Страница 261

Вопросы к рисунку 182

1. В экваториальном лесу много деревьев, лиан и нет травяного покрова. Объясните почему.

Ответ

В экваториальном лесу нет травяного покрова, потому что из-за большого количества деревьев к почве не проникает свет.

2. Чем объяснить, что экваториальные леса вечнозелёные?

Ответ

Экваториальные леса вечнозелёные, так как там большое количество видов растительности и постоянно тепло и влажно.


Страница 263

Могут ли резкие перепады температуры привести к разрушению камней в каменистой пустыне? Во что превратятся камни?

Ответ

Да, резкие перепады температуры могут привести к разрушению камней в каменистой пустыне. Камни превратятся в песок.


Страницы 265 – 266

Вопрос 1

Пользуясь картой природных зон, ответьте на вопросы: 1) Какие природные зоны есть на земном шаре? 2) По названию какого компонента природного комплекса получили название природные зоны? Почему? 3) Какие природные зоны непрерывно протягиваются через весь материк, а какие – прерываются? Как вы думаете, с чем это связано? 4) В пределах каких природных зон лежит территория России?

Ответ

1. На земном шаре есть: арктические и антарктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколистные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни, саванны, редколесья и кустарники, переменно-влажные леса, постоянно влажные леса, области высотной поясности.
2. Природные зоны получились своё название по характеру растительности.
3. Непрерывной протягиваются через весь материк зоны ледяных пустынь, тундры, и тайги в северном полушарии, а также переходная зона лесотундры. Остальные зоны располагаются прерывисто. Это связано с расположением горных систем, морских течений и особенностями материков.
4. Россия находится в пределах ледяной пустыни, лесотундры, тундры, тайги, смешанных и лиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропических лесов.

Вопрос 2

Какие занятия характерны для населения изученных природных зон?

Ответ

Для населения изученных природных зон характерны следующие занятия: промышленность, сельское хозяйство, охота, рыболовство.

Вопрос 3

Что общего и в чём разница между тропическими и арктическими (антарктическими) пустынями?

Ответ

Общее: скудная растительность и животный мир. Различия: географическое положение, климат.

Вопрос 4

На примере одной из природных зон, описанных в параграфе, докажите, что все её компоненты взаимосвязаны между собой.

Ответ

                                               Тайга
        В тайге холодный климат, поэтому там небольшое испарение и из-за этого заболоченность. Кроме того, деревья высасывают из почвы все полезные вещества, поэтому почвы не плодородные. Растения и животные вынуждены приспосабливаться к таким природным условиям: вместо листьев – иголки, у животных теплые шкуры (лисы, белки).

Вопрос 5

Оцените условия жизни людей в разных природных зонах. Какую природную зону вы считаете наиболее благоприятной для проживания и почему?

Ответ

В разных природных зонах люди живут совершенно по – разному: специальная одежда, приспособления, постройки для комфортной жизни. Самой благоприятной является субтропическая зона, потому что там не слишком жарко и не слишком холодно.

Страница 266

Вопросы и задания для обобщения по теме

1. «Географическая оболочка», «природная зона», «природный комплекс» - как вы понимаете эти термины?

Ответ

Географическая оболочка – внешняя оболочка Земли. Её составными частями являются гидросфера, биосфера, часть атмосферы и верхняя часть литосферы.
Природная зона – часть географической оболочки Земли, которая состоит из природных компонентов и процессов.
Природный комплекс – определённый участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.

2. Приведите примеры, показывающие целостность любого природного комплекса и последствия нарушения этой целостности.

Ответ

Целостность природного комплекса обусловливается тем, что изменение одного компонента вызывает изменение других. Например, вырубка лесов ведет к появлению новых видов растительности. На месте вырубки становится теплее летом и холоднее зимой, снежный покров весной быстро тает. Появляются новые виды животных. И как итог, появляется новый природный комплекс.

3. Опишите природную зону, в которой находится ваша местность, по плану, приведённому в приложениях к учебнику.

Ответ

1. Тайга

2. Тайга занимает пространство от запада Восточно-Европейской равнины вплоть до побережья Охотского и Японского морей.

3.Тайга располагается в двух климатических поясах — субарктическом и умеренном, поэтому внутри зоны наблюдаются значительные климатические различия. Над ней обычно преобладают воздушные массы умеренных широт, но нередко сюда проникает и холодный арктический воздух, вызывающий понижение температур.

4.Восточная и западная тайга очень сильно различаются: в первом случае лесообразующей породой выступает лиственница даурская (к востоку от Енисея), во втором — ель европейская (не пересекает Урал). Самой богатой по видовому разнообразию растений тайгой является дальневосточная. Помимо лиственницы даурской, здесь отмечаются лиственные породы (береза, осина, ольха), сосна и даже вторичные мелколиственные леса. Нередко встречаются болота.
В восточной тайге больше животных, чем в западной. Здесь господствуют типичные сибирские виды: соболь, кабарга, каменный глухарь, рябчик и др. В обводненной тайге очень много рыбы и водоплавающих птиц. А вот запад — царство лосей, зайцев-беляков, глухарей, рябчиков. Повсеместно в тайге водятся бурый медведь, росомаха, рысь и белка. А еще здесь настоящие армии насекомых, от которых очень сложно отделаться хотя бы на минутку.

5. В тайге активно ведется лесозаготовка, а также развиты рыболовство и охота на боровую дичь (глухарей), крупных животных (медведя, лося, дикого оленя) и пушных зверей. Недра зоны необычайно богаты нефтью и газом, углем и торфом, золотом и алмазами, редкими минералами и ценными рудами.