комитета. Флаг республики или края развевается над зданиями Администрации в данной республике, крае.

§11

§11. Из истории гимнов

Вопросы и задания

1. Для чего создавали гимны в древности?

Ответ:

Гимны всегда прославляли подвиги героев, они слагались в честь побед. Позднее гимны стали сочинять в честь правящих монархов: императоров, королей, князей.

2. В каком веке появились государственные гимны?

Ответ:

Первый гимн появился в Великобритании в XVIII веке, и назывался "Боже, храни Короля". Но гимн не считался государственным, так как посвящался он королю. В конце XVIII века во Франции во времена Великой французской революции появилась патриотическая песня "Марсельеза". В 1793 г. песня "Марсельеза" стала государственным гимном Франции. В XIX веке гимн появился и в России.

3. Чем является государственный гимн для народа любой страны?

Ответ:

В любой стране гимн объединяет народ, народ становится единым целым. Гимн для народа − это символ государственности и единения.

4. Есть ли гимн у вашего города, края? Познакомьтесь с его текстом, мелодией.

Ответ:

У моего города Санкт−Петербурга есть твой гимн, мне он очень нравится. В нем поются следующие слова:
Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твое Медный всадник хранит.
Несокрушим − ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой,
Бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!
Санкт‑Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь − жить единой судьбой!

Гимн Москвы:
Я по свету немало хаживал
Жил в землянке, в окопах, в тайге
Похоронен был дважды заживо
Знал разлуку, любил в тоске
Но Москвой я привык гордиться
И везде повторял я слова
Дорогая моя столица
Золотая моя Москва!
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой
Я люблю твою Красную Площадь
И кремлёвских курантов бой
В городах и далёких станицах
О тебе не умолкнет молва
Дорогая моя столица
Золотая моя Москва!
Мы запомним суровую осень
Скрежет танков и отблеск штыков
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов
И врагу никогда не добиться
Чтоб склонилась твоя голова
Дорогая моя столица
Золотая моя Москва!
Дорогая моя столица
Золотая моя Москва

5. Что должен сделать российский гражданин, когда на торжественном мероприятии исполняется гимн России?

Ответ:

Когда звучит гимн России, гражданин страны должен встать, приложив руку к сердцу в знак гордости за свою страну.

§12

§12. Как работать с учебными материалами по истории

Ответы к странице 117

? Что вы можете сказать о композиции картины В.И.Сурикова "Переход Суворова через Альпы" (с.116)?
В.И.Суриков. Переход Суворова через Альпы

Ответ:

На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Суворов подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. На его шутку откликнулись двое солдат. В такой момент шутить? Это кажется неправдоподобным. Впереди всех спускаются опытные солдаты. В центре изображён седой ветеран с орденом на груди. Он крестится, готовясь ринуться в пропасть. Перед ним два солдата: у одного лицо очень серьезное, напряжённое, а другой прикрылся плащом, видимо, от страха. А черноусый солдат уже летит вниз, придерживая свою треуголку. Лицо его сурово и решительно. Суворов изображён не в центре картины, но художник ясно показал его роль организатора. На краю пропасти он еле удерживает своего белого коня. Сняв с головы треуголку, он с улыбкой показывает вниз. В его фигуре столько бодрости и энергии, столько веры в своих солдат! И его авторитет среди солдат был велик. Это был патриот, настоящий друг солдат, человек с живым сердцем и прямой душой. С какой готовностью подчиняются воины его приказу, как весело смеются его шутке! Пейзаж картины суров и величественен. Горы занимают почти всё полотно, виден лишь кусочек покрытого тучами неба. Вершины гор уходят ввысь. Отдельные облака проходят по ущельям и закрывают скалы. На склонах гор виден снег. Отвесный склон, на котором находится Суворов, подчёркивает трудности, которые преодолевают солдаты. Две стихии показаны в картине: "грозная стихия природы и непобедимая стихия русского народа". В картине преобладают синие, зеленоватые и темно−лиловые тона с проблесками красного и желто−зеленого. Этот колорит усиливает впечатление суровости и трудности условий, создаёт у зрителя ощущение холода. Немного оживляют картину ярко−красные мундиры солдат на втором плане.

Ответы к странице 118

? Какие сведения может получить историк о жителях голландской деревни середины XVI в., знакомясь с композицией картины П. Брейгеля "Крестьянский танец"? Можно ли считать картины, на которых художник изобразил жизнь людей своего времени, историческими источниками? Приведите примеры других живописных произведений, на которых изображены сцены повседневной жизни людей. Кто авторы этих картин? В чём их ценность для всех, кто изучает прошлое?
П. Брейгель. Крестьянский танец

Ответ:

Изучая картину П. Брейгеля историк может понять: какую одежду носили в то время голландцы и как она изменилась в нынешнее время, как выглядели дома и их архитектуру, то, что женщины принимали участие в празднованиях с мужчинами в отличии от восточных стран.
Любую картину, в которой изображена жизнь людей своего времени, можно считать письменным источником. Например, картина Стена Яна "Как поют старики, так играют молодые" или картина Адриана ван Остаде "Крестьяне в интерьере".

Ответы к странице 119

? У вас дома есть фотоальбом. Какие события из истории вашей семьи изображены на фотографиях? С разрешения родителей и с их помощью расположите фотографии в альбоме в хронологическом порядке. В таком же хронологическом порядке должны быть и файлы цифровых фотографий, хранящиеся в вашем компьютере.

Ответ:

В моём фотоальбоме есть фотографии моего младенчества, фотографии с мамой. Фотографии из садика, как я взрослел до того, как пошёл в школу. В школьные годы фотографии становится всё больше и больше. На них вся моя семья и фотографии с друзьями.

Ответы к странице 121

? Сегодня одно и то же событие могут передать в своих произведениях и художник, и фотограф. Сравните, как работают эти мастера. У кого больше возможностей более детально передать произошедшее событие? Что использует художник для создания картины, а что фотограф?

Ответ:

У фотографа больше возможностей передать событие детально. С помощью фотокамеры фотограф делает множество снимков какого−то события, с разных ракурсов. В то же самое время художник может рисовать лишь определённый момент события, в течении длительного времени. Художник использует в своей работе кисти, карандаши, пастель и другие инструменты.