Страница 76

Вопросы под рисунком 51

1. В каком направлении текут великие сибирские реки? Совпадает ли направление течения этих рек с направлением движения русских землепроходцев?

Ответ

Великие сибирские реки текут в направлении с юга на север. Маршруты русских землепроходцев совпадают с направлением течения реки.

2. С помощью карты выясните, какой русский землепроходец: а) обнаружил пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку; б) первым дошёл до берега Охотского моря; в) исследовал берега Амура; г) первым побывал на Камчатке.

Ответ

А. Семён Дежнёв.
Б. Иван Москвитин.
В. Ерофей Хабаров.
Г. Владимир Атласов.

Страница 80

Вопрос к рисунку 55

Сравните эту карту с картой путешествий Марко Поло. В каких районах Земли побывали оба великих путешественника?

Ответ

Оба великих путешественника исследовали Центральную Азию.

Страница 81

Вопрос 1

Какое значение для развития географии имели путешествия В. Беринга, А. Гумбольдта, Д. Ливингстона, Н. М. Пржевальского, П. П. Семёнова – Тян – Шанского?

Ответ

Витус Беринг возглавлял экспедицию в Сибирь. Александр Гумбольдт внёс огромный вклад в изучение Южной Америки. Давид Ливингстон исследовал Южную Африку. Николай Михайлович Пржевальский исследовал Центральную Азию. Пётр Петрович Семёнов – Тян – Шанский путешествовал по горной системе Тян – Шань.

Вопрос 2

Почему нужно изучать Мировой Океан?

Ответ

С незапамятных времён считается, что жизнь зародилась именно в океане. В наше время исследована меньшая часть мирового океана. Учёные пока не знают, какая глубина у каждого океана и какие представители рыб и растений могут обитать на дне океана. Изучение океана поможет узнать и, возможно, понять причину затопления кораблей, которые не могут пока быть извлечены на поверхность земли и изучены, из-за отсутствия нужного оборудования. Если изучать океан, то можно узнать, как океан влияет или может повлиять на климат материков. Дно океана – это кладезь полезных ископаемых. Учёные стараются всё больше и больше изучить мировой океан для того, чтобы появились новые возможности для использования его человеком.

Вопрос 3

С какими трудностями сталкиваются исследователи глубин Мирового океана?

Ответ

Основной проблемой изучения морских глубин является огромное давление воды, которое не выдерживает ни техника, ни, тем более, человек. Также трудности могут быт вызваны сложным рельефом дна, опасным содержанием химических веществ на глубине (например, сероводород в Черном море), непредсказуемым поведением обитателей фауны океанов и морей.

Вопрос 4

Приведите примеры современных проектов, посвящённых изучению Мирового океана.

Ответ

На сегодняшний день основными исследовательскими международными программами являются: совместный проект по изучению глобальных потоков в океане (JGOFS), его биохимическая часть (BOFS); проект АТОК; эксперимент по изучению циркуляции Мирового океана (WOCE); технологический проект по разработке автономных исследовательских подводных аппаратов (AUTOSUB); глобальная система наблюдения за океаном (GOOS); международный проект ЮНЕСКО по прибрежным экосистемам (КОМАР); программа исследования неживых ресурсов (OSNLR) и некоторые другие.

Вопрос 5

Какие причины способствовали быстрому изучению и освоению русскими землепроходцами внутренних районов Евразии?

Ответ

Причины:
1 -  Внутренняя часть Евразии являлась малозаселенной территорией, а основным видом деятельности коренного населения было скотоводство, поскольку грунт не подходил для земледелия.
2 - Население данных мест было малочисленное, и не могло оказать адекватного сопротивления, поэтому они становились частью единого государства.
3 - На скорость освоения значительным образом влияло равнинное размещение территорий, а также наличие больших водных транспортных артерий.